Поделиться
04 Июн 2009 г.
При этом их не смущает то, что на согратлинской земле и по ныне есть место, называемое «место гибели Галава». По-видимому, им больше всего не нравится то, что М. Хуршилов в своем произведении называет Галава ведущим андаляльского ополчения и эпизод, когда посыльной Надыршаха вручает послание – ультиматум не кому-нибудь, а наиболее представительному, на его взгляд, из сидящих Галаву. Спасибо краеведу Абакарову Магомеду, что он не считает Галава вымышленным, и назвал его среди храбрых воинов в вышеназванной статье. Но на своем сайте «Согратль» он сделал все, чтобы унизить честь и достоинство Галава, приписывая ему засаду против согратлинца Хвелава, показывая бацадинца простаком и трусом по сравнению с его земляком. Причиной противостояния между Галавым и Хвелавым, по всей вероятности, были набеги бацадинцев на согратлинские земли и угон скота. Оба они участвовали в борьбе против Надыршаха в 1741 году. Хотя между селениями в 1742 году был заключён договор, личная неприязнь и противостояния между ними не прекратились.
Галав был представительным, физически мощным и уверенным в своих силах человеком. Не рассчитывая преодолеть Галава в открытом поединке, Хвелав решил избавиться от него унизительным для мужчины методом – засадой. Своими устными посланиями, высказываниями в адрес своего врага он спровоцировал Галава пойти с ним на встречу (на разборку, на поединок) на территории Согратля. В то время для настоящих мужчин считалось недостойным нападение сзади, выстрел в затылок противника. Поэтому Галав шёл на встречу со своим противником, не опасаясь нападения сзади или другого недостойного приёма со стороны Хвелава. И напрасно. Хвелав поджидал его, выбрав удобное место, и выстрелом в затылок убил Галава.
У автора сайта «Согратль» вышло всё наоборот. Цель его: обелить и выста-вить в лучшем свете своего земляка Хвелава и опозорить бацадинца Галава. Описание засады и её последствий у автора сайта получились не убедительными и рассчитаны на несведущих читателей. Вот вкратце его видения события.
Хвелав со своим сыном шёл в сторону хутора Наха гlypyx. Из далека он заметил возведённую на пути возвышенность из камней с просветом для наблюдения и «нутром» чувствовал, что за камнями находится Галав. Предлагая сыну следовать за ишаком, Хвелав подкрался к засаде сзади, окликнул Галава и, когда тот повернулся в его сторону, убил его.
Каким молодцом получился этот Хвелав у автора, который догадался и «нутром» почувствовал, что за камнями находится Галав, сумел в открытой местности незаметно выйти к нему в тыл и убить его.
И каким же дурачком выглядит у автора опытный воин Галав, который на открытой местности через «просвет» засады не увидел идущих в его сторону людей, не заметил, что один из путников исчез и дал ему зайти в тыл.
Интересно, как Галав додумался устроить засаду на согратлинской земле, на открытой местности и на виду у путников, которых в то время было много на дорогах. Откуда он узнал, что именно в этот день, в это время Хвелав пойдёт по этой дороге? Выходит, что гордый и уважающий себя Галав не стеснялся путников на виду у всех таскать камни и прятаться за ними.
Не убедительно! Убедительно выглядит следующая песня-плач, сочинённая по горячим следам событий родственницей Галава и частично дошедшая до нас из уст женщины по имени Загидат.
Перевод.
О том, что бацадинец Галав был убит согратлинцем Хвелавым из засады, знает каждый бацадинец и содержание приведенной песни это подтверждает.
«Андалал» М. Хуршилова – литературное произведение, где освещаются действительные события из истории Дагестана. Действительно жили и участвовали в этих событиях персонажи произведения.
Каждый автор при создании таких произведений собирает полевой материал о персонажах. Естественно, так поступил и М. Хуршилов, создавая образ Галава на основе собранных письменных и устных источников. Может быть, для придании произведению большей художественной ценности введены образы патриота старого Гасана и предателя Шахбана. Если реальным героем произведения Хуршилова был Чупалав, то реальным героем был и бацадинец Галав.
Почему-то некоторые согратлинцы предвзято относятся к историческим личностям из других селений, явно показывая при этом свою исключительность.
Если в таком духе написана Абакаровым книга по истории своего селения, это не прибавит авторитета ни ему, ни селу.
Бацадинцы, интересующиеся своей историей, знают об отрицательном отношении отдельных согратлинцев к личностям прошлого из с. Бацада, таким как Галав и Курбанилав. Такое отношение у них и к селению в целом.
Это заметили даже посторонние люди из соседних селений нашего и не нашего района. Искажать историю в свою пользу нельзя, нанося при этом незаслуженное и несправедливое оскорбление другим. Хочет это кто-то или не хочет, но фактичес-ки Галав был одним из ведущих руководителей андаляльского ополчения, даже если и «забыли» занести его имя на памятную доску мемориала «Ватан». Старайся, не старайся приписать засаду Галаву, она была устроена Хвелавым.
Независимо от чьего-то желания фактом остается то, что Курбанилав был в Согратле сначала муфтием, а потом наибом.
Почему-то в душе некоторые согратлинцы воспринимают это очень болезненно для себя. Читая воспоминания Гаджи-Али из Чоха, видно, что он не любит сына Шамиля Газимагомеда, и, поэтому, обвиняет его по любому поводу. Так и Абдурахману Казикумухскому чем-то не угодил Курбанилав и старается наговорить на него. Но все же он признается, что Курбанилав был известным законоведом, наибом и Шамиль любил его.
Селение Согратль внесло большой вклад в историю Дагестана. Отсюда вышло много религиозных и государственных деятелей, ученых, писателей, героев, мастеров-самоучек, теперь и успешных предпринимателей. В этом отношении Бацада с ним не спорит.
Имея такую богатую историю своего селения, «Александр» (так подписался под своим сайтом в Интернете М. Абакаров) мог бы найти другой материал для своего сайта, чем оскорбление представителей других селений.
Когда завершилась работа над этой статьей в газете «Новое дело», в рубрике «История отечества» я прочитал отзыв Махача Мусаева на отзыв «Абдулы с гор» на статью П. Тахнаевой «Последний поход Надир-шаха» и убедился, что ни один я обеспокоен попытками таких, как «Абдула с гор» переписать историю в свою пользу.
Приведу здесь цитату из «Очерков по истории Дагестана» (Махачкала, 1957, том 1, стр. 166): «Решающее значение имело для дагестанцев сражение при с. Чох, где огромная шахская армия, не выдержав натиска дагестанцев, бросилась бежать». Ссылка сделана на книгу Мирзы-Мехти-хана Астра бади «Тарих и Надири», 1770 год.
Поделиться
04 Июн 2009 г.
Это случилось в марте 1958 года. Тогда весь Дагестан всколыхнула весть о гибели пяти молодых колхозниц из селения Бацада Гунибского района при...
Май 2013 г.
Когда люди говорят о ностальгии, мне все время кажется, что они немного притворяются. Ну, вроде договорились когда-то между собой, что так...
Апр 2013 г.
В Гунибском районе нет такого селения, о происхождении названия которого имеются так много вариантов и мнений как Бацада. Автор...
Июн 2009 г.
Возникновение договора между селами Бацада и Согратль связано с частыми набегами бацадинцев на согратлинские земли и угоном их скота. О...
Июн 2009 г.
Комментарии к статье