Поделиться
01 Янв 1970 г.
Прошло совсем немного времени, и он уже, не моргнув газом, готов был выполнить любой приказ имама Шамиля.
Однажды войско имама проходило через Ирганай по Красному мосту в сторону села Чалда. Когда воины приблизились к селению, имаму стало известно, что царские солдаты заняли оборону у Карадахского моста. Имам стал внимательно присматриваться к воинам, раздумывая, кого бы направить в разведку для выяснения обстановки. К Шамилю подошёл Магдил Гаджияв и сказал, что сам пойдёт к тем, кто находится на мосту.Имам предложил ему взять с собой двух мюридов, но тот отказался от данной услуги.
Незаметно подкравшись к расположению неприятеля, Магдил Гаджияв, не дав опомниться охранявшим мост, умелыми тактическими действиями уложил нескольких солдат, пытавшихся приблизиться к нему, а оставшихся в живых восемь человек взял в плен.
Ведя их впереди себя, явился в расположение имама. Шамил остался доволен отвагой и удальством молодого мюрида и ничего не сказал в адрес Гаджиява…
По постановлению имама Шамиля бойцов, принимавших участие в военных действиях, отпускали на неделю домой. Особо отличившимся, совершившим отважные поступки мюридам позволялось чаще ездить к родным. И поэтому отважный Магдил Гаджияв часто бывал дома, в селе Игали.
За то, что имам особо ценил его за отвагу, мужество, в родном селе у Магдил Гаджиява было немало недоброжелателей и завистников. Они не раз отправляли письма имаму, в которых пытались оклеветать мюрида.
Однажды Магдил Гаджияв находился в Игали, где с ним жила и его жена Ханика. Его мать Патимат умерла еще молодой, оставив единственного сына.
Затем у Магдила родилась дочь, названная именем матери - Патимат.
Во время очередного нахождения его в родном селе, до имама Шамиля донесли, что через селения Цатаних, Иштибури, Колоб по направлению к селу Игали движется отряд противника под предводительством Магдила Гаджиява. Имам не придавал особого значения этому донесению, решив, что недоброжелатели мюрида распространяют о нем ложные сведения, чтобы рассорить его с третьим имамом. Но все же Шамиль решил послать трех мюридов для выяснения обстоятельств. С этим поручением имам отправил в Игали Курамухаммада из Карата и Хаджи-Мурада из Гигатля.
До Магдила тоже дошла весть, что по направлению к его селению движется вражеский отряд, и он незамедлительно начал готовить для "встречи" с ним свое снаряжение. За этим занятием его застали мюриды, посланные имамом. Не сказав ему ничего, поскольку дело обстояло иначе, нежели им его преподнесли, они тут же уехали обратно. Магдил узнал от соседей, зачем приезжали гости, но не придал этому большого значения, решив, что при личной встрече сам обо всем расскажет Шамилю. Он привык к козням недоброжелателей, и на этот раз надеялся на Милость Аллаха и на то, что имам, зная его, не поверит клеветникам.
Прибывшие мюриды сказали игалинцам, что, по их сведениям, к селу приближается значительный отряд противника. Они посоветовали принять им меры предосторожности. Магдил Гаджияв отправил отца и других родственников в безопасное место. Он просил и Ханику, чтобы она с дочкой ушла из села. Но она попросилась остаться, пока не узнает вестей от него. Прощаясь, Магдил сказал жене: "Пустили слух, что наши противники прибывают по моему приглашению, я им устрою встречу. Если мой конь вернется домой без меня, значит я ушел из жизни".
Когда после полудня конь возвратился без хозяина, Ханика поняла, что произошло. Она тут же, привязав дочку к спине, села на коня и поскакала в том направлении, куда уехал муж. До конца игалинских полей, вплоть до Ачила-майдана, встречала Ханика трупы солдат. Недалеко от тел убитых солдат увидела она бездыханное тело мужа. Он лежал на краю поля с открытыми глазами и напоминал воина, решившего передохнуть после жаркого боя. Пока Ханика не подошла поближе, она все еще надеялась, что ее муж жив. Но она потеряла эту слабую надежду, когда увидела выпавший из руки мужа окровавленную саблю, служившую ему во многих боях, и застывшую кровавую лужу рядом с ним.
Отрешенная, не видя ничего вокруг, она по той же дороге пошла домой. С недоумением смотрели вслед ей солдаты. Как только Ханика вернулась в селение Игали, она тут же вывела из-под навеса осла, оседлала его, к обеим сторонам вьючного седла прикрепила две жерди и соединила их полотном. Вместе с дочкой она вернулась туда, где находился труп мужа. С трудом пыталась она перетащить его на палас. Офицер, видя ее положение, послал на помощь двух солдат. Проведя в дороге ночь, дошла Ханика до Ингишо, где похоронила мужа, как он и завещал. Через несколько дней она отправилась к имаму Шамилю и поведала ему обо всем, что произошло с ее мужем. Шамиль тут же направил в семь селений письма с распоряжением, чтобы родившихся в этом году мальчиков называли именем Магдила Гаджиява.
Прошло некоторое время и дибир села дал знать Ханике, что ей следует выйти замуж. Вновь она была вынуждена пойти к имаму Шамилю. Он позволил ей самой решить вопрос о замужестве. Имам также повелел двум мюридам сопровождать ее до села Ингишо, что являлось проявлением высочайшего знака уважения к ней Шамиля.
В священной борьбе горцев оставил частицу своего духа бесстрашный воин имамата- Магдил Гаджияв. Вновь живут его предки; память неумолимо диктует им неувядающие страницы прекрасного воина и гражданина-Человека. Пусть Аллах примет их благие воздаяния и облегчить участь.
Поделиться
01 Янв 1970 г.
Уникален край Дагестана. Каждый аул, каждое село, каждая гора имеет свою историю. Не зря про Дагестан бытует такая притча: «Когда Всевышний...
Апр 2012 г.
Жизнь каждого человека - это целый мир. И в нем можно найти множество подвигов. Так в жизни Абдухалимова Гаджиява Гасанилаевича подвигов...
Авг 1998 г.
Известный певец Дагестана Аращил Омар родился в 1893 году в селении Игали в семье бедного крестьянина Аращил Гасана. В детстве был веселым,...
Янв 1970 г.
Каждое село, подобно человеку имеет свои неповторимые, присущие ему одному, черты есть они и у моего села любовь к пению, песне – самая яркая и...
Янв 1970 г.
Селение Игали богато культурными традициями. Общественный быт жителей села отличается тем, что они с древних времен славились острословием,...
Янв 1970 г.
Аварцы – один из самых многочисленных народов многонационального Дагестана. И, что интересно, чуть ли не каждый аварский аул исстари чем-то...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье