Дауд-Эфенди – борец за справедливость

0

Поделиться

01 Янв 1999 г.

Получил мусульманское образование в родном селении. Есть предположение, что он, как и его будущие коллеги по научным изысканиям, побывал в Йемене и Сирии в целях совершенствования своих знаний. Затем много занимался в школе Мухаммеда из Кудутля, считавшегося первым учителем ученых Дагестана. Ученые этой школы находились под значительным влиянием Салиха из Йемена, у которого они учились. Салих был известен на Востоке своей самостоятельностью и свободомыслием в религиозно-философских вопросах. Ученый был обвинен ортодоксальными богословами в зиндикстве, т.е. отступлении от веры. Это не могло не сказаться и на воззрениях Дауда-Эфенди. Как отмечает Али Каяев, Дауд-Эфенди «был свободомыслящим и, не боясь ничего, распространял в народе собственные взгляды». Он критиковал социальные порядки в Дагестане, выступал, как и Мухаммед из Кудутля, за социальную справедливость, настаивал на равном использовании земельных угодий.

В свете изложенного представляется, что мнение Али Каяева о том, что Дауд-Эфенди превзошел своего учителя Мухаммеда из Кудутля, не лишено основания. Дауд-Эфенди оставил много работ, относящихся к различным отраслям науки. Но сохранилось из них очень мало: Трактат «Шарху Шафия» по грамматике арабского языка, несколько фрагментов и писем. В них ученый проявляет глубокое знание арабского языка и его грамматики. Он ссылается на авторитеты в этой области (Динкузы, Чарпарди и др.), но поправляет их, указывает на их ошибки. Впоследствии этот трактат был издан Мавраевым в Темир-Хан-Шуре. Поэтому он существует в Дагестане во многих экземплярах.

Дауд-Эфенди смело поднял голос протеста и против грабительских нашествий на Грузию, он заявлял, что они противоречат чести и достоинству человека, следовательно, противоречат и шариату. Интересны его мысли о том, что подлинный шариат не противоречит разуму. Дагестанский ученый настаивал на освобождении грузин, взятых в плен. Он решительно отвергал идею мусульманской исключительности, доказывал, что все люди порождены богом и равны независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Дагестанский ученый отрицал право мусульман отбирать материальные ценности у последователей других религий, осуждал тех, кто, ссылаясь якобы на шариат, оправдывал посягательство на имущество христиан и евреев. Он понимал также важность единства народов Дагестана для защиты родины, укрепления дружбы и взаимопомощи, поэтому осуждал феодальные распри, междоусобицу и кровную месть. По его мнению, эти явления ослабляли Дагестан, принося горе и разорение народу.

Усишинцы не забывают своего ученого. Они поставили ему надгробный памятник, создали уголок в школьном музее, отмечают его юбилей. Это способствует сохранению и умножению лучших традиций села, повышению эффективности работы по патриотическому воспитанию учащихся и молодежи.

, раздел: Личности

Автор: Магомед Абдуллаев, профессор / Источник: журнал "Возрождение", № 4
0

Поделиться

01 Янв 1999 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Знаменитый род Дауда из Усиша

    Дауд Эфенди ал-Усиши родился в 1655 году (а по другим данным в 1686 году 1) в семье пастуха по имени Али б. Мухаммад. Любознательный и пытливый юноша...

    Янв 2009 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля