Хасан из Кудали (1718–1795) — основатель медресе

0

Поделиться

25 Окт 2018 г.

Пока джамаат будет содержать изучающих исламские науки, баракат не сойдет со всего села, и покинет всех, как только те повернутся спиной к наукам. Таких селений в истории много.

Медресе в селе Кудали Гунибского района славилось высоким уровнем преподавания и блестящим образованием, которое получили его выпускники, ставшие алимами. В этом медресе долгие годы обучались выходцы и из других сел. Мы помним имена нескольких десятков алимов, выходцев из Кудали, посвятивших жизнь распространению и развитию Ислама. Больше всех вспоминают имена Хасана из Кудали (старшего), Муртаза, календарем и таблицей которого пользуются и до сих пор, спустя более 100 лет, Хасана-младшего, помощника имама Шамиля и многих других.

Мы расскажем о Хасане-старшем из Кудали. Этот человек стоял у истоков основания медресе в селении и, практически, все село получало его баракат. Мы знаем его как Хасана Кудалинского или Хасана из Кудали (за его именем в арабских книгах мы находим Кабир, что означает «старший»). Некоторые исследователи, не разобравшись в именах, датах и наследии, путают творчество двух и трех Хасанов из Кудали, чем, конечно, вводят читателей в заблуждение.

Хасан-старший родился около 1718 года. Отца его звали Мухаммад, сын Али. Как и везде, сначала арабской грамматике Хасан учился у отца, затем стал ходить в медресе при мечети. Видя его желание учиться и способности, отец отправил Хасана в село Обода, где находилось известное во всем Дагестане медресе Шабана-кади. Более 10 лет проучился Хасан у Шабана-кади. Затем несколько лет провел в Персии, где усовершенствовал знания по некоторым дисциплинам. В Обода с ним учились Мусалав из Кудутля, Салман из Тлоха и другие ученые, впоследствии давшие сильнейший толчок развитию Ислама в Дагестане.

По возвращении из Персии, Хасана из Кудали пригласило к себе муфтием общество Зирехгеран, известное не только в Дагестане, но и за его пределами. В общество входили села Кубачи, Амузги, Ашты, Шири и Сулевкент. Помимо своей работы, Хасану удавалось здесь обучать других наукам Ислама. Иметь учеников и получить возможность передать свои знания другому – большое счастье для алима. Позднее Хасана пригласили работать в Хунзах — столицу Аваристана. Нет точных подтверждений, какую именно должность занимал там Хасан. Но достоверно известно, что его ученики уже самостоятельно писали книги. Возможно, что Хасан открыл в Хунзахе медресе. Один из его учеников впоследствии стал кадием Аваристана и признанным алимом.

Его звали Дибир-кади из Хунзаха. Тарикатский шейх Мухаммад Ярагский оставил запись о том, где и в каких селах он изучал науки. Там есть запись, что он изучил книгу «Маан» у Хасана из Кудали. Известность медресе Хасана принесло то, что его выпускники стали активными распространителями Ислама. Большое внимание он уделял красноречию и лаконичности проповедей. Много книг распространили его ученики, переписав их. Еще Мусалав из Кудутля ввел в практику учащихся перепись каждой изучаемой книги. Этот опыт перенял и внедрил и Хасан. Большое внимание Хасан уделил установлению времени намаза и начала лунного календаря. Для этого он составил особые рузнама, пользуясь лунным календарем. Он придумал приборы для наблюдений за началом месяца, времени намаза и так далее. Эти приборы и теперь сохранились. Например, те, что он подарил ученику Нурмухаммаду из Хунзаха.

В те годы астрономия была наукой очень востребованной и требующей тщательного изучения. Необходимо было выработать единый календарь и установить время намазов для каждого муэдзина и имама. Это играло огромную роль в совершении намаза, проведении поста и других исламских датах. Это еще больше объединяло и сплачивало умму.

Проповеди Хасана свидетельствуют о его старании на пути Ислама, о желании поставить все на правильный путь. Его назму написаны чистым и красивым аварским языком. Они точны и доступны, как назму других алимов того времени: Абубакара из Аймаки, Мусалава из Кудутля и других.

Хасан больше всего призывал улучшать нравы , отношения между собой, своевременно и полноценно совершать предписания Ислама. Это говорит о том, что он понимал время, в котором живет, и терпеливо и доходчиво доводил до простолюдина смысл основ веры. Баракатом этих людей, данных Всевышним, сохранился наш Дагестан.

Умер Хасан из Кудали в 1795 году по дороге в хадж в возрасте 77 лет. По разноречивым данным, он похоронен в Дамаске или в Медине.

Да не лишится и наше время этого блага!
Хасан напоминает о бренности мира и необходимости готовиться к смерти
Этот мир меняется четыре раза в году
Не возгордится им совершенный умом.
День и ночь, меняясь, проходит время.
Не будет дремать умеющий мыслить.
Трава, что летом прорастает,
зимой гниет под инеем,
Мир ни для кого не постоянен.
Полная луна постепенно исчезает,
Без вечных благ Аллах тебя не оставит…

, раздел: Личности

0

Поделиться

25 Окт 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Кудалинская баллада

    Глава первая ПИСЬМО МАМЛЮКА Осенним сентябрьским вечером в 1250 года ко двору кудалинского хана примчался гонец с письмом из божественного...

    Окт 2018 г.

  • Кудали средневековый (ХI — XVII вв.)

    История образования селения Кудали уходит своими корнями в глубокую древность. Есть предположение, что селение образовалось от слияния...

    Окт 2018 г.

  • Кудали – село ученых арабистов

    Мы, кудалинцы, должны быть заинтересованы в том, чтобы восстановить добрые имена ученых-арабистов вышедших из нашего села, т.е. возвратить...

    Янв 1970 г.

  • Кудалинское медресе

    История развития, распространения знаний об исламе в Дагестане неразрывно связано с Кудалинской арабо-мусульманской школой. Кудали – один...

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля