Поделиться
25 Окт 2018 г.
Приводим данные переписей с учетом численности каратинцев: 4952 чел. в 1873 году, 7200 чел. в 1886 году, 5390 чел. в 1926 году,6700 чел. — в 1938 году. Существенные различия данных переписи — 7200 чел. в 1886 году и 5390 чел. в 1926 году — можно объяснить изменением административных границ Каратинского наибства в период царской России и соответствующего участка в Андийском округе в 1926 году. В материалах последующих переписей, начиная с 1949 года, каратинский этнос обозначался уже как аварцы.
Начало этногенеза каратинцев на территории Дагестана относится, примерно, к середине I тысячелетия до н. э. в составе государства Дидо; как отдельной этнополитической единицы — можно отнести к периоду ХII-ХIV вв., когда она стала выделяться из пракаратинско-ахвахского этноса. В средневековых источниках Дагестана каратинцы упоминаются с XVI века как отдельная политическая единица.
Письменность на каратинском языке используется для бытовых целей и переписки; имеются отдельные записи фольклорных и литературных произведений. Официальными языками в дореволюционный период считались арабский (делопроизводство, богословие и т.д.) и аварский (литература, печать, богословие и т. д.). Графика с конца XVII — начала XVIII в. до 30 годов XX века — арабская (аджам), до 1937 г. — латинская и в последующем — кириллица. В 2001 году издан «Каратинско-русский словарь», в 1998 г. разработан проект каратинского алфавита, имеются отдельные научные работы по грамматике.
Вероисповедание — мусульмане-сунниты, но сохранились пережитки языческих верований (обряды вызывания дождя на вершинах гор, магические амулеты и заговоры от сглаза и порчи людей, животных и урожая и т. п.). Празднование дня древнего языческого божества «КIIира» проводилось на культовой вершине Берекъи отрогов Богосского хребта (по античным данным — Керавнийские горы).
Каратинская мечеть построена в 910 году хиджры: при реконструкции мечети был обнаружен камень с этой датой. О развитии арабских наук у каратинцев свидетельствует книга «Сайди Шариф», т. е. толкование «Шарх-Талхис ал Мифтах» по логике и риторике, переписанная в 1687 г.
Каратинское медресе было одним из известных религиозных учебных центров Дагестана и религиозным центром Имамата, о чем пишет Абдурахман Казикумухский в «Китаб ат тазкира» («Книга воспоминаний»):
«. ..В селении Карата жили ученый Давудилав из Карата; мухаджир преклонного возраста Таймасхандибир из Чиркея, пользовавшийся авторитетом у Шамиля и его сына…».
В. Г. Котович, ссылаясь на археологический и этнографический материал, приходит к выводу:«… На протяжении, по крайней мере, семи последовательно сменяющих друг друга тысячелетий коренное (каратинское) население края вело оседлый образ жизни, основу которого составляли земледелие и скотоводство».
Вокруг каратинского общества известнацелая система оборонительных башен, которые соответствовали четырем главным дорогам к местности, занятой современными селениями общества, и таким образом охраняли внешние подступы. Такие же укрепления (щеба) и башни (борже) были в селах Арчо, Сивух, в местности Мугьа-Сивух, возле сел Анчих и Рачабулда, а также ИгулIи-Сивух, возле современного села Ингердах. Башни, от которых сохранились лишь остатки фундамента, были высокими и вместительными. По рассказам старожилов, одна башня могла вместить до 50 человек. Они были общественной собственностью, вначале связанной с отдельными тухумами и тухумными поселками.
Иерархия власти в обществе была следующей: 1. Старший дома (цIайрекварилI гьадуа). 2. Старший тухума (гьекьеболI гьадуа). 3. Старший села (гьанолI къади). 4. Старший народа (игьалI кьади). Она обеспечивала беспрекословное исполнение общественно-политических и иных задач, также ступенчатую демократическую систему выборов народом своих представителей и соответственно их легитимность.
В средневековый период каратинцы имели многоукладное сословное деление. Правящая элита в период существования Дидойского конфедеративного союза состояла из патрициальных и феодальных родов, феодалы после исламизации в XV веке стали называться кадиями и получили право управления обществом. В каратинском обществе основным сословием было уздемство (свободное сословие). После присоединения Дагестана к России обозначилась чиновничья и военная знать, большей частью выделившаяся из богатых родов разных тухумов. По Е.М.Шиллингу, «наименование каждого тухума восходит к имени его родоначальника. Тухумы смешивались друг с другом браками. Брачные связи не имели запретов. Тенденция считать один тухум лучшим, другой — худшим сказывается слабо. В большинстве тухумов имеются потомки «лагьов» (пленников, взятых когда-то в Грузии). Некоторые лагские семьи насчитывают 8-10 поколений от времени пленения. Про лагов рассказывают: «Они жили у нас, как родные дети. Когда мальчик вырастал, его женили, давали землю, и он сам вел хозяйство. Грузинам, взятым в плен при Шамиле, было разрешено вернуться. Некоторые ушли, некоторые остались. Грузинского языка уже никто не знает. Среди потомков пленников были даже муллы и арабисты». Каратинское общество в основном состояло из четырех тухумов (гьекьебо): Буралди, ГIакIибай, Сусарди, ХIекьибай. Прежде всего, надлежит указать, что у каратинцев, как и у андиев, наблюдается междуаульная общность родства групп (тухумов), говорящая о наличии единого компонента. Тухумы селения Карата имеются во всех селениях общества. При возникновении необходимости принятия новых членов со стороны их принимали в один из тухумов по соответствующей процедуре, которая проводилась по кунацкой системе рекомендаций и заключалась в определении выделяемых пахотно-пастбищных земель и ритуальном резании быка в честь вновь принятых членов общества.
Среди населенных пунктов каратинцев есть основные и производные. К основным относятся — Карата, Арчо, Анчих, Инхело, Рацитль, Верхнее Инхело, Тукита. Селение Карата (КIIира), название которого совпадает с самоназванием народа, является пунктом узлового значения.
По Гюлистанскому договору 1813 года, подписанному после завершения русско-иранской войны в 1804-1813 гг., территория Дагестана отошла к России. Ряд вольных обществ, в частности Анди, вступил в символическое «подданство» России еще до XIX в. В середине XVIII века каратинцы принимали активное участие в борьбе дагестанцев с персидским завоевателем Надир-шахом и в битве у Согратля в 1741 г. До Гюлистанского мирного договора многие общества также приняли символическое «подданство» России. В частности, в 1869 году общества Шодрода, Согратль, Маали, Ботлих, Карата, Ансалта, Анцух, Томарал приняли «подданство» России, тем самым, отказавшись совершать набеги на территорию России. Россия гарантировала обеспечение военной помощи при внешней агрессии и право беспошлинной торговли на всей территории России.
В освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни каратинцы включились в 30-х годах XIX века. К 40-м годам Карата — один из самых значительных опорных пунктов движения Шамиля. Из этого союза назначались военачальники — мудиры и наибы (Гъалбацдибир, Гъазиявдибир, Турач, Кьукьулав (Халит), казначей имамата (Хаджио), знаменосцы (Хуни Багадур, Чегерав Пумар, Исмаил, Алихажи и др.). По реестру армии Шамиля каратинцы выставляли 350 всадников и 300 пеших воинов; кроме того, имелось ополчение. Карата была одним из центров Имамата, здесь хранилась большая часть казны государства. Последним наибом в Карата был сын имама Шамиля Газимагомед. При нем каратинский отряд численностью в 250 человек принял последний бой с царскими войсками на горе Гуниб в августе 1859 года. Они обороняли северо-восточный склон плато со стороны Хоточа и Хиндаха. Кстати, знаменосец Хуни Багадур изображен на картине Т. Горшельдта «Мюрид с наибским знаменем».
После окончания Кавказской войны и проведения судебно-административных реформ было образовано Каратинское наибство Андийского округа, а после ввода частей Красной Армии сел. Карата с 1921 г. вошло в состав Дагестанской АССР. В 30-40-е годы подверглись репрессии более 30 человек. Большой трагедией для народа явилась и Великая Отечественная война, в ходе которой погибли и без вести пропали сотни каратинцев. Беда коснулась каждой каратинской семьи. Основное занятие каратинцев — отгонное животноводство, пашенное земледелие, садоводство; развиты были ремесла; обработка шерсти, металла, камня, дерева, кожсырья, оружейное и ювелирное ремесло, а также добыча пищевой соли, серебра и свинца; производился порох для армии Шамиля.
О высоком уровне развития земледелия, садоводства у каратинцев свидетельствует техника террасной системы, которая достигла такого уровня, что академик Н.И.Вавилов назвал «агрокультурное террасирование изумительным», а возраст и общие размеры (тысячи га) позволяют считать его одним из крупных и древних в Дагестане очагов террасного земледелия.
Скотоводство — древнейшая отрасль хозяйства горцев. В Каратинском могильнике 1 тыс. до н.э. «Макаргьай» обнаружены бронзовые статуэтки коз и барана андийской курдючной породы. Скотоводство также велось интенсивными (на народном уровне) методами: сезонное хуторское содержание, ближние и дальние отгоны скота на горные и равнинные пастбища, рациональный выпас, поддержание и улучшение пород, дифференцированная по видам скота организация стад и стойлово-пастбищных форм.
По всему Кавказу и в России славилось сукно ручного местного производства — так называемые каратинские шали. В начале XX века каратинский купец Болачев Халил реализовал 1500 кусков шали в Тифлисе. Он же содействовал сбору этнографических материалов по каратинскому народу, которые выставлены в различных музеях РФ и СНГ (Москвы, «Эрмитаже», а также в Музее Российской этнографии в Санкт-Петербурге).
Каратинские кустарные изделия (522 экземпляра) были отмечены серебряными и бронзовыми медалями Всероссийской выставки «Русская Ривьера» в Санкт-Петербурге в 1912 г. Эта коллекция — одна из самых крупных в России. Также имеется большая коллекция фотографий типажей лиц каратинцев. Сбором этих материалов занимались в 1910-1913 гг. этнограф А.К. Сержпутовский и художница А.Л. Млакосевич. Селение Карата являлось одним из оружейных центров Дагестана, славилось кинжалами и саблями мастера Ахулата (один оригинальный кинжал находится в музее г. Тбилиси).
Развитию садоводства благоприятствовали микроклиматические условия в горных долинах, особенно в селах Карата, Анчих, Энхело, где возделывались яблони, груши, абрикосы, слива, персики и виноград.
Традиционно каратинское общество представляло независимый союз сельских общин -джамаатов, социальное ядро которых — свободные скотоводы — земледельцы-воины. Союз сельских общин считал своей главной задачей совместное организованное сопротивление внешней агрессии. В таких случаях созывалось общесоюзное ополчение и его предводителем становился главный кадий. Власть кадиев в каратинском обществе появилась в конце XV — начале XVI в., их выборы проводились поочередно между 4 тухумами. По имеющимся документам, каратинскими кадиями были упомянутые в договоре с тиндинцами ученые-алимы Титалав (конец XVII — начало XVIII в.), Мусав Курбан (конец XVIII в.) — один из предводителей походов на Грузию, Армению и Азербайджан, последний кадий — Малла (начало ХIХ в.), убитый сторонниками имама Хамзата и Шамиля при внутритухумной борьбе за власть. После вхождения каратинского вольного общества в состав Имамата оно потеряло свою самостоятельную государственность с республиканским правлением, продолжавшуюся около 2 тысяч лет.
В мирное время спорные вопросы решались между джамаатами — собранием старейшин. Каждая община управлялась джамаатским сходом мужчин. А в перерывах между сходами — старейшинами; главы тухумов выполняли функции судей. Дела в судах разбирались на основе адата, сложившегося за период тысячелетних взаимоотношений общинников.
Нижнюю социальную прослойку составляли «пришельцы», т.е. переселенцы, которые включались в тухумы, а также вольноотпущенники — потомки захваченных в бою пленников. Сословие вольноотпущенников, после их освобождения в XIX веке и в советский период, претерпело почти полную общесоциальную интеграцию. Однако в социальной памяти каратинцев в бытовой форме сохраняется это деление. Наибольшую роль в интеграции сословий сыграл ислам, особенно при Имамате, так как принятие ислама и участие в освободительной войне с царизмом являлось важным условием перехода в узденское сословие.
Адаты каратинцев сохранились в письменных источниках: последнее издание — книга Г. М. Хашаева «Памятники обычного права Дагестана». Надо отметить историческую ценность этого главного, основанного на кристаллизованных за тысячелетия принципах демократии источника права, в котором отсутствуют классово-имущественные привилегии общинников.
Семейно-правовые вопросы решались на основе шариата. До первых десятилетий XX века сохранилось значение посреднических судов, а также суда, основанного на присяге с привлечением соприсяжников — родственников. Понятие лжи у свободного общинника, даже в целях защиты своих родственников, считалось самым презренным делом. Нравственная чистота была мерилом всех ценностей человека, и это понятие было отшлифовано тысячелетними общественными, социально-политическими отношениями общества, развивавшегося по истинно демократическому принципу.
Достойным трудом каратинцы вносят свою существенную лепту в развитие Дагестана. Известные представители каратинского народа, кроме названных выше: Герой Советского Союза Абдулманапов М.А., нач. Управления милиции НКВД Дагестана Халидов З.У., художник Муэтдин Араби Джамал, зам. министра просвещения РД Загалов М.З., Ризванов Ш.Р., Османов Г., доктор медицинских наук Мусаев Г.Х., академик Хайбулаев А. А., заслуженный учитель РФ Халидов З.М. и др., известные поэты Курбан Энхелинский, Газиявдибир Гаджиев, народная поэтесса Гаирбекова М.Г., Расулова Б.Р., поэт Тагиров А., народные артисты Загалов А.М., Такиев И.У., член союза художников Республики Беларусь Асадулаев Х.Г., философ Халидов Х.М. Весь мир помнит лезгинку олимпийского чемпиона и неоднократного чемпиона мира по вольной борьбе З.А. Абдулбекова, неоднократного чемпиона мира по профессиональной борьбе «Волк-хана» — М.А.Гамзатханова. Кроме того, много именитых представителей каратинской диаспоры в Турции: поэт Ибрагим Хаджи Багадуров, генерал Нури-Паша Хазер, руководитель фюнда им. имама Шамиля в Турции Зайнаб Оздемир и другие.
Поделиться
25 Окт 2018 г.
Ахвахцы отметили юбилей родной земли «Чтоб сердце билось учащенно, давай отправимся в Ахвах», – писал Расул Гамзатов. Понять всю глубину...
Авг 2018 г.
В известном всем году встал имам Шамиль лагерем на унцукульской территории. Вместе с ним находились тогда войска, которые были сформированы...
Июл 2018 г.
Сегодня, 11 февраля, участник Сталинградской битвы Халид Халидов из селения Карата Ахвахского района отмечает 90-летний юбилей. Он родился в...
Фев 2012 г.
Я хочу рассказать читателям России о докторе Дибирове, основателе славной врачебной династии. Дибиров Гаджи Сурхаевич родился в 1933 году в...
Дек 2011 г.
Сын имама Шамиля Джамалудин не относился к числу храбрых воинов имамата. Отданный в детстве в аманаты (заложники) российскому царю и...
Апр 1997 г.
Комментарии к статье