Поделиться
21 Сен 1995 г.
Поначалу они обосновались на месте нынешнего селения Уздал-Росо Хунзахского района, затем перебрались по другую сторону речки, где заложили основу нового аула, известного теперь как Гоцатль. Сюда же хотел бежать и родственник опальных братьев Ишталав со своей невестой Нуцалай, но кровники из Тинди настигли их в лесу возле Гоцатля, и метко пущенные стрелы сделали свое дело…
Один из братьев был кузнецом, другой занимался разведением скота, третий -садоводством. Рассказывают, что Заркъо, Таркъо и Маркъо были отчаянными храбрецами и, будучи выходцами из Тиндинского вольного общества (нынешний Цумадинский район), не подчинялись хунзахскому хану. В результате один из братьев, Маркъо, был подло убит ханским нукером, когда тот работал на своем поле.
Об этом и других событиях, связанных с рождением и становлением знаменитого дагестанского аула Гоцатль, рассказывается в книге «Аул трех храбрецов», написанный гоцатлинцем Магомедом Османовым. Именно в этом ауле, «ауле трех храбрецов», и родился второй имам Дагестана — Гамзат, 206-летие со дня рождения которого торжественно было отмечено в минувшее воскресенье на его родине.
Конечно же, на торжества, посвященные этому знаменательному событию, вместе с многочисленными гостями из разных концов республики приехала и представительная делегация с прародины имама — из селения Тинди, которая совершила зиярат на сохранившейся до наших дней могиле одного из вышеупомянутых братьев — Маркъо, в Гоцатле и на могиле самого имама Гамзата в Хунзахе.
Гоцатлинцы хорошо подготовились к годовщине рождения своего именитого земляка. В центре селения построен памятник-комплекс, посвященный имаму. Здесь и состоялось открытие религиозных мероприятий, посвященных этому событию. Гражданин Сирии Мухамед-Саид прочитал молитву, воздающую заслугам имама перед Всевышним.
Перед началом священного мавлида, исполненного в честь имама Гамзата, выступили известные в исламских кругах люди. Мусульмане с большим вниманием выслушали выступления известного арабиста, старшего научного сотрудника Института истории ДагФАН РАН РФ М. Нурмагомедова, имама Гимринской мечети Рамазана-Хаджи, муфтия Дагестана Али-Хаджи, имама Ботлихской мечети Магомед-Хабиба, депутата Народного Собрания РД Ю.Дадаева, председателя фонда имени имама Шамиля Д . Магомедова„ писателя Г. Гаджиева и других. Они говорили об исторической роли имама Гамзата, о необходимости сохранения исламских и шариатских традиций, призвали к братству и миру. Верующие совершили зиярат на могиле имама Гамзата и Абумуслим-шейха в Хунзахе.
Писатель и журналист, родом из Гоцатля Гусен Гаджиев показал нам, своим коллегам, достопримечательности села, рассказал об имаме Гамзатове, о котором он написал исторический роман, который скоро появится в книжных магазинах. Мы увидели могилу отца имама — Алисканди, являвшегося в то время визирем хунзахского хана, время от времени он выполнял и обязанности посла хана, по его поручению посетил Персию.
Такой вот парадокс эпохи: отец служил хану, а сын сделал все, чтобы избавить свой народ от ханской власти. В 1833 году в ауле Корода (Гунибский район), где его избрали вторым, после Газимухамеда, имамом, Гамзат так и заявил: «Я вам свободу несу, ханские рабы!». А затем последовали хорошо известные историкам кровавые события, когда ханша Баху-бика и два ее сына были убиты в Хунзахе.
Как известно, будущий имам учился у известных тогда арабистов Мухамада из Чоха, Сайда Араканского и Нурмагомеда-Кади из Хунзаха. Потом по совету своего родственника он поехал в Гимры к первому имаму Дагестана Газимухамеду. В дальнейшем судьба Гамзата была связана с Газимухамедом и его ратными делами. В набегах на Кизляр, Дербент, в других сражениях с царскими войсками Гамзат показал себя храбрым и верным мюридом. Он не пил, не курил, а впоследствии, когда стал имамом, приказывал сбривать усы пьяницам и курильщикам.
Всего полтора года длилось имамство Гамзата. Родственники убитой ханши не простили ему его борьбы против ханства, и 19 сентября 1834 ода во время молитвы в Хунзахской мечети его коварно убили.
Надо сказать, что ликвидация Гамзатом ханства укрепила его авторитет среди бедных горцев. Как писал начальник Северо-Кавказского военного округа М. Ланский, «куда бы он (Гамзат-А.М.) ни шел, горцы везде были готовы ему покориться». Ну а горская знать, обеспокоенная решимостью нового имама покончить с ханством, собрала войско, которое было разбито Гамзатом возле Гергебиля.
Рассказывают, имам Гамзат не придавал значения национальной принадлежности воинов, лишь бы они соблюдали шариат. Поэтому в его войске находились абхазцы и даже русские.
К сожалению, об этих и других интересных фактах биографии второго имама Дагестана приехавшие в Гоцатль гости почти ничего не услышали. Потому что торжества носили в основном религиозный характер. Это, разумеется, верно. Но все же, наверное, не следует забывать, что все имамы Дагестана были не только мусульманами, но и политическими деятелями, военачальниками, философами. Празднества по поводу 206-й годовщины рождения имама Гамзата в Гоцатле только бы выиграли и принесли собравшимся пользу в познавательном плане, если бы наряду с религиозной программой, состоялась и светская. Ученые-историки и другие представители интеллигенции могли бы рассказать много интересного о Кавказской войне, особенно в свете второй Кавказской войны, свидетелями которой стали уже мы, живущие на излете XX века.
Поделиться
21 Сен 1995 г.
К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...
Июн 2018 г.
Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн...
Июл 2012 г.
Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....
Май 2011 г.
Селение Тинди расположено у подножья горы Адалло-Шухгэль, покрытой вечными ледниками и находящейся на правом берегу реки Кила. Тиндинцы...
Янв 2011 г.
…Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...
Сен 2010 г.
Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...
Фев 2010 г.
Комментарии к статье