Поделиться
08 Июн 2018 г.
К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни прекрасный уход, ни сама золотая клетка не могли утешить маленькую пленницу.
— Ватан, ватан… – это было единственной ее грустной песней.
Хан сказал слуге:
— Мне стало интересно, какая же у птички родина? Отпустим ее, а ты следуй за ней, пока не увидишь ее родину. А потом мне расскажешь.
Слуга долго шел за пленницей и увидел, наконец, что она села на колючий кустарник – там было ее гнездо, там была ее родина…
Отсюда следует, что для каждого свой родной уголок самый красивый, самый лучший. Мой аул Тинди, и я его люблю.
Он самый крупный в Цумадинском районе, входил в так называемую «шамилевскую десятку». Территория Тиндинского сельсовета больше, скажем, Ахвахского района. Это около 15 мелких аулов и хуторов. По этому поводу есть предание.
Имам Шамиль отправил гонцов в разные концы Дагестана, чтобы побольше узнать о своем крае. Один из них, вернувшись, воскликнул:
— Имам, я побывал в очень большом и удивительном ауле!
— Как он называется? И чем он удивителен?
— Это аул Тинди, что в Цумадинском краю. А удивителен он тремя вещами: у тиндинцев так много земель, что солнце восходит и заходит только над ними, у них самый крупный хинкал в Дагестане, третье – там живут очень добрые и мужественные люди.
«Мужественные» – не просто красивый эпитет, а исторический факт. Во время смуты Тинди выставлял около 700 (семьсот) вооруженных всадников для отпора врагу. На Кавказской войне среди мюридов имама Шамиля отличились многие тиндинцы. Это знаменитый Бусаилав, о котором упоминает Тагир Карахский, это Динга-Гаджи, это Аличул Магомед, наверное, единственный из приближенных имама, который мог ему в чем-нибудь возразить. Прославленный Хаджи-Мурат, даже тот вместо аргументированной защиты своей позиции, предпочел перейти на сторону противника. В осажденном Гунибе между имамом и Аличул Магомедом возникли разногласия по поводу сдачи в плен. Не договорились. Тиндинец прыгнул с кинжалом на вражеские штыки, и спору был положен конец. Об этом событии после войны рассказал прибывший в Тинди по пути к себе в Чечню хромой Байсунгур из Беноя.
Но были в Тинди удальцы и в дошамилевский период. Это Каматла, Ихили, Хучбар – дошедшие до нас имена. А сколько недошедших?
Самым прославленным из них был Каматла, именно о нем сохранились в памяти народной многочисленные эпизоды, свидетельствующие о человеке неимоверной физической силы, горской доблести и патриотизма. Рассказывают, из соседнего селения в тиндинский хутор Гьундучи, где жил Каматла (разъясню этимологию имени: кама – кавказский кинжал, Каматла на тиндинском языке – кинжальный, кинжалоносный), прибыл один силач помериться с ним силой. Жена Патимат сказала, что Каматла внизу у реки, на мельнице. Гость спустился туда и увидел идущего навстречу огромного роста мужчину. В одной руке он держал продетый через дыру мельничный жернов, в другой – заготовку для жернова. Гость, увидев это, решил промолчать про цель своего визита.
Что греха таить, наши предки тогда промышляли набегами на Грузию. Каматла был главным их предводителем. К слову, в Тинди его могилы нет: после очередного набега он остался на берегах Алазани.
В одно время обе стороны решили заключить перемирие. Делегации встретились в местности Ханчачи на берегу реки Кила (Кита). После успешных переговоров старшина грузинской делегации для увеселения предложил борьбу молодых людей. Оказывается, те взяли с собой своего самого именитого борца. Тиндинский старшина был против. Но гости настояли. Само собой, с тиндинской стороны вышел Каматла, которому старшина запретил применить против гостя всю свою силу.
Однако грузинский борец, поняв, что тиндинца одолеть невозможно, стал применять запрещенные в то время приемы. В конце концов это надоело даже старшине и на вопросительный взгляд Каматлы он кивнул ему головой. Каматла схватил противника двумя пальцами за виски, и тот замертво рухнул на землю. Перемирие, увы, не состоялось…
Этот эпизод из жизни моего прапрадеда Каматлы мне рассказал Ихили, потомок того самого Ихили, которого я упомянул выше. Своего младшего сына я также назвал Каматла в честь знаменитого предка, надеюсь, что он набеги на Грузию, кроме дружеских, совершать не будет.
Когда Страна гор оказывалась в опасности, тиндинцы вместе с другими вольными обществами Дагестана объединялись в единое войско. В Андалальском бою, когда был разгромлен «Гроза Вселенной» Надир-шах, конечно же, участвовал вместе с другими тиндинскими ополченцами и Каматла. Предание гласит, что здесь он орудовал не столько камой – кинжалом и саблей, cколько огромным бревном, которым сбивал персидских всадников с коней.
Да, я люблю свой аул Тинди-шагьар (шагьар – город), так его раньше называли из-за его размеров, обширных земель, многочисленности населения (более тысячи дворов), рельефной и архитектурной величавости (в XVII веке здесь была выстроена самая крупная в Нагорном Дагестане мечеть, которая уцелела до наших дней и находится под охраной государства), потрясающего ландшафта на фоне Аддалашухгель-меэр, вошедший в мировую фотографическую сокровищницу благодаря немецким путешественникам, побывавшим в Тинди в 1895 году, из-за его добрых и мужественных людей, что является генетическим кодом каждого дагестанского аула.
Поделиться
08 Июн 2018 г.
Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн...
Июл 2012 г.
Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....
Май 2011 г.
Селение Тинди расположено у подножья горы Адалло-Шухгэль, покрытой вечными ледниками и находящейся на правом берегу реки Кила. Тиндинцы...
Янв 2011 г.
…Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...
Сен 2010 г.
Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...
Фев 2010 г.
Все дальше, в пласты веков, уходит от нас первая Кавказская война. Но времена наибов и воинов имама Шамиля не тускнеют в умах последующих...
Окт 2009 г.
Комментарии к статье