Поделиться
09 Дек 2013 г.
Если бы дагестанцы осознавали, в каком прекрасном и неповторимом уголке мира они живут, сколько возможностей для отдыха открывает им природа, то, вероятно, пустились бы в увлекательное путешествие по Дагестану. Ведь еще Лев Толстой говорил, что Дагестан – вторая Швейцария. А Расул Гамзатов был уверен, что никакую страну в мире не сравнить с нашим краем. Так какой он, современный Дагестан?
У этих скал своя неповторимая аура: здесь по ущельям передвигались мюриды имама Шамиля, 25 лет воюя за свободу своей земли. Эти горы воспевали всемирно известные поэты, музыканты. Их красоту и мощь изобразительными средствами пытались передать художники. Писатели переносили на горные плато кульминационные моменты своих произведений. Не угасает интерес туристов к этим местам. Царская поляна. Беседка великого имама. В Верхнем Гунибе сохранился камень с надписью: «На сем камне восседал князь Барятинский, принимая пленного Шамиля».
«Напрасны же были все твои старания, вся твоя борьба, — сказал Барятинский своему пленнику.
— Нет, не напрасны, — ответил Шамиль. — Память о ней сохранится в народе. Многих кровников моя борьба делала братьями, многие враждовавшие между собой аулы она объединила, многие народы Дагестана, враждовавшие между собой и твердившие «мой народ», «моя нация», она слила в единый дагестанский народ. Чувство родины, чувство единого Дагестана я завоевал и оставляю своим потомкам. Разве этого мало?»
(Расул Гамзатов «Мой Дагестан»).
В селении Кособ Тляратинского района на годекане дежурят старожилы гор, неподалеку бегают юные горцы. Огорчены старики тем, что молодежь, спускаясь на равнину за легкой жизнью, со временем перебирается туда безвозвратно. Обеспокоены они и тем, что молодость, рожденная среди этих скал, воспитанная на законах гор, попадая в столицу, забывает о главных заповедях: чести, достоинстве, колыбельных песнях, что пела им мать.
Диву даешься, видя длиннющие террасы цветущих садов посреди отвесных скал. Несмотря на все тяготы, людям удалось обуздать природу, посеять жизнь даже в самых труднопроходимых местах. С крыши сакли до неба можно рукой подать.
Правда, сегодня редко где встретишь многоярусные сакли, все чаще виднеются цветные крыши, да и убранство в домах сродни европейскому. А сакли, где все еще теплится лампада уникальной культуры самобытного народа, похожи на музеи старины. Бизнесмен Магомед Саадулаев давно перебрался в город, но при каждой возможности возвращается на родную землю, поддерживает свой очаг: «…дабы не развалился. Отцовская сакля – это святое, вся моя жизнь сосредоточена в ней…», — говорит мужчина. Женский серебряный пояс, медная тарелка, глиняный кувшин, кинжал, хлыст, седло – безмолвные, но в то же время говорящие свидетели ушедших веков. Лишь энергосберегающая лампа заявляет о веке двадцать первом.
Высоко в горах (более 2000 м над уровнем моря), раскинулся Тляратинский район. И чтобы добраться до него, приходится преодолевать извилистые дороги, то огибая горы и поднимаясь на самую вершину, где даже орлы на глазах превращаются в маленькую точку, то спускаясь к самому подножию гор. И вновь вершина. Аварское Койсу, точно тоненькая ниточка, разделяющая могучие скалы.
Расул Гамзатов писал: «Горы похожи на бритые головы мюридов, на покатые, гладкие плечи слонов. …», а к его словам хочется добавить собственные ощущения, что они похожи на людей: женщин в гульменди и мужчин в папахах. А иные скалы похожи на слоеный горский хлеб. Где-то вдали залитые лучами солнца виднеются желтоватые горы, усыпанные зеленым горошком, и только приближаясь к ним, распознаешь мелкие сосны, разбросанные то здесь, то там. Красные горы с зеленоватыми прожилками напоминают разрезанный персик. Меж скал навстречу нам бежит молочная речка. Все, как в сказке…
Шум реки… Для местных жителей язык реки такой же родной, как и аварский. Они подолгу прислушиваются к разговору камней с водой, перерастающие в ссоры, наблюдают, как изо дня в день река примеряет на себя наряды различных оттенков: от серо-голубого до темно-коричневого. Жизнь горцев переплетена с водами быстротечной реки. Она соединяет множество народностей нашей горной страны. Соединяют их и сигнальные башни. Многие из них находятся в полуразрушенном состоянии. Они, как и другие объекты исторического наследия, нуждаются в реконструкции.
Утро… Как в полусне, босиком выходишь на балкон. Скатившаяся с листвы роса, вершины громоздятся одна над другой и точно серо-голубые призраки тянут макушки к бескрайнему небу. Над крышами сакли вьются ласточки, а солнце уже развешивает свои первые золотые гобелены на стенах домов, аульчане выгоняют скот на пастбище. Завтрак уже подан: калмыкский чай, свежеиспеченный хлеб, сыр, масло…
Поделиться
09 Дек 2013 г.
Рассказ наиба Инкачилау Дибира «Утром следующего дня мы с Шамилем объехали весь гребень Гуниба, причем я указывал имаму все те места, которые...
Окт 2019 г.
160 лет назад в Гунибе завершилась одна из самых длинных войн в истории В этот день 160 лет назад 25 августа (6 сентября по н.с.) 1859 года завершилась...
Авг 2019 г.
В Гуниб местные жители советуют приезжать в мае дышать сосновой пыльцой. Именно в это время года сюда съезжаются туристы чуть ли не со всего...
Мар 2019 г.
Перед этим: https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/gunib/samyj-krasivyj-rajon-dagestana-saltinskij-vodopad-v-oktyabre-gunib/ Переночевали в этот раз не в машине. Вчера вечером, несмотря на...
Фев 2019 г.
Это было рядовое редакционное задание – пойти на конкурс пандуристов и дать в номер материал строк на 150. Сказано – сделано. С той поры...
Фев 2019 г.
Гуниб… Побывав здесь всего лишь раз, я навсегда тобою заболела. Это любовь с первого взгляда, с первого шага по твоей земле, с первого...
Сен 2018 г.
Комментарии к статье