Лезгинская музыкальная культура

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Географическое положение Лезгистана, расположенного на границе Запада и Востока (юг Дагестана, север Азербайджана) наложило отпечаток и на музыкальное народное творчество лезгин.

Имея много общего с музыкой других народов Дагестана, лезгинская музыка обладает и своими особенностями: свободным развитием мелодии с большим количеством украшений, ритмическим и ладовым разнообразием.

Благодаря магнитофонным записям, сохранились яркие образцы лезгинских трудовых, колыбельных, свадебных, лирических песен и многочисленных танцевальных мелодий. Вот имена их исполнителей: певцы Раджаб Сафаров, Айдунбек Камилов, Эслихан Агаева, зурнисты Абдулазиз Алисултанов и Сафалдин Идрисов, гармонист Исрафил Исрафилов, кеманчист Эмирбек Эмирбеков.

К вершинам исполнительского мастерства, можно отнести вокальное искусство народной артистки России Рагимат Гаджиевой (1909-1990). Обладая сильным голосом красивого тембра и большого диапазона, певица могла донести до слушателя самые тончайшие нюансы и простых народных песен, и сложных сочинений лезгинских и дагестанских авторов.

С первых лет существования в Дагестане таких известных творческих коллективов, как Государственный ансамбль песни и танца Дагестана (1935), оркестр народных инструментов (1938), ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» (1960), лезгины-исполнители на духовых народных инструментах были и остаются ведущими исполнителями-инструменталистами в этих и других творческих коллективах. Среди них — Насир Гюльметов, Рустам Рустамов, Магомед Амирханов и др.

Непревзойденным мастерством игры на зурне, тютяке, дудуке обладал заслуженный артист РСФСР Урудж Абубакаров (1911-1982). Во всемирном успехе заслуженного ансамбля танца «Лезгинка» в 1960-70 годах есть большая заслуга и У. Абубакарова, который работал в эти годы руководителем оркестра ансамбля «Лезгинка».

В 1950-80 годах в лезгинской музыке появилась плеяда талантливых, самодеятельных авторов. Опираясь в своем творчестве на народный музыкальный фольклор, они расширили диапазон песен, обогатили их ладовую и ритмическую структуру. В эти годы большой популярностью пользовались песни учителя общеобразовательной школы с. Цару-Худат Кусарского района, позже музыканта Кубинского драматического театра Азербайджанской ССР Феттулы Рагимханова (1925-1998). Сохраняя и развивая свойственную традиционной лезгинской народной песне широту мелодии, он обогатил ее интонациями и ритмами инструментальных наигрышей, усложнил ее ладовую и структурную стороны.

Слушатели старшего поколения хорошо помнят популярные песни Ф. Рагимханова на стихи Забита Ризванова «Мама», «Колыбельная», «Карабулах», «Сладкие грезы» и др.

Мелодическое дарование, темперамент и свободное владение оркестровкой позволили народному артисту Дагестана, солисту оркестра народных инструментов ГТРК «Дагестан» Омару Аюбову (род. в 1925 г. в селе Нижний Легер Кусарского района Азербайджанской ССР) создать песни, хоровые и оркестровые обработки, музыку к спектаклям, которые стали популярными у многочисленных слушателей. Среди лучших его песен — «Как хорошо» (сл. Ш.-Э. Мурадова), «Солнечный цветок» (сл. Б. Салимова), «Красавица» (сл. Е. Эмина) и др.

Развивая свойственную народной музыке танцевальность, заслуженный деятель искусств РД Асеф Мехман создает песни, отличающиеся задушевностью, теплотой и искренностью, которые надолго западают в сердца слушателей. Песням его свойственна удивительная гармония текста и музыки. Это и естественно — слова и мелодия у него возникают, как правило, одновременно. После первой песни «Мать», созданной более 50 лет назад, А. Мехман написал свыше ста песен на самые различные темы: «Песня о героях», «Никогда не забуду», «Первая любовь», «Каспий» и др.

Глубокой связью с лезгинской народной музыкой отмечены песни заслуженного деятеля искусств Дагестана Гасанаги Мурсалова. Среди его первых удач — песня «Дагестан» (cл. А. Саидова). Лезгинские национальные традиции здесь подняты на новую ступень. Интересная мелодия льется свободно и разнообразно. Свидетелем логического мелодического мышления автора является «Песня радости (cл. Б. Салимова), «Цветок Самура» (cл. А. Саидова), «Беспокойное племя» (cл. К. Азизханова), «Ожидание» (cл. К. Меджидова), «Лунная ночь» (cл. Ш.-Э. Мурадова).

В своих сочинениях заслуженный деятель искусств Дагестана Падиша Киберов всегда опирается на лезгинскую музыку. Он вносит в ее периодичные структуры элементы музыкального развития, что позволяет ему создавать выразительные мелодии, точно передающие содержание и дух стихотворения. Среди популярных песен П. Киберова — «Материнское сердце» (cл. И. Гусейнова), «Сердце радуется» (cл. Ш.-Э. Мурадова), «Гроздь винограда» (cл. А. Муталимова), «Алагез» (cл. Е. Эмина). Среди самодеятельных композиторов, чье творчество обладает ярко выраженным индивидуальным творческим почерком, следует отметить песни Керимхана Бабаева (1939-1987) и Халила Халилова.

Как известно, в успехе пропаганды песенного творчества самодеятельных композиторов определяющая роль принадлежит солистам-исполнителям. Многие песни лезгинских самодеятельных авторов завоевали большую популярность и вошли в музыкальную культуру Дагестана благодаря мастерству и таланту таких ярких солистов-исполнителей, как заслуженная артистка России Шамси Кухмазова, народная артистка Дагестана Дурия Рагимова, заслуженный деятель искусств РД Сулгия Гаджиева, солистка хора ГТРК «Дагестан» Роза Максумова, заслуженный артист Дагестана Тарлан Мамедов, народный артист РД Абдул Габибов.

В развитии и пропаганде лезгинской народной песни заметную роль играет ашугское искусство. Как известно, ашуги в прошлом импровизировали свои мелодии и стихи одновременно во время исполнения. К ним можно отнести таких ашугов, как Абдулла (с. Хлют), Шиназ Хазарчи (с. Шиназ), Джамисебо (с. Рутул Рутульского района), Нусрет (г. Кусар Азерб. ССР). Ашуги более позднего поколения — Абдул (с. Чепер), Ширин (с. Гуронк), Саадулла (с. Хрюг Ахтынского района) — чаще пели народные мелодии на стихи лезгинских поэтов-классиков Е. Эмина, С. Стальского, Т. Хрюгского, Ш. Кафланова. И в наше время широкой популярностью пользуется и у старшего поколения, и у молодежи ашугское пение Сакита (с. Хнов Ахтынского района), Рустама (с. Советское Магарамкентского района), Османа (с. Авадан Ахцахского района), Адиля (г. Дербент).

С 1970-х годов в лезгинский музыкальный мир смело вошли электронные музыкальные инструменты (группы гитар, синтезаторов, ударные), которые завоевали большую популярность у слушателей, и особенно у молодежи. Первым из них стал ансамбль «Аякам» из пос. Белиджи Дербентского района, руководимый талантливым кларнетистом Магомедали Агабалаевым. Быстро росла популярность ансамбля «Шаг-Даг», руководимого автором многих песен и аранжировок Ведади Зульфикаровым, ансамбля «Шахнабат», руководимого виртуозным исполнителем на народных духовых инструментах Неви Джигаровым и ансамбля «Къайи булах» («Холодный родник»), руководимого автором популярных песен Фаиком Кардашевым из Кусарского района Республики Азербайджан. Среди современных музыкантов следует выделить руководителя и автора популярных песен кларнетиста Магомеда Талибова (ансамбль «Касумхюр»).

Радостным событием стало создание в г. Баку (1997) лезгинского ансамбля «Сувар» (Праздник). Его организатором и художественным руководителем стала известная журналистка и поэтесса Седагет Керимова.

Среди музыкантов академического плана известны выпускница Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Российская музыкальная академия) 1960-х годов пианистка, народная артистка Дагестана Рена Зиявдиновна Эфендиева и выпускница Московской государственной консерватории Елена Готфридовна Гасанова, которые в настоящее время работают в г. Москве.

В последние годы заявили о себе молодые пианисты, лауреаты российских и международных конкурсов Фатима Мерданова (г. Каспийск) и Тамерлан Курбанов (г. Махачкала).

Значительный вклад в дагестанско-российскую музыкальную культуру внесли лезгинские профессиональные композиторы.

«Отцом дагестанской музыки» считается Готфрид Алиевич Гасанов (1900-1965) — основоположник дагестанской профессиональной музыки, член Союза композиторов СССР с 1947 года, внук известного ученого, философа, поэта, автора первой истории Дагестана «Асари Дагестан» Гасана Алкадари.

Глубокой связью с лезгинским музыкальным фольклором, колоритностью и гармонической ясностью музыкального языка отличаются произведения заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, члена Союза композиторов СССР с 1960 г. Сейфулы Асадулаевича Керимова (1921-1991). Он родился в с. Уллугатаг Касумкентского района. В 1935 году поступил в Махачкалинское музыкальное училище, а в 1938 г. перевелся в Одесский музыкальный техникум, где занимался у знаменитого педагога-скрипача профессора А. Столярского. С середины 1940-х годов С. А. Керимов работает артистом оркестра в Государственном ансамбле песни и танца Дагестана, редактором и художественным руководителем музыкального вещания в Комитете по радиовещанию при Совете Министров ДАССР, дирижером симфонического оркестра

В 1958 году С. А. Керимов окончил факультет теории и истории музыки Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В 1970-е годы одновременно с педагогической деятельностью работал ответственным секретарем Союза композиторов Дагестана. С. А. Керимов награжден медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд».

Детский фортепианный альбом С. А. Керимова состоит из ярких произведений композитора — фантазий на темы песен А. Цурмилова, X. Ханукаева, на темы современных песен Дагестана, вокально-симфонической сюиты «Моя Родина»; оратории по поэме Р. Гамзатова «Портрет Ильича», музыки к спектаклям Лезгинского государственного музыкально-драматического театра им. С. Стальского «Фатима», «Цветок России», «Ашуг Саид», песен и хоровых произведений на стихи дагестанских поэтов. Многие симфонические и камерные сочинения композитора в разные годы с успехом исполнялись в Москве, Владикавказе, Нальчике и других городах России.

Крупный вклад в дагестанское музыкознание внесла работа С. А. Керимова «Народное творчество лезгин», где композитор на высоком профессиональном уровне анализирует многие старинные лезгинские танцы, песни и мелодии.

Среди талантливых лезгинских композиторов — заслуженный артист Дагестана Зейнал Минакилович Гаджиев (1918-1990). Родился в с. Курах, в 1935 году окончил Бакинский музыкальный техникум. Работал в оркестре Азербайджанского государственного театра оперы и балета. В 1950-е годы учился в Казахской государственной консерватории. Многие годы работал артистом оркестра Академического ансамбля танца народов СССР, руководимого народным артистом СССР И. Моисеевым. В 1960-е годы руководил оркестром народных инструментов Дагестанского радио, Государственного ансамбля песни и танца Дагестана.

Популярностью пользуются такие произведения 3. Гаджиева, как фантазия для симфонического оркестра, концертная лезгинка, множество песен на стихи дагестанских поэтов: «Самур — девичий канал», «Наша гордость», «Родное село», танцевальная сюита для ансамбля «Лезгинка». В 1959 г. 3. Гаджиев издал сборник «30 лезгинских народных песен и танцев».

Заслуженный деятель искусств Республики Азербайджан Эльза Имамединовна Ибрагимова родилась в 1938 г. в г. Аджикабуле Азербайджанской ССР в лезгинской семье. В 1964 г. окончила Азербайджанскую государственную консерваторию им. У. Гаджибекова. По композиции Э. Ибрагимова занималась у всемирно известного композитора, профессора Кара Караева. Живет в г. Баку. С 1970 года член Союза композиторов СССР — Азербайджана.

В творчестве Э. Ибрагимовой особенно ценно умение с одинаковым успехом писать как симфонические, камерные произведения, так и эстрадную музыку, к сочинению и оценке которой она всегда подходит с самых строгих позиций. Ощущение симфонического развития, изобретательная инструментовка характеризует ее такие крупномасштабные произведения, как опера «Горящие колыбели», концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма. Разнообразной интересной фактурой, стройностью музыкальной формы отличаются камерные сочинения композитора — вариации для фортепиано, квартет для двух скрипок и виолончели, цикл прелюдий для фортепиано и др. Широкой популярностью в Азербайджане и у нас в республике пользовались эстрадные песни Э. Ибрагимовой на стихи азербайджанских и дагестанских поэтов.

Автор этой статьи — Магомед Азизханович Гусейнов родился в 1941 году в с. Хлют Рутульского района. В 1970 году окончил Московский государственный институт культуры. С 1979 года член Союза композиторов СССР — России. В разные годы работал преподавателем Дагестанского училища культуры, заместителем министра культуры. С 1992 года работаю заведующим отделом музыкальных радиопрограмм гостелерадиокомпании «Дагестан».

Основные произведения: симфонические картины «Музыкальные краски Дагестана», поэма-импровизация для скрипки с оркестром, драматическая поэма «Эмин», концерт для гобоя с оркестром, концерт-поэма «Контрасты» для фортепиано с оркестром, лезгинская рапсодия для тара с оркестром, трагические фрески «Протест совести» на стихи В. Пшавелы, Е. Эмина, С. Стальского, вокально-симфонические циклы «Сюита о любви» (стихи А. Саидова), «Боль и радость» и «Дай печаль свою» (стихи Ф. Алиевой), хоровые произведения, эстрадные песни, музыка к телефильмам и к пьесам в театрах Дагестана.

В настоящее время работаю над оперой на сюжет лезгинского героического эпоса «Шарвили» и рутульской лирической кантатой «Ритмы Лолаана».

В заключение следует отметить, что лезгинская многогранная и разнообразная музыка, являясь неотъемлемой частью дагестанской музыки, вносит весомый вклад в общую сокровищницу великой российской музыкальной литературы.

Автор: Магомед Гусейнов, композитор

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: