Хореографическое искусство даргинцев

0

Поделиться

25 Дек 2018 г.

Танцевальная культура даргинцев во многих своих чертах родственна всей танцевальной культуре народов Дагестана, составляя ее значительную и неотъемлемую часть. Вместе с тем ее глубокое изучение позволило заключить, что она имеет определенные черты своеобразия и самобытности. Главным же выводом является то, что формы танца даргинцев достаточно архаичны. Они сохранились в структуре обрядов и ритуальных действ, посвященных силам природы, а также в отдельных празднествах верхнедаргинских обществ. Некоторые следы былой архаичности видны и в свадебных фрагментах, связанных с танцем.

Издревле танец и песня, танцевальные действа являлись украшением всех общественных празднеств. И ныне многие старинные фор мы сохранились в сельской крестьянской среде. И это не удивительно, так как именно здесь, вдали от шумных городов, шла неторопливая жизнь, и старинное искусство могло выжить и сохраниться почти в первозданном виде.

У даргинцев имеют место различные формы и жанры танцевального искусства. Для них характерны как парные, так и групповые и массовые формы танца. Особо надо выделить Кубачино-Даргинское нагорье как средоточие наиболее интересных старинных видов танцевальной культуры. Так, нельзя не отметить особую выразительную пластику даргинцев высокогорных селений Ашты, Амузги, Кубачи, Куппа, Мекеги. Здесь наряду с парными танцами типа «делхъ» (что означает «шаг») исполняются и групповые танцы типа «авла делхъ» («авла бази»), а также массовые хороводные танцы «хула гIяяр» (большой танец), «аскайла» (Кубачи).

В основе танца типа «делхъ» (парный танец) лежит кругообразный рисунок. Сам ход этого танца строится на трехэлементном шаге, что является отличительной особенностью даргинских танцев. Этот шаг исполняется как мужчинами, так и женщинами, в то время, как у других народов Дагестана ход партнеров в парном танце часто бывает различным. Еще одной чертой танцевального ходя является акцент на первом элементе шага. Среди же танцев парно-группового типа наблюдаются довольно своеобразные элементы танцевальной пластики, не имеющие ничего общего с элементами танца типа «делхъ». Такой тип танца можно встретить в селениях Карбачи-махи, Ицари, Дейбук, Дибгаши, Меусиша и др. К старинным парным танцам, имеющим четкое число фигур, надо отнести танцы селений Урахи, Акуша, Усйша, Мекеги.

К массовым старинным танцам можно отнести танец селений Мирзита, Сирга, Хуршни и Харбук. В таких общесельских танцах, переходящих в перепляс, участвует почти все молодое и пожилое население. Зачастую в старину это было на ярмарках, которые оканчивались такими массовыми плясками. Сведения о них сохранились в разных источниках, зафиксированные в дневниках российских и иностранных ученых.

Нельзя не упомянуть о знаменитой кайтагской лезгинке, которая исполняется с особым темпераментом, ярко и выразительно. Этот танец распространился далеко на юг. Под названием «гайтагы» (т.е. «кайтагский») он известен за пределами Дагестана, например, в Азербайджане. Его вариант давно стал достоянием сцены.

Даргинская хореография продолжает развиваться во взаимодействии с хореографией других народов. Сохраняя и возрождая свое былое искусство, народ также обогащает свою культуру, воспринимая новые формы, шлифуя собственные, словом, танец всегда живет своей жизнью. Танцевальные формы даргинцев глубоко традиционны. Они еще не полностью известны, так как сохраняются лишь в далеких селениях внутреннего Дагестана.

Автор: Алла Умаханова — старший научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН, кандидат искусствоведения, журнал «Возрождение», № 4, 1999 г.

0

Поделиться

25 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: