Дидойская диаспора в Турции

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Недавно в одной из дагестанских газет появилась статья «О турецких дидойцах», где бывший главный врач Цунтинской районной больницы 3. Магомедов описывает жизнь и быт своих соотечественников в Турции. Ему довелось коротать долгие ночи в беседе с ними во время поездки в Турцию. Статья вызвала большой интерес. Национально-культурная автономия «Дидойцы» получила огромное количество писем от дидойцев, проживающих не только в районе, но и в переселенческих селах и городах Низменного Дагестана, с просьбой через республиканское печатное издание дать более полное разъяснение о том, как, когда, зачем попали дидойцы в эту страну, каковы их быт, культура. 

В поисках ответов на эти вопросы нам пришлось еще раз перелистать ранее собранные в Турции нашими работниками материалы, долго работать в библиотеках и госархивах Дагестана, беседовать с людьми, которые встречались в Турции с нашими соотечественниками. Многое удалось выяснить. Мы посчитали своим долгом предложить вниманию дагестанских читателей обобщенный нами материал.

Прежде всего наш интерес к дидойской диаспоре, проживающей в Турции, предполагал сбор информации о том, как они попали туда, как живут на чужбине, насколько им удалось сохранить свой язык, свои этнические и этнографические особенности в сравнении с нами Нам было интересно также узнать, каковы роль исторического прошлого в адаптации и интеграции этнической группы в новой среде, возможности сохранения и воспроизводства этнической самобытности и идентификации в условиях резко изменившейся турецкой социально-культурной среды. Мы надеемся, что эта информация будет способствовать установлению и упрочению чисто человеческих и родственных отношений, расширению культурных связей, ибо судьба наших соотечественников в Турции — это часть нашей национальной истории. Согласно архивным данным, массовое переселение наших горцев в Турцию приходится на 1859, 1878, 1899, 1904 и 1912 годы. По грубым подсчетам, около половины дидойцев в эти годы оказались беженцами и покидали Родину не от хорошей жизни. После пленения Имама Шамиля большая часть дагестанского общества была охвачена апатией. Все чаще в проповедях и личном общении духовные авторитеты стали указывать на то, что в Дагестане распространяется «купру» (безбожие).

Это вынуждало их искать и находить духовное освобождение, спасать и сохранять свою мораль, свою веру, национальность. Среди первых переселенцев на Восток были ученые – алимы, имевшие в мусульманском мире высокую репутацию, прекрасно знавшие классический арабский язык и занимавшие в иерархии духовенства весьма достойные позиции. Это переселение нанесло огромный и непоправимый ущерб генофонду, интеллектуальному потенциалу дагестанцев.

Вокруг вопроса о переселении в Турцию, оказывается, были откровенные провокации и авантюры, к которым прибегали лица нечестивые, с неудовлетворенными политическими амбициями и корыстными намерениями.

Горцам обещали райскую жизнь среди правоверных в Турции, говорили, как обеспокоен их судьбой глава мусульман — турецкий султан.

Впоследствии для многих переселенцев иллюзии о благополучной жизни в стране единоверцев обернулись разочарованиями и тоской по Родине. Вместо обещанных райских кущ многие нашли в Турции лишь последнее пристанище.

В переселенческой политике и турецкие власти преследовали свои цели, стараясь поселить воинственных горцев поближе к границам с Российской империей с учетом наличия пустующих или слабозаселенных, пригодных для сельского хозяйства земель, а также с целью решения внутренних этнических проблем. Оказывается, для Османской империи они нужны были не как этнополитический элемент, а как воины и пахари. А в случае возвращения их обратно царская Россия им предъявляла иск в преступлении «перехода в подданство иностранной державы». Тех, кто «несмотря на означенное воспрещение, найдет случай возвратиться на родину», князь А. Барятинский, тогдашний наместник царя на Кавказе приказывал арестовывать и «немедленно ссылать их внутрь России на поселение навсегда».

На начальном этапе царская Россия не только поддерживала переселение, но и подстегивала его, обрабатывая шейхов, мулл, распространяя воззвания турецких и дагестанских эмиссаров, призывающих к переселению в Турцию. В рапорте главнокомандующего Кавказской армией г. Министру иностранных дел России от 19 ноября 1859 года за № 78 написано: «Видя…, что многолетняя религиозная борьба на Кавказе приняла решительный оборот в пользу русского господства, считая священной обязанностью всякого истинного мусульманина воспользоваться случаем для перехода в подданство правоверного государя, сотни семей из Северного Кавказа устремились на юг».

Главной причиной переселения дагестанцев в Турцию стала колонизаторская, антиисламская политика царизма. Царские власти на Кавказе предписывали «увольнять желающих беспрепятственно».
Выселение «кавказских мусульман» с «их родины и заселение кавказского края русскими переселенцами» рассматривалось как «важная государственная мера». Следовательно, переселившиеся в Турцию дагестанцы стали жертвами имперской политики царской России на Кавказе того периода.

Порядок переселения был следующий. Желающий переселиться подавал прошение на имя начальника округа. В этом прошении он указывал имена, возраст и родственные отношения тех, кто намерен отправиться в Турцию вместе с ним. Далее начальник округа переправлял это прошение с визой о своем согласии начальнику Дагестанской области. Последний, в свою очередь, давал письменный указ – разрешение на выдачу «заграничных паспортов», представляющих собой лист гербовой бумаги с печатью и, что интересно, без фотографии.

Вначале очень многие успели отправиться в Турцию на жительство под предлогом паломничества в Мекку в более упрощенной форме.

Турецкие власти неохотно шли на разрешение горцам своих отдельных поселений. Если и получали горцы такого рода разрешения, то хорошие места для создания сел уже были заняты местным населением. В основном наши горцы вначале расселялись в Карее и Карской области.

Чувство Родины — категория и нравственная, и историческая. Формируется оно веками. При всей универсальности любви к своей Родине у каждого народа и содержание и формы выражения этого природного, сопряженного с историей и культурой народа чувства — особенны и своеобразны.

До Октябрьской революции дидойцы Турции и Дагестана имели хоть какую-то возможность для поддержания связей со своими родственниками. В советский период не только прекратилась миграция в Турцию, но и напрочь были закрыты малейшие возможности установления связей с соотечественниками за рубежом.

Среди покинувших Родину дидойцев было много алимов, одаренных людей. Для относительно небольшого по численности народа, понесшего огромные людские, социально-экономические потери, переселение на чужбину каждой семьи, каждого человека было значимым. Ведь переселялись наиболее деятельные, активные во всех отношениях, элитные представители народа, которые в Турции практически исчезли бесследно, а оставшаяся часть ассимилировалась с турками. Следовательно, генофонду дидойского народа был нанесен существенный урон.

Вопросы межэтнического отношения в Турции однозначно регламентируются Конституцией страны: «Ст. 66. Каждый, кто связан узами гражданства с турецким государством, — турок. Ст. 120. Никакой иной язык, кроме турецкого, не может преподаваться турецким, гражданам в общеобразовательных учебных заведениях: в качестве родного языка».

Это привело к тому, что в Турции сегодня турком считается любой гражданин этой страны суннитского вероисповедания независимо от этнического происхождения.

Прямых свидетельств о насильственной туркизации дагестанской диаспоры в Османской империи нет. Из религиозных соображений их по идее и не могло быть. Тем не менее, турецкая статистика не содержит точных сведений о распределении населения по этнической принадлежности и языку. Процесс ассимиляции нашей диаспоры в Турции интенсивно продолжается.

Стремление к самосохранению, сильно развило в дагестанцах, живущих в Турции, чувства сплоченности, солидарности между собой. В Турции, как и в Азербайджане, нередко всех дагестанцев именуют лезгинами, правда, со следующими уточнениями. Аварцы, например, известны там под названием «кара-лезги» лакцы — как «бейаз-лезги», дидойцы (цезы) — как «эсас-лезги». Собирательным для всех представителей дагестанской диаспоры, наиболее употребительным как среди дагестанцев так и среди других жителей Турции является понятие «дагьистан-лилер».

Дидойцы в основном живут в селениях Къазува, Замар-кой, Оважик, Решадие, Дереагъзи (все в Токате) и Читесхъала (в Сивасе). Утрата этнических свойств, в особенности родного языка, его почти полное вытеснение из бытовой речи становится существенной этнопсихологической характеристикой дагестанцев, живущих в Турции. Поэтому самая большая проблема нашей диаспоры — это проблема утраты языка. Кстати, по не совсем точным данным, в Турции проживает около 9,5 тыс. дидойцев. В средневековом государственном образовании — конфедеративном суперсоюзе вольных сельских обществ «Дидо» числилось 80 тыс. дидойцев.

В разные годы Кавказской войны более половины были уничтожены, вторая половина переселена, а в Дагестане, по переписи России 1886 г., осталось всего 5 тыс. чел. В сельских поселениях Турции, где компактно проживают дидойцы, можно встретить людей, озабоченных сохранением и возрождением культурного наследия своего народа. В с. Читесхъала несколько энтузиастов создали маленький музей дидойского народа. Они просят нас из Дидоэтии направить различные экспонаты, фотоиллюстрации и другие элементы материальной культуры своих предков. Многие из них изъявляют желание учиться дидойской письменности и подписаться на дидойские национальные печатные издания России, если таковые на родине имеются.

Дидойцы там также соблюдают дух цезского союза вольных обществ, управляемых старейшинами джамаата. Дома строят с художественной кладкой камней, применяя арочные конструкции. У многих имеются традиционные дагестанские адеисды — разновидности овчинных шуб, узорные носки, чухту, серебряные украшения, большие платки с бахромой. В рационе питания мясо, курдюк, сыр, травы, хинкал, ягоды, чуду, курзе. Они обязательно празднуют те праздники, которые отмечались их предками: дни встречи зимы, весны, увеселительные собрания, сопровождающиеся песнями, притчами, загадками, спортивными играми, иногда даже языческими обрядами. Все это говорит о том, что люди веками сохраняют любовь к своей земле, культуре, традициям, передают их из поколения в поколение.

Понимая этнокультурные потребности наших соотечественников в Турции и в целях расширения культурных связей с ними, национально-культурная автономия «Дидойцы» намерена оказать им посильную помощь.

Это очень важно, так как сегодня определяющими социально-культурный облик нашей диаспоры в Турции свойствами и показателями являются не этнографические особенности, а ориентация на зажиточную и комфортную жизнь. В Турции исторически сложилась тенденция притупления национального самосознания, и социальное самочувствие представителей любого народа здесь определяете гражданской, а не этнической принадлежностью.

Д. Магомедов, президент национально-культурной автономии, журнал «Народы Дагестана», 2005 г.

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: