Дагестан – страна гор
Поделиться
24 Фев 2020 г.
Эта живописнейшая страна лежит в самом «подбрюшье» России, там, где кончаются ногайские степи, между Черным и Каспийским морями, на северных склонах главного Кавказского хребта. Древние греки, а за ними – римляне, называли эту страну «Албания» и понимали под этим словом одновременно «гору языков» и «страну гор». Сейчас имя ее – Дагестан.
Первые люди обосновались здесь уже 1 500 000 лет назад. Об этом говорят раскопки 2007-го года у аула Акуша. И нельзя сказать, что эти полтора миллиона лет были мирными: Дагестан лежит на единственном удобном пути из Передней Азии в Восточную Европу. Орда за ордой, армия за армией прошлись по его дорогам и тропам, выковывая из местных горцев свирепых воинов, от набегов которых содрогались уже царства Шумера и Аккада. Вооруженные отряды кавказских албанцев упоминаются в числе союзников Персии в битве при гавгамелах, причем, в отличие от персов, горцам удалось на своем фланге прорвать фаланги македонцев и разграбить лагерь Александра. И в дальнейшем местным воинам удавалось с честью отстаивать свою свободу, противостоя и налетам парфян, и натиску легионов Помпея и Лукулла.
В V-VII веках здесь жили прабулгары, занимая равнины к северу от современного Дербента. Их многочисленные поселения и крепости располагались так, что полностью перекрывали проход в долину реки Сулак со стороны Каспия. Занимались они поливным земледелием, скотоводством, выращивали виноград. В шестом веке, после объединения булгарских племен ханом Кубратом, христианином-монофизитом, на недолгое время здесь возникло государство Великая Булгария, которая распалась под ударами хазар после смерти Кубрата. В седьмом веке следы дагестанских булгар теряются, но потомки их до сих пор живут в Болгарии: один из сыновей Кубрата, хан Аспарух, увел на Дунай своих людей и основал там Первое Болгарское царство.
Лакомый кусок, позволяющий контролировать важнейшие торговые пути, Дагестан во все времена привлекал захватчиков. Его пытались прибрать к рукам и татаро-монголы, и арабы, и турки-османы; здесь побывали и «железный хромец» – Тимур, и «потрясатель миров» – Надир-шах. Последний едва унес из Дагестана ноги, наголову разбитый объединенным войском дагестанцев. Не мудрено, что горцы всегда старались строить свои селения в самых труднодоступных и неприступных местах. Любой горский аул был своего рода крепостью; каждый род имел одну или несколько боевых башен, в которых можно было отсидеться во время вражеского набега. Здесь всегда прежде всего ценилось оружие, особенно — искусно изготавливаемое местными умельцами.
Относительный покой и мир пришел на землю Дагестана только в XVIII веке, после окончания кровопролитной Кавказской войны и присоединения его к России. После этого безопасность поселений перестала быть необходимостью, и многие горные аулы постепенно оказались заброшенными: их жители просто переселились в более удобные для жизни места. Однако ничто не изменило гордого и независимого характера народов Дагестана. Уже в ХХ веке попытка вторжения в Дагестан чеченских боевиков-вахаббитов, под предводительством Шамиля Басаева и арабского наемника Хоттаба, «для освобождения священной дагестанской земли от оккупации неверными», была остановлена местным ополчением и отбита затем при поддержке федеральных войск. Горцы не любят, когда им что-то навязывают…
Современный Дагестан – это свыше 30 коренных народов, говорящих на более, чем сорока наречиях и диалектах. Нигде в мире нет больше такого этнического разнообразия на такой маленькой территории! Здесь отсутствует «титульная нация», зато есть 14 государственных языков! И все же, открытой вражды и конфронтации на этнической почве нет: дагестанцы давно поняли, что даже худой мир лучше доброй ссоры. Это, конечно, не исключает скрытую борьбу за влияние и власть в республике между самыми многочисленными народами Дагестана: аварцами, даргинцами, лакцами, кумыками. И это при том, что традиционно торговлей здесь занимались, в основном, даргинцы и лакцы, во властных структурах, в милиции больше всего присутствовали аварцы и даргинцы, а творческую интеллигенцию представляли, как правило, кумыки и лезгины. Непростая ситуация!
Исторически, подавляющее большинство дагестанцев – мусульмане-сунниты. И первое впечатление приезжего: исламом здесь живут, тогда, как где-нибудь в Москве, в ислам играют. В Дагестане сложно найти человека, бравирующего своим неверием, зато постоянно можно увидеть человека, искренне молящегося. Особенно, скажем, в горах, перед преодолением труднодоступного перевала: в трудной дороге лучше заручиться поддержкой Всевышнего! Здесь никогда женщины не закрывали лицо, и на улице можно увидеть довольно откровенные наряды. Но мечети не бывают полупустыми и, если потребуются деньги для ремонта, могут собрать миллионов эдак сорок-пятьдесят за три дня, устроив благотворительный марафон в прямом телевизионном эфире. Конечно, и тут все не так просто и радужно: в последние десятилетия в Дагестане все больше проявляет себя радикальный вахаббизм, но последователи его не находят широкой поддержки ни у населения, ни у духовных лидеров.
После двух чеченских войн почти у каждого дагестанца найдется в хозяйстве «калашников», да и пальба в воздух на семейных праздниках – не редкость, а устоявшийся обычай. Суровые на вид местные старики ходят с тростью, заканчивающейся трехгранным русским штыком: такой посох медленнее стирается на каменных горных дорогах, да и оружием, при случае, может послужить. И при этом я не видел людей более гостеприимных и радушных, чем в Дагестане!
Путник волен зайти в любой дом – и ему не откажут в приюте: «Гость – посланник Аллаха!» Вряд ли где-нибудь в Подмосковье, на очередной остановке у речушки, совершенно незнакомые рыбаки пригласят вас откушать только что пойманных голавликов, а проезжающий мимо водитель, увидев путника, нагруженного рюкзаком, остановится и, после традиционного «салам», предложит подвезти, не спросив при этом ни рубля! Для европейца местное гостеприимство может показаться даже утомительным: к примеру, в кафе ваши спутники могут попытаться расплатиться за вас, а отказ воспримут как личную обиду. Что поделать: Кавказ! В 1870 году петербургский промышленник Людвиг Нобель, родной брат изобретателя динамита и основателя Нобелевской премии, оказался в Дагестане: искал подходящую древесину для прикладов винтовок, выпускаемых его военным заводом. А нашел нефть! Основал «Товарищество нефтяного производства Бр. Нобель», стал крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в России. Нефть и газ добывают в республике и сегодня. А еще – выращивают виноград и делают из него в городе Кизляре неплохое бренди, по сложившейся советской традиции называемое коньяком. Возделывают сады, и весной аулы утопают в бело-розовых облаках цветущих абрикосов и персиков. Здесь растят редкую черную хурму, удивительно вкусную и, говорят, лечебную, иссиня-черные плоды которой собирают после первых заморозков. На Каспии ловят осетра, в основном – ради черной икры. Правда, этот промысел стал, после горбачевской «перестройки», поистине народным: браконьерство достигло в Дагестане чудовищных размеров, осетра теперь впору заносить в Красную книгу!
Экономика Дагестана переживает не самые лучшие времена: статистически, это одна из беднейших республик Российской Федерации. А по безработице среди молодежи Дагестан вообще на первом месте в России! И, несмотря на это, в столице, Махачкале, просто-таки строительный бум: строится все, от современных многоэтажек до частных коттеджей. И это при том, что «бедная сакля горца» занимает теперь сто, а то и все двести квадратных метров, часто имеет вид самого настоящего дворца и стоит уйму денег! Без дома дагестанцу никак нельзя: юноша может взять себе жену, только построив дом! Помогает ему в этом, конечно же, весь род: родственные связи здесь – превыше всего… На дорогах Дагестана полным-полно дорогих иномарок: столько «лексусов» одновременно я не видел больше нигде! Ездят местные джигиты, как Бог на душу положит, поэтому, на неплохих, по российским меркам, дорогах за год погибает людей больше, чем от действий террористов. Махачкалинские водители даже смеются: «Тому приезжему, кто проедет за рулем по нашим улицам без аварии, надо орден давать!».
Махачкала – город молодой, ему всего-то 165 лет! Основали его как русское укрепление Петровское, – на этом месте был лагерь Петра Великого времен Персидского похода 1722 года. Но есть в Дагестане и один из самых древних городов России: раскопки показали, что крепостные укрепления стояли тут уже 5000 лет назад! Имя городу – Дербент. Название это – персидское, восходит к VI веку и означает «Замок ворот». Город оправдывает свое имя: он расположен так, что перекрывает узкий проход вдоль берега Каспия. В древности горожане селились между двумя крепостными стенами, начинающимися у цитадели Нарын-Кала на высоком берегу, спускающимися вниз и уходящими в море на 200 метров! За многие века город разросся, стал современным, но узкие улочки «старого города», старинные мавзолеи и мечети сохранили дух древности и восточное очарование.
В Дербенте живет один из известнейших мастеров Дагестана: Дамир Гая Мамедов. Вот уже сорок лет он ремонтирует и изготавливает «душу» любого горского оркестра: барабан. А началось все с того, что начинающему музыканту в далеком 1968 году пришлось выбирать: отдать свой барабан в починку, или сэкономить, и отремонтировать самому. «Нет сейчас страны, где на моих барабанах не играли бы», – смеется мастер. – «За сорок лет вот этими руками больше десяти тысяч сделал! Сначала постаринке: на барабан шкура козла шла; сейчас пленка синтетическая, сносу нет! Раньше долго трудился, сейчас – три дня, и барабан готов!»
Мастеров, умельцев здесь всегда ценили. На весь Дагестан известен Балхар – аул гончаров; Унцукуль – там самая лучшая инкрустация по дереву, если трубка красивая нужна или трость – поезжай туда. Но самый известный из всех – древний аул Кубачи! Название это в переводе означает «оружейники», так назвали его турки. Сами жители называют аул «Угбуг», а себя – «угбуган», что означает «губители людей». Здесь издавна делали сабли, кинжалы и кольчуги, ценившиеся далеко за пределами Дагестана. А еще – филигранные украшения, медную посуду, замки, кувшины. Кувшины здесь особенные, чисто местные, напоминающие два соединенных основаниями конуса. Называют их «мучалы». Форма их настолько странная, что легко поверить в легенду, будто кувшины эти спасли аул: враги издали приняли мучалы, расставленные на крышах домов, за пушки и отступили!..
Дагестан – это древняя, уникальная во всех отношениях страна. Здесь сплелось в единый клубок столько историй разных народов, столько исторических противоречий, столько культур, сколько вряд ли найдешь в каком-нибудь другом уголке мира!
Рассказывать о Дагестане – дело неблагодарное! Невозможно описать словами красоту его гор, каньонов и рек, красоту души людей, его населяющих! Как говорят на Востоке: «Сколько ни говори «халва», во рту сладко не станет!» Дагестан надо увидеть, его надо почувствовать… В Дагестане надо жить!
Андрей Шлыков родился в городе Малмиж на реке Вятка. Долго работал геологом, объехал половину России, Тянь-Шань, Полярный Урал, Кольский полуостров, Тамань, и уже 20 лет он профессиональный фотограф. Его снимки публиковались от Китая и Тайваня до Стамбула и Парижа. Мечтает с верной фотокамерой показать красоту мест, где работал геологом, всему свету.
Автор текста и фотографий Андрей Шлыков, журнал «Дагестан», № 2, 2011 г.
Андрей Шлыков родился в городе Малмиж на реке Вятка. Долго работал геологом, объехал половину России, Тянь-Шань, Полярный Урал, Кольский полуостров, Тамань, и уже 20 лет он профессиональный фотограф. Его снимки публиковались от Китая и Тайваня до Стамбула и Парижа. Мечтает с верной фотокамерой показать красоту мест, где работал геологом, всему свету.
Поделиться
24 Фев 2020 г.
Комментарии к статье