Аварская народная медицина

0

Поделиться

25 Дек 2018 г.

Многовековые медицинские знания и богатый опыт врачевания, передававшиеся из поколения в поколение, — ценнейший пласт традиционно-бытовой культуры народов Дагестана — до недавнего времени оставались, к сожалению, не изученными. Не более десяти лет назад в отделе этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН было начато всестороннее историко-этнографическое изучение дагестанской народной медицины. Нельзя не отметить, что решение о необходимости ее изучения, принималось и само исследование велось не в наше удивительное время вседозволенности, а в то время, когда народная медицина, мягко говоря, была в загоне, объявлена устаревшим, никому не нужным пережитком прошлого, хранители же народной мудрости, целители — преследовались, а сама проблема считалась в науке неперспективной.

В настоящее время исследование завершено и готовится к изданию. В данной же статье речь пойдет о целителях Аварии, об аварской школе врачевания.

Исследование показало, что их знания и практический опыт врачевания имеют не только древнейшие корни и богатую историю, но и весьма яркое и емкое содержание. Из поколения в поколение они вели настойчивый поиск, апробацию и накопление медицинских знаний и опыта по профилактике, распознаванию и лечению болезней. И в результате создали богатую медицинскую культуру, которая является результатом коллективного творчества многих сотен поколений.

Автор: Магомед Дибиров, кандидат педагогических наук, Журнал «Возрождение» // 1993

Она представляет собой целостную систему знаний о человеке, о влиянии окружающей среды и космических факторов на его организм, о рациональном образе жизни и гигиенической культуре, диагностике болезней, формах, методах, средствах и принципах лечения заболеваний, ран, травм, ожогов, отравлений и различных расстройств здоровья. Она включала в себя философские, космогонические, духовно-нравственные, религиозные, оккультные и другие концепции. Ее становление, развитие и содержание теснейшим образом было связано с естественно-географическими условиями среды обитания, особенностями флоры и фауны, бытовыми и этнокультурными традициями.

В ходе длительной войны за свою независимость против царского самодержавия в XIX в. проявилось и получило широкую известность искусство дагестанцев в лечении ран и травм. Народные лекари производили трепанацию черепа, ампутацию конечностей, камнесечение, лечили инфицированные раны, тяжелые переломы и повреждения, знали уникальные способы .восстановления мягких тканей. Опыт был настолько уникален и эффективен, что поражал даже величайших представителей официальной медицины и медицинской науки.

Так, один из выдающихся представителей российской научной хирургии XIX в. Н. И. Пирогов писал в этой связи, что народные лекари Дагестана излечивали такие раны и повреждения, которые, по мнению русских врачей, требовали ампутации конечностей. И этот факт, как указывает Н. И. Пирогов, подтверждался многими наблюдениями (Пирогов Н. И. Отчет о путешествии по Кавказу. Медгиз, 1952, с. 69).

Данное высказывание известного хирурга в значительной мере имеет отношение и к аварским народным целителям – джаррахам (хирург). Дело в том, что русский военно-полевой лазарет где работал Н. И. Пирогов и впервые применил эфирный наркоз в полевых условиях (1847 г.), находился у аварского аула Салта, и он достаточно близко был знаком с опытом народных целителей.

В плане оценки уровня развития дагестанской народной хирургии представляют интерес и сведения полковника А. И. Руновского. Он служил в Дагестане во время Кавказской войны, являлся приставом Шамиля в бытность его в плену в г. Калуге, в свое время интересовался постановкой здравоохранения населения Дагестана и лечения раненых в период военных действий. А. И. Руновский опубликовал материалы о дагестанской народной медицине, в них утверждал, что «нет на свете хирургов столь искусных как в Дагестане». Академик Н. Ф. Дубровин писал в этой связи, что «нет почти ни одной раны за исключением, конечно, чисто смертельной, которую бы туземные врачи не вылечили и притом так, что пациент их не подвергался затем никаким дурными последствиям».

Каждый целитель-джаррах, который в основном занимается лечением только лишь ран и травм, или костоправ, был своего рода энциклопедистом — знал массу приемов и средств лечения кожных, инфекционных, внутренних, нервных и других заболеваний. Сама жизнь вынуждала их к этому. Во-первых, в военное время тяжелые ранения могли спровоцировать различные заболевания. А во-вторых, в мирное время ранения и травмы случались не так часто, а больные как из своего аула, так и соседних селений во все времена обращались за помощью к ним. В «Очерках по истории хирургии в Дагестане» под редакцией член-корр. АМН Р.П. Аскерханова рассказывается о том, что горский хирург Магомед из Кудали, пользовавшийся лучшей репутацией во время Кавказской войны, «успешно лечил и внутренние болезни». Целители Битулав из Чоха, Абдурахман из Бетля, Магомед из Унцукуля, Кебедгаджияв из Корода (Карадах) и многие другие с разрешения властей и администрации официальной медицины состояли наряду с дипломированными врачами в должности полковых и гражданских врачей. Сам факт говорит о многом.
Народная терапия аварцев находилась на столь же достаточно высоком для своего времени уровне, что и хирургия. И в настоящее время достаточно много примеров, когда средства и методы вернули к жизни десятки безнадежно больных, вылечили заболевания, перед которыми даже современная медицина конца XX века бывала бессильной. Народная медицина располагала эффективными способами профилактики и диагностики заболеваний, к сожалению, сегодня еще по диагностированию остается не ясным, трудно поддается расшифровке. Лекари Аварии обладали многовековыми знаниями и опытом лечения кожных, инфекционных, внутренних, нервно-психических, детских, женских и многих других болезней. Диагностировали каждое заболевание, общее состояние с учетом возраста и индувидуальных особенностей больного, климатических условий, сезона года, суточных ритмов, космических факторов и многого другого.

Приемы врачевания в основном предусматривали лечение болезни по симптомам, наблюдаемым во всем организме, и были направлены на нормализацию деятельности всего организма, повышение его устойчивости к заболеваетям, активизацию защитных сил. Такой подход предусматривал лечение отдельных болезней воздействием на участки организма, весьма отдаленные отболезненных областей. В своей практике лекари широко использовали как лекарственную (медикаментозную) терапию, так и разнообразные физиотерапевтические методы: кровопускание, моксотерапию (прижигание), лечебный массаж и натирания, различные ваяны, ингаляции, компрессы, дымовую терапию, гидротерапию, металлотерапию и многое другое.

Большое значение уделялось питанию больного, диетотерапии, уходу, содержанию и образу жизни его, вводились определенные запреты, содержащие рациональные зерна, хотя для усиления действенности они нередко подавались в религиозно-магической упаковке.

Достаточно высокого для своего времени развития достигло и лекарствоведение. Целители располагали богатыми знаниями о лекарственных растениях, их заготовке с учетом времен года, суток, погодных условий, фаз луны; рациональных способах и сроках хранения, правилах взаимосовместимости, дозировке, технологии изготовления лекарств и т.д.

В ходе этнографического исследования к настоящему времени выявлено около 500 лекарственных средств растительного, животного и неорганического происхождения, более 3 тысяч рецептов от самых разнообразных заболеваний, в том числе 46 прописей от рака, применявшихся лекарями из аварских регионов. Анализ традиционных рецептов показывает, что они были достаточно сложными, в состав некоторых входило до 50 наименований лекарственных средств различного происхождения.

До нас дошли уникальные письменные памятники народной медицины, хотя, надо отметить, многое, к сожалению, безвозвратно утрачено. В период гонения на арабоязычную культуру уникальные рукописи были сотнями сожжены, уничтожены или закопаны в землю.

В ходе специальных поисковых работ удалось обнаружить около 100 рукописей на аварском языке и языках аварской группы народностей письмом аджам. Это медицинские трактаты, лечебники, травники, работы, посвященные отдельным разделам народной медицины, в том числе фармакологии, фармокопеи, фармакогнозии, косметике, а также рецептурные памятники, справочники и медицинские словари, пособия по трепанированию черепа и технике сложных хирургических операций и т.д. Они отличаются по содержанию, объему, формату, языку изложения, почерку и по многим другим признакам.

Многие рукописи принадлежат перу известных народных лекарей и джаррахов. Среди них Рафи-Гаджи из Шамгады, Магомед-бек из Арчоб, Яганил Али и Али Буттай из Согратля, Саид из Гуниба, живший после пленения Шамиля в Аркасе, Магомед-Арип из Кахиба, Кебедгаджиясул Магомед из Корода (Карадах) и многие другие. До нас дошли труды около 80 авторов. Имеются и переведенные из различных трудов по восточной медицине. Так, Дамадан Мегебский перевел с персидского на арабский язык медицинский трактат «Тухваталь-Муъминин», который затем уже был переведен на многие языки народов Дагестана, в их числе и на аварский. Нур-Магомед Хунзахский перевел с арабского на аварский и кумыкский языки фармакологический справочник «Джами аль-Муфрадат». А Дибир-Кади Хунзахский перевел с персидского на аварский язык ценные афоризмы из медицинского справочника индийской народной медицины «Панчататры». Он же заполнил поля лечебника — «Шифаъ аль-аскъам» на арабском языке, привезенного из Сирии, рецептами аварской народной медицины, которые он знал. Саид из Аркаса перевел с арабского на аварский язык медицинский трактат «Мухтасар аль-тазкират». А Магомед-Арип из Кахиба составил уникальный карманный лечебник, где приведены в основном рецепты из четырех медицинских справочников Востока, а также из многолетнего собственного опыта врачевания. Уже известно более 35 таких переводов медицинской литературы Востока. Надо отметить, что народные лекари пользовались и трудами Гиппократа, Алкменона (Лукманул Хаким), Авиценны и др.

Народные целители в разные исторические периоды находились почти в каждом аварском ауле. О многих из них собран богатый материал. Во многих аулах были целые династии таких целителей, которые из поколения в поколение передавали свой опыт по наследству Так в с. Согратль в роду Алибутаевых предки до 17-го поколения занимались врачеванием. Из наиболее известных целителей Аварии нельзя не отметить Абдул-Азиза из Унцукуля, который в свое время исцелил Шамиля от сквозной штыковой раны в грудь и 18 других ран. Имя Бигулав-Гаджи из Чоха было широко известно в ХIХ в. и за пределами Дагестана. У него несколько раз лечился легендарный наиб Хаджи-Мурад. В 1843 г. Хаджи-Мурад получил тяжелую травму черепа, его вылечил известный целитель Сахибилав из Орота. Великолепными познаниями народной медицины обладал Алидибир-Кабир из Гуниба, который являлся семейным лекарем имама Шамиля и его приближенных. Свои познания и опыт врачевания он передал сыну — Саиду, который впоследствии сделался известным целителем, написал несколько трудов по народной медицине и подготовил несколько замечательных лекарей, в их числе и известного целителя Алдана из с. Аркас.

Крупным знатоком народной медицины и искусным целителем был и Магомед-Арип из с. Кахиб, сын известного тарикатского шейха Гасана-апанди. Признанной репутацией пользовались Вали-Умар из Хунзаха, Шангирей из Батлаича, Табиб Вали из Анди, Газимагомед из Тляраты, Чулухимусалав из Бежты, Алимирза из Арчиба, Муса из Тляроша, Магомед из Кудутля, Майиндур из Обода, Джамалутдин из Салты, Абдурахман-Гаджи из Дусраха и другие. Многие из них располагали опытом фармакогноста и необходимыми для этого знаниями ботаника, минералога, химика и т.д. Они успешно лечили множество заболеваний, располагали уникальными средствами и методами лечения различных заболеваний, перед которыми практически бессильна даже современная научная медицина.

Параллельно с ценным опытом рационального лечения бытовала религиозно-духовная и оккультная медицина. Многие положения этого пласта медицинской культуры сложны, трудно поддаются расшифровке и анализу и необъяснимы с точки зрения современных достижений медицинской науки. Но одно ее бытование уже говорит о необходимости тщательного изучения этого явления, в ней много рационального с точки зрения энергоинформационного обмена в природе.

Многое в народной медицине аварцев представляется ценными ростками народной мудрости, которые заслуживают особого внимания, бережного отношения и внедрения в современную практику в интересах здоровья людей. Не исключено, что именно в кладовой тысячелетнего опыта врачевания имеются эффективные средства и методы лечения отдельных недугов, борьба с которыми все еще остается насущной проблемой современной медицины.

0

Поделиться

25 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: