Аул Иштибури расположен у подножья горы Арах-меэр, в двадцати пяти километрах от райцентра Унцукуль, по соседству со столь же небольшими собратьями-аулами Колоб, Патаних и Инивалита. О его древних корнях свидетельствуют кладбища с языческими, христианскими и мусульманскими захоронениями, множество прорытых вручную террас в окрестностях. Жили здесь люди охотой в ближних лесах, доходами от полеводства и скотоводства, выращивали пшеницу, ячмень, овес, картофель, кукурузу, лен, морковь, держали коров, овец и коз, а для выполнения тяжелых работ — быков, лошадей, мулов и ослов.
Предание гласит, что в глубокой древности аул был захвачен Суракат-ханом из хунзахского Тануси. После чего прислали восемь семей стражников, старший из которых Бури поселился в сторожевой башне на окраине. О бунте в ауле или о приближении к нему врага Бури сообщал свистом на сторожевую башню соседнего аула и оперативно прибывала помощь от хана. От сочетания слов «Гъиштъе, Бури» (Свистни, Бури!-авт.) сложилось сохранившееся до наших дней название аула Иштибури, а прежнее было забыто.
Но, и попав во власть могущественного хана, иштибуринцы, как и все горцы, не избавились от необходимости быть одновременно и крестьянами, и воинами. Надписи на могильных стеллах свидетельствуют о павших на полях брани с арабскими завоевателями, Тамерланом, Надир-шахом, войсками русского царя. Самый кровопролитный бой, в ходе которого в окрестностях аула был разбит отряд московских курсантов, произошел в двадцатые годы в ходе гражданской войны. Поэтому противников Советской власти особенно активно искали в ауле Иштибури, были репрессированы арабист Н.Нурмагомедов, А.Гаджиев и другие.
Но потом оказалось, что именно Советская власть, против которой иштибуринцы активно боролись, смогла избавить их от нужды ходить до Буйнакска, Манаса, Хасавюрта, Баку, Чечни зарабатывать, закупать и вывозить в аул на своих спинах муку, соль, керосин.
Созданием ликпункта в тридцатом и открытием начальной школы в тридцать втором году начался этап советского образования. Путь светлой жизни первыми озарили учителя Магомедтагир Биякаев, Манап Гаджимурадов, Алибег Гаджиев и многие другие, чьи имена с благодарностью вспоминают до сих пор. В 1936 году бедняки и середняки аула Иштибури объединились в колхоз имени Молотова. Под руководством Гулдача Магомедова, Гусейна Гаджимурадова и других хозяйство крепко встало на ноги, благодаря чему в домах колхозников прижилось благополучие. Качественно улучшились жилища, появились даже не снившиеся до того удобства быта. Новая власть настолько полюбилась, что в начале Великой Отечественной войны ни один иштибурйнец не засомневался в необходимости ее защиты. Около трех десятков людей ушло на фронт, за плугом и ярлыгой их заменили жены и сестры. Патина Аблулмуслимова, Сайгибат Магомедова, Написат Гасанова и десятки других женщин вязали носки и свитера для фронтовиков, работали на рытье оборонных рвов строительстве канала имени Октябрьской революции.
Потом началась трагедия длиною в тринадцать долгих лет. Иштибуринцы не согласились добровольно отселиться в Чечню. Власть была неумолима. Очевидец тех событий рассказывал: «Было начало апреля, шел снег. В Иштибури плакали старики, женщины, дети. Незнакомые люди разрушали сакли и выбрасывали скарб на улицы. Людей погнали пешком в сторону Харибского перевала, который оказался непроходимым из-за снежных сугробов. Неделю гостили у жителей гумбетовского аула Данух. Через месяц, похоронив на обочинах дорог многих стариков и детей, добрели до села Нижний Курчалой Ножаюртовского района Чечни. Засеять поля на новом месте не успели. Начался голод. Многие заболели тифом и малярией. Умерло еще десять человек. Только на третий год научились обрабатывать землю на новом месте и смогли досыта наесться хлебом. Через тринадцать лет тех иштибуринцев, что пожелали возвратиться на дедовскую землю, довезли на автомашинах до Унцукуля, так как до аула не было дороги. В ауле не нашли ни одного целого дома. Возрождать жилища было трудно, выделенных кредитов едва хватило на закупку лесоматериалов и на их доставку на место грузовым транспортом. Помогла делу взаимопомощь людей. Подняли залежь, вновь обзавелись скотом.
Сплоченность и взаимопомощь людей возродила аул Иштибури. В последующие десятилетия аульчане обрели автодорогу, электролинии, сносные здания школы, спортзалы, мечеть, родники, современные дома и мебель. Выросли культура быта и образованность. Почти все взрослые жители имеют общее среднее образование, более двух десятков — высшее и среднее специальное. Главное в том, что люди растут здесь без комплекса высокомерия, простыми, добрыми, человечными, уважительными.
В наше время Иштибури живет спокойной, размеренной жизнью. От года к году расширяется площадь пашни, во многих дворах содержат десятки голов крупного рогатого и сотни голов мелкого рогатого скота. Заботы властей района не ограничились расширением размеров приусадебных участков. В текущем году, например, новый глава администрации района Абдурахман Абдурахманов выделил Иштибури приличную сумму на социальное обустройство.
Комментарии