У каждого народа есть своя история, культурные ценности, традиции, обычаи и нравы. Написать историю бесписьменных народов крайне трудно, коим является Цези. После принятия ислама Дидойцами появился арабский язык. Сторожили говорили, что каждый имам мечети составлял «тавтар», (летопись) происшествий, как архив. Такой тавтар существовал и в Шапихе, но в 30-е годы под ударом репрессивной машины, вместе с другими источниками информации тех лет тавтары были уничтожены и сожжены. Допускаю, что в них могло быть описание прошлого доисламского и исламского периода с. Шапих и всей Дидоэтии в целом.

Селение Шапих расположено на берегу реки Митлюда между Главным и Богосским хребтами и их отрогами. История основания села достоверно не известно. Однако по преданиям старожилов поселение было издавно обжито человеком. Об этом говорят и найденные захоронения в Шапихе при строительстве новых домов. В этих захоронениях были найдены женские украшения, бронзовые статуэтки, изображение крестов, замысловатые узоры на камнях стен домов, которое свидетельствует, что в древности шапихцы исповедовали языческую религию или христианство. Селение Шапих расположено на пересечении торгового пути связывающих Грузию с остальной территорией Дагестана. С принятием ислама Шапих стала центром ислама в «Лъибиле». В Шапихе была построена джума-мечеть и медресе при мечети, где обучались мутаили со всей Дидоэтии. Одним из выдающихся ученых богословов селения Шапих был Шамсудин-дибир (репрессирован 1927 году похоронен в Воронеже).

Основателями селения Шапих являются предки тухумов «К!андулавби», «Аличуби», «Базарганби». Селение Шапих было разделено на три квартала, каждый тухум жил в отдельных кварталах. Также были разделены тухумами хутора. Достоверно известно, что ближайшие селения: Оцих, Халах, Цицимах, Аларах, Китлярата, Вициятли когда то были хуторами шапихцев, об этом свидетельствует земельные «мулки» принадлежащие шапихцам в выше названных селах. В центре села расположен «годек1ан» и мечеть. Как и все жители ДИДО шапихцы тоже были «вольной общиной» (узденами). Шапихцы иногда совершали набеги (давла) в Кахетию (Грузия). Они угоняли из Кахетии рогатый скот, лошадей, иногда брали в заложники детей и возвращали их обратно за большое вознаграждение. В начале ХIХ века в Дагестане начало распространятся народно-освободительное движение горцев под руководством имама Шамиля. Движение горцев нашло широкий отклик среди Дидойского общества. Шапихцы приняли активное участие в освободительной борьбе горцев под руководством Шамиля. По рассказам старожилов селения Шапих, после пленения имама Шамиля из Шапиха совершили переселения (хиджру) в Турцию (Карса) более 60 хозяйств одновременно. А в 1902 году началась новая вольна переселения, входе которой большая группа дидойцев, покинув свою родину, уехала в Турцию. О данной волне переселения стала известно из рассказа 86-го жителя Турции Мухаммада (Турцияв), который в 1982 году приехал в Шапих, чтобы навестить родное село, односельчан, родственников и увидеть родные места, откуда его родители вынуждены были уехать на чужбину.

По его словам, когда его родители покинули Шапих, ему было 6 лет. Он также рассказывал, что количество дидейцев покинувших ДИДО в 1902году, исчислялось сотнями. Основными занятиями жителей села было скотоводство, земледелие, пчеловодство позднее и садоводство, разводили скотину. Из зерновых сеяли рожь, ячмень, пшеницу и бобовые. Землю обрабатывали деревянным плугом с железным наконечником «бирусо». Тяжелой силой служили лошади. Сельскохозяйственные работы начинались по всему селу одновременно. Традиционными были праздники «первой борозды», «начало сенокоса» и «акьиру кьарихоси». По мере развития села появились различные ремесла. В селе были хорошие каменщики, которые строили дома не только в Шапихе, но и в других селах. Появились лудильщики, кузнецы, которые изготавливали плуги, мотыги, серпы, кинжалы, ножи. Изготовляли в селе и деревянные изделия: Люльки, кровати, (тахби) сундуки, «коборуби» для хранения зерна и муки. Отменно строили и конструировали водяные мельницы. Занимались торговлей преимущественно с Грузии. После установления советской власти в 1930-е годы селение Шапих открылась начальная школа, преподавание велось на родном (аварском) языке, графическая система велась на «кириллице». В этот период по направлению в Шапих приезжали русские женщины учительницы.

В 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, нарушив договор о ненападении напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Жители села с возмущением встретили известие о нападении фашисткой Германии на нашу страну и встала на защиту Родины. В годы Великой Отечественной войны защищать Родину пошли 8 шапихцев. Двое из них вернулись после войны (1941-1945г.г.)

1. Курамагомедов Джамал М. 1910-1993годы.
2. Рамазанов Газимагомед М. 1911-1976годы.

Полегли на фронтах Великой Отечественной шестеро шапихцев.

1. Абакаров Саадула А. погиб в 1941году — под москвой.
2. Абакаров Магомедкамиль А. погиб в 1942году.
3. Магомедов Патах М. погиб в 1942году в битве за Сталинград.
4. Рамазанов Абдулмажид А. погиб в 1943году при форсировании Днепра.
5. Рамазанов Джабраил А. погиб в 1944году.
6. Шамсудинов Магомед М. погиб в 1945году при штурме Берлина.

В 1944 году, все жители Дидоэтии были депортированы в Чечено-ингушскую АССР, а их села сожжены, чтобы они не могли вернуться. Во время депортации, по разным данным от 50 до 70 процентов дидойцев умерли от малярии, голода и холода.

Шапихцам было отведено село Агишта Шалинского района ЧИССР, переименованное в с. Шапих Шалинского района. После Хрущёвской оттепели в 1957 году дидойцев вернули обратно в Цунтинский район ДАССР. Дидойцы начали восстанавливать свои сожженные села. Восстановили и селение Шапих.

Депортации, репрессии, раскулачивание оказалось катастрофической для дидойского этноса. Это также губительно отразилось и на генофонде цезов, не говоря о социально- экономическом отставании от остальной территории и республики.В целом в течение данного периода с. Шапих как и другие села Дидоетии оказался вовлеченным в важные исторические события и процессы, которые являлись переломнными в истории цезов и Дагестана в целом.

В 1957 году в селе вновь образовали колхоз имени Энгельса. В настоящее время в селе 130 дворов 120 хозяйств. В селе функционирует МКОУ «Шапихская СОШ», МКДОУ «Детский сад», сельская библиотека. Медицинское обслуживание осуществляет фельдшерско-акушерский пункт. Основным источником дохода жителей села является подсобное хозяйство.

Представительный орган совет муниципального образования сельсовет «Шапихский» состоит из 9-ти депутатов, избираемых на сельских выборах по одномандатным избирательным округам. Начиная 70-х годов шапихцы начали переселяться на равнину, в разные села Дагестана. Особенно много шапихцев в с.Косякино, Кизлярского района РД, где главой сельского поселения АСП с/с «Касякинский» является уроженец селения Шапих Магомедов Амрула Рамазанович. За годы советской власти резко изменилась культура и быть современных шапихцев. Они стали культурными, образованными, чем свои предки. Хорошо чтят традиции, обычаи и религию.

Селение Шапих вырастило и дало району и республике партийных, хозяйственных руководителей, организаторов производства, спортсменов.

Назову лишь некоторые имена знатных людей.

1. Магомедов Джамал М. один из первых среди дидойцев получил высшее образование. В 1956году с отличием окончил Дагестанский государственный педагогический институт,а в 1969 году на красный диплом окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС в Москве. В 1974-76-е годы первый секретарь Цунтинского райисполкома. Один из инициаторов по переносу райцентра из селения Бежта в Кидеро.
2. Абакаров Магомед Абдусаламович –полковник ,начальник вневедомственной охраны Приморского края.
3. Алибахарчиев Абдулмажид А. 1968-2008гг-директор Междуреченская СОШ 2002-2008годы заслуженный учитель РД, был известным педагогом-математиком. По его стопам пошел его сын Алибахарчиев Аслудин А.- призер 2-х олимпиад по математике среди студентов по РД. На красный диплом окончил ДГПУ в 2015г.- один из перспективных педагогов Шапихской СОШ.
4. Шамилов Магомед Х.- майор запаса МВД по РД, РФ.1994-2000гг – старший оперуполномоченный ОБХСС Цунтинского РОВД. 2000-2004гг зам. начальника, старший оперуполномоченный МРО БЭП Хунзахский МВД РД.2005-2009гг мировой судья судебного участка №91 Цунтинского района. В настоящее время работает государственным инспектором труда по правовым вопросам Госинспекции труда по РД.

Спортсмены.

1. Магомедов Тагир Силахудинович – заслуженный мастер спорта России, 20-ти кратный чемпион мира по АРМ спорту, лучший спортсмен РД 2015 года, занесен в книгу рекордов Гиннеса.
2. Ахмедов Раджабула Ахмедович – чемпион мира по кикбоксингу, двукратный чемпион России, трехкратный обладатель кубка России.
3. Анварбегов Ибнумаксуд – кандидат в мастера спорта, чемпион нижегородской области по смешанным единоборствам.
4. Ахмедов Ахмед Магомедович – заслуженный тренер России мастер спорта международного класса, главный тренер республики Дагестан по кикбоксингу, директор ДЮСШ Кизлярского района, директор спортивного клуба «Матадор».

Автор: Тажудин Гаджимагомедов, завуч МКОУ Шапихская СОШ

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля