Поделиться
01 Дек 2017 г.
В Дагестан ислам проник в VII веке, но полная исламизация горного края затянулась на 12 веков. Последние язычники самого дальнего горного ущелья Дагестана приняли ислам в 1850-х годах.
На окраине селения Асах, центра одноименного ущелья и общества, лежал многотонный белый камень-валун, который местные жители называли ЦIоб. Белый камень был главной религиозной святыней асахцев, веривших, что в камень вселился дух божества.
При убое скота к камню приносили кусок мяса, при сборе урожая – его часть. В принципе, асахцы в своём почитании камня не были столь уж оригинальны. Пережитки такого отношения к камням своеобразного происхождения известны и в других местах Дагестана. Название ЦIоб, которым асахцы окрестили своего идола, переводится с современного аварского языка как «милость». Мамайхан Агларов считает, что в более ранние исторические периоды ЦIоб был общеаварским божеством или идолом. Интересно наличие в Гумбетовском районе культовой горы ЦIобол-гохI, то есть горы цIоба. В народных легендах сохранились сведения о тех временах, когда на её вершине устраивались религиозные мероприятия с многочисленными жертвоприношениями.
Вообще многие религиозные центры доисламского Дагестана располагались на горных вершинах. В этом плане не было исключением и Асахское общество. В ущелье Асах было несколько таких гор-святилищ, на которых устраивались языческие обряды. К примеру, культовое место селения Ретлоб находилось на горной вершине Кидилашан (Кукольная гора) в 3–4 км к юго-востоку от села. Кидилашан представляет собой возвышение, с трёх сторон окружённое отвесными обрывами, а с четвёртой – заканчивается крутым обрывом. К ней примыкает небольшая поляна и родник. Здесь с конца ХIХ века проводилось немало раскопок. В частности в 1883 году были найдены 32 бронзовые человеческие фигурки. Ещё до этого здесь по поручению генерала А. Комарова раскопки производил наиб из села Кидеро, который обнаружил 200 статуэток. В 1939 году Иосиф Мегрелидзе нашёл здесь 51 бронзовую статуэтку людей и оленей. Все статуэтки, изображавшие людей, были представлены фигурками обнажённых мужчин и женщин, переданных в форме молящихся людей с руками, поднятыми вверх и приложенными к голове или сложенными на животе. При раскопках, сделанных Давудовым на святилище, были обнаружены кости животных и желобки, видимо, для спуска ритуальной крови. Там же, в Асахском ущелье, есть и другие культовые места – около асахских селений Чалях, Асахо, Кимятли и т. д. Каждая самостоятельная и имеющая длительную историю существования сельская община имела своё культовое место. На Чаляхском святилище в 1882 году П. Д. Тарариным был раскопан небольшой холм, под которым он обнаружил 88 бронзовых статуэток людей. В Государственном музее Грузии хранятся 16 бронзовых статуэток из Кимятли, собранные А. В. Комаровым. Асахское святилище было раскопано в 1885 году К. Н. Росиковым, который нашёл там 30 человеческих фигурок от 36 до 95 мм.
Такие антропоморфные фигурки найдены и в других аварских районах Дагестана. Из Дагестана они попали даже в окрестности Баку и Шемахи. Но дело в том, что такого количества человеческих статуэток в молящейся позе и концентрации, обнаруженных святилищ в небольшом ущелье нет нигде по Кавказу. Возможно, Асахское ущелье являлось языческим религиозным центром для аварцев, как Майистинское – у чеченцев. При этом почти все культовые места расположены на господствующих высотах или горных перевалах, откуда открывается обзор окружающей местности. Подобное расположение святилищ исходит из свойственного для многих домонотеистических религий и культов представления о горных вершинах как обиталищах богов. В качестве примера можно привести хотя бы гору Олимп в Греции, где, согласно мифам, жили Зевс и вся его компания заместителей и всяких отделов, где заседали боги и более мелкие божки, заведовавшие менее важными вопросами. В Дагестане также есть горы, на которых, согласно легендам и мифам, обитали всякие божества и другие существа сверхъестественного происхождения. Это – Кьили-меэр, Аддала-Шухгель-меэр, Шуну-даг, Хиларикуна, тот же Цобол-гох и т. д.
Причём если в аварских, лакских и даргинских районах культ горных вершин практически сошёл на нет, то в лезгинских районах Юждага этот языческий пережиток сохраняется до сих пор. Яркий тому пример – гора Шалбуздаг, паломничество на которую стало особенно модным в 1990-х годах. В последнее время с ростом исламизации среди населения подобные пережитки уходят в небытие, но в «народном» исламе, хранителями которого является старшее поколение, они всё ещё имеют место.
Согласно всем имеющимся историческим источникам, преданиям и генеалогическим выкладкам конкретных жителей, помнящих, какой их предок принял ислам, асахцы окончательно приняли ислам в 1820-х годах. В отличие от них, другие цунтинцы, в зависимости от принадлежности к разным обществам населявшие отдельные ущелья, принимали ислам начиная с ХVI века, и в ХVIII веке все, кроме самих асахцев, были мусульманами. Если до середины ХIХ века в Асахе и имелись отдельные мусульмане, основная масса оставалась язычниками, верящими в ЦIоба. Даже с постепенным укреплением ислама в Асахе находились люди, совершавшие втайне обряды поклонения белому камню. Поэтому цунтинский наиб приказал мюридам скатить его со склона в ущелье, что и было сделано. Но особенно упорные идолопоклонники из числа асахцев за ночь опять подняли идол, весивший пару тонн, со дна ущелья и водрузили на прежнее место. Мюриды тогда разбили камень на мелкие куски, продолжавшие служить объектом поклонения некоторых упрямых язычников. Но старое поколение язычников постепенно вымерло, и асахцы стали одними из самых набожных мусульман во всём Дагестане, коими остаются и по сей день.
Название Асахъ (в литературе распространено Асахо) образовано из слова ас (туман или облако) и суффикса -хъ, то есть «у» чего-либо. Асах, являясь центром всего ущелья, его «столицей» и самым крупным населённым пунктом современного Цунтинского района, представлял собой мощное крепостное сооружение, построенное в едином архитектурном стиле. Облик его был полностью разрушен царскими войсками в 1877 году. Но мы можем получить о нём представление из описания сохранившегося до 1944 года соседнего селения Мокок. Побывавший здесь в 1941 году Юрий Промптов пишет о виде аула следующее: «Перед нами возвышаются дома необычайного вида. Верхние – это даже не дома, а древние крепостные башни, срубленные в четыре, пять и шесть этажей. В стенах башен виднеются узкие бойницы или круглые амбразуры, закрытые деревянными щитами. К верхним этажам причудливых строений прилеплены крошечные резные балкончики и деревянные террасы. Узкие проходы между домами укреплены тяжёлыми каменными аркадами, над которыми висит узкий мостик» (Промптов Ю. По горам и аулам Дагестана. Махачкала, 1941. С. 126).
До прихода на Кавказ Российской империи центр Дидо и в том числе Мокок был недосягаем для вражеских отрядов, среди которых большей частью были войска грузинских царей. Асахо, в отличие от Мокока, подвергался сожжению или разрушению три раза. Первый раз, согласно преданиям, его поджёг царь грузинский Арчил (1640-е гг.), не будучи в силах взять его штурмом. Во второй раз Асах, как и десятки других цунтинских аулов в 1858–1859 гг., был разрушен в ходе карательных экспедиций царских войск. Царские генералы расстреливали селения из артиллерийских орудий, даже не штурмуя цунтинские аулы, укрепления которых были рассчитаны для обороны от стрельбы из лука. Но и для царских генералов с оснащёнными по последнему слову техники войсками цунтинские аулы не были простым орешком. Генерал Ипполит Вревский, разрушивший 40 селений и 3 крепости и гордившийся тем, что за день разрушал по несколько аулов, нашёл свою смерть при штурме аула Китури.
В последний раз Асах был разрушен в 1877 году. В конце мая того года, намного раньше начала всеобщего восстания в центральном Дагестане, большинство жителей Асахского ущелья оказали открытое сопротивление наибу, назначенному царской администрацией, и разрушили Кодорскую башню, построенную российскими войсками.
На усмирение восставших в 1877 году асахцев направился спровоцировавший их на вооружённое выступление князь Накашидзе с царскими штыками. Первым подвергся осаде аул Кимятли. К 15 июня на одной из возвышенностей над самым аулом была поставлена батарея, начавшая обстрел. На «гуманное» предложение Накашидзе сдаться и не губить женщин и детей горцы отвечали: «Наш дом – наша могила, наши семейства должны погибнуть с нами». Женщины наравне с мужчинами принимали участие в защите. На третий день осаждающие части собрали вокруг сакли бревна и хворост и подожгли. Когда здание было охвачено пламенем, некоторые из защитников поодиночке выбегали с кинжалом в руках из сакли, чтобы дорого продать жизнь, но они тут же падали под градом пуль. Вскоре крыша последнего убежища рухнула и похоронила под собою всех оставшихся в живых героев.
Интересно повествование современника тех событий о штурме Асаха. «Засевшие в Асахе были подвергнуты сильному обстрелу из пушек и ружей, который в течение двух дней не стихал с утра и до вечера. Наконец, дома жителей Асаха превратились в развалины, а их замки рассыпались, но цунтинцы, находившиеся там, стояли непоколебимо и храбро сражались за дело Аллаха. Уповая на Всемилостивого, они образовали тогда из своих тел подобие каменной крепости. В конце концов, однако, почти все они, за исключением примерно двадцати человек, пали мучениками за мусульманскую веру.
А ведь этих цунтинцев было там около тысячи! Они стояли впереди своих женщин и детей под пулями и ядрами, сыпавшимися на них словно дождь. Один за другим падали цунтинцы убитыми, но продолжали сражаться, пока почти все не погибли за дело Аллаха. Селение Асах было взято лишь на третий день боев. При этом было убито большое количество многобожников. Огонь, разожжённый цунтинскими борцами за веру, таким образом, погас». (Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / пер. с араб. Т. Айтберова. Махачкала, 1992. С. 109.)
Следует сказать, что восстание асахцев было вызвано репрессиями и интригами со стороны некоторых представителей царской администрации на местах. После разрушения в 1877 году оставшиеся в живых горцы были поголовно выселены в Астраханскую губернию. Вернувшиеся цунтинцы, испытывая большую нужду в зерне, закупали его у соседних князей. Но последние, желая завладеть землями асахцев, продали им отравленное зерно. Цель исполнилась, так как погибло значительное количество асахцев, живших в то время на их летних угодьях, на южных склонах Главного Кавказского хребта.
Но на этом несчастья их не закончились. В годы укрепления советской власти из тысячи человек, составлявших всё население Асахского ущелья, во время восстания 1930–40-х гг. погибли 26 человек, ещё около 80 человек не вернулись с мест ссылок и тюрем. В 1944 году цунтинцев полностью выселили в Веденский район Чечни, в результате чего погибло 310 асахцев, или 32% всего населения ущелья. А в 2005 году в печально известной станице Бороздиновской были убиты 6 асахцев…
Поделиться
01 Дек 2017 г.
Комментарии к статье