Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом. Одной из особенностей нашего времени, на мой взгляд, является то, что больше внимания стали уделять малочисленным народностям, даже районам, аулам. Забота о малых народах, особенно бесписьменных, — наш общественный долг, ибо они внесли и вносят свою лепту в мировую культуру.

В составе аварской национальности существует много малочисленных народностей, не имеющих своей письменности и говорящих на языках, отличных от литературного аварского. В их числе заметное место занимают тиндальцы (жители селений Тинди, Акнада, Ангида, Ашша, Тисси, Тисси-Ахитль, Цумада, Эчеда Цумадинского района). Место их расселения в последние десятилетия значительно изменилось, расширилось за счет плановых переселений на плоскость. В основном тиндальцы компактно проживают в г. Махачкале, Кизилюртовском, некоторых др. районах. Молодежь, гонимая неурядицами нынешнего времени, выезжает за пределы республики. Хотелось бы в данной статье сообщить малоизвестные сведения об одном из тиндальских аулов — Акнаде.

Старая Акнада — высокогорный аул, расположенный у подножья горы Аддала-Шухгельмеэр (Кабала по-местному), высота которой над уровнем моря составляет 4151 м. Здесь функционирует высокогорная метеорологическая станция «Сулак», имеющая большое научное и народно-хозяйственное значение. Бывший много лет начальником «Сулака» Махаев М. рассказал о том, что вечный ледник, лежащий на горе и насчитывающий более 80 тысяч лет, постепенно тает, двигаясь вниз по ложбине, масса его уменьшается. Этот остаток — живой свидетель Ледникового периода. Здесь много следов грозного природного явления, превратившего цветущий край в вечный ледник: это нетронутые природными явлениями и даже временем острогривые песчаные хребты, реликтовые растения — рододендрон и папоротники, животные — туры и другие представители тогдашнего растительного и животного мира, большие черные песчаники-валуны, небольшие слои отложений каменного угля. Наряду с реликтовыми в горах Акнады растет множество лекарственных растений, которые не встречаются в других местах. Ботаник-ученый, изучавший здесь флору, заявил, что эти горы — мировая аптека, такого обилия и лебных трав, корней, цветов не встретишь  нигде. Луга, горные массивы Акнады очень богаты: много лесов речушек, водных источников, разнообразен растительный мир. Места благоприятны для разведения мелко-рогатого скота. Мало плодородных участков: пашнями и зерновыми акнадинцы себя никогда не обеспечивали. Зато ягод, дикорастущих лакомств вдоволь. Большая беда с бездорожьем и отсюда слабая связь с внешним миром.
Само село Акнада было построено под высокой скалой, на крутом склоне. Зимой здесь солнце восходит только на 2-3 часа. В оборонительном значении это была естественная крепость. И именно фактор неприступности играл важную роль в выборе места строительства того или иного населенного пункта, в частности села Акнада, которое не раз подвергалось нападениям. Акнадинцы построили две оборонительные башни с подземным соединением между ними и рекой. Видимо, в средние века набеги горах были обычным делом.

Первичные жилища, стоянки древних акнадинцев, находились повыше нынешнего села, казалось на благоприятном месте. Интерес к себе вызывает хутор Улала, где во время земляных работ были найдены предметы каменного, медного периодов: разноцветные бусы, безделушки. Исследованиям это место не подвергалось, хотя наверняка было стоянкой древних акнадинцев.

Полуразрушенная нижняя башня в старой Акнаде еще сохранилась, на камне у основания виден православный крест. Значит, во время строительства башни местное население исповедовало христианство. На берегу речки Техатли выступают могилы и на надгробных камнях высечены аджамом имена мусульманские, а фамилии христианские (например: Петра сын Ахмед и т.д.). Есть и другие свидетельства распространения в этих местах христианства, а затем мусульманства. Долго и мучительно шел процесс исламизации на территории Дагестана: с XIV века стал набирать силу и продолжался вплоть до XVIII века в дальних регионах, в том числе и в Тиндале. В этих краях утверждал ислам и упрочивал его успех в широких слоях населения шейх Загалав. Он построил в Тинди мечеть и служил там имамом. Минарет этой мечети, который и ныне после небольшой реконструкции украшает облик села, строили акнадинцы.

ХVI-ХVII века характеризуются процессами усиления феодальных отношений в Аварском нуцальстве. В это время хунзахские ханы подчиняют своей власти тиндальцев и их соседей. Умаханом Аварским в 1774-1801 годах взимались подати с каждого села в зависимости от их возможностей, «… с жителей Акнады и Ангиды по 2 быка». Хозяйственная деятельность акнадинцев зависела от природно-климатических условий, уровня социально-экономического развития села. Данные переписи 1886 года свидетельствуют о довольно развитой экономике акнадинцев по тогдашним меркам. В Акнаде имелось: пахотных земель на 875 мерок семян, сенокосных мест на 609 голов, волов -152 головы, ишаков — 37 голов, лошадей — 7 голов, мельниц — 2. Всего насчитывалось 124 семьи, а по переписи 1911 года 125 семей (здесь сказалась миграция).

В связи с насильственной депортацией горцев Дагестана на чеченские земли хотелось бы высказать некоторые суждения по этому вопросу, как бывшему переселенцу-очевидцу.

Много раз приходилось слышать от чеченцев, что суйли (так они называют аварцев-дагестанцев) якобы разбогатели на оставленных ими при выселении пожитках. Им невдомек, что все оставленное ими добро было собрано солдатами, уполномоченными и вывезено в западные освобожденные от немцев районы. А дома и другие строения, всю недвижимость горцы сохранили, приумножили и уходя передали обратно чеченцам.

При выселении чеченцам на каждую пару семей выделяли по одной большегрузной автомашине, кое-что хоть могли вывезти. Горцы же не получили никакой помощи правительства в процессе переселения в Чечню. Вывезли то, что могли нагрузить на ишака или корову и сами унести на своем горбу, а ведь путь следования составлял 5-7 морозных дней через горы и перевалы. Да что толку от того, что скот вывезли! В новых климатических условиях: болото, комары, тухлая вода, жара, неизвестные в горах травы, растения и т. д., не только люди, но и животные гибли в массовом порядке. Попытки вернуться на свои земли жестко пресекались (например, цунтинцев вернули вновь в те гиблые места, откуда они бежали). Горцы не умели ухаживать за кукурузой, вести хозяйство в новых местах, голодали, пухли и погибали.

Оставшаяся в горах недвижимость (дома, целые села, хутора, дороги, мосты, пашни террасной системы, строившиеся тысячелетиями, сенокосы и т. д.) без хозяев, без постоянного присмотра пришла за короткое время в негодность. Только-только освоились горцы на новых землях, только стала налаживаться жизнь в Чечне, как через 13 лет мытарств (поисков, разочарований и, наконец, находок) людям приказали покинуть эти места. Пришлось переехать в более опасные для их жизни и здоровья районы — на Прикаспийскую низменность. Надо было приспосабливаться к новым условиям, вновь организовывать хозяйство, быт. Стали расти новые населенные пункты, объединяться мелкие селения.

Нынешняя Акнада, расположенная в Кизилюртовском районе, образована в 1957 году из трех селений: Акнада, Ангида и Ашша, ранее, в 1944 году, переселившихся из Цумадинского района в Ведено. Сейчас в Акнаде проживает 3150 человек, объединившихся в 1160 хозяйств. Есть там и совхоз, созданный перед войной. Процесс его организации в небольшом селении шел сложно: земля была скудной, крупный рогатый скот малочисленным, малопродуктивным. Только овцепоголовье могло составить основу коллективного хозяйства, а коллективизировали скудные пашни, сенокосы.

В селении было много энтузиастов комсомольского движения — Алиев Иса, просвещения — Чакадов Магомед, Алиева Кусум, земельной реформы — крестком — Казимагомедов Магомед и другие.

Достойную лепту внесли мои земляки в дело ускорения нашей Победы над фашистами. На Великую Отечественную войну ушло из трех небольших сел 160 человек, с полей сражений не вернулось 88 воинов, многие стали инвалидами. В тылу и при восстановлении разрушенного хозяйства достойно проявила себя кавалер Ордена Ленина Магомедова Аминат. Есть в Акнаде и ученые: кандидаты наук Магомедов О., Яхъяев Я., Муртазалиев М., заслуженный учитель Саидов М., заслуженный экономист Алиев К. и другие. Уместно здесь вспомнить земляков, внесших большой вклад в развитие села, руководивших им многие годы: Гасанов М., Шапиев Б., Исхаков А., Алиев Р., Гамзатов М. (кстати, Алиев и Гамзатов являются основателями новой Акнады).

Славится наша Акнада и долгожителями: 80-90 лет считаются средним возрастом горца. А вот Халил сын Деньга, не зная, что такое болезни, прожил 120 лет, Пирлаев Ш.-110, более 100 лет прожили Ханту, Будунов М., Гитинов М..

Сейчас Акнада, как и многие другие села в годы реформ, переживает очень трудное время. Пожелаем же акнадинцам как можно быстрее и достойно разрешить свои проблемы.

А. Гасанов, подполковник в отставке

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля