Поделиться
25 Окт 2018 г.
Одним из древних не только табасаранских, но и дагестанских селений является Хучни. О происхождении его названия существует несколько версий. В истории известно много случаев, когда различные названия на других языках, у соседей, в отдельных краях звучат иначе, подчиняясь законам другого языка. Жители называют свое село «Хошни». Они полагают, что оно произошло от тюркского слова «хош» — приятный. Другая версия связывает со словом «хюч», которое с табасаранского переводится как «охота». Будто территория, занимаемая селением, являлась благоприятной для ведения охоты. Существует мнение, согласно которому название Хучни связано с именем завоевателя Хуршита.
Территория, занимаемая селением, освоена в глубокой древности. Здесь существовало несколько поселений: Рухьат|, Бачан, Укъри, Цалак, Гъуржа, Жямягъ. Эти топонимы объясняются на табасаранском языке.
В годы моей учебы в с. Хучни старожилы Кахриманов Гаджитагир, Магарамов Рамазан и другие мне рассказывали, что по имеющимся преданиям это селение семь раз разрушалось и столько же восстанавливалось. В археологическом же отношении данный населенный пункт почти не изучен.
В 1963-1965 гг. со мной в Табасаранском районе побывал археолог В.Г. Котович, который проводил разведочные работы в отдельных селениях, в том числе и в Хучни. В результате разведок в 0,5 км к востоку от села, на противоположном склоне, известном как урочище Гая, было обнаружено поселение, где В.Г. Котович собрал керамику, относящуюся к эпохе ранней бронзы, т.е. к III тысячелетию до н.э., в том числе обмазанный снаружи горшок. Кроме того, были выявлены остатки строений и тондыра, а также керамика, относящаяся к ХV-ХIII вв. до н.э.
Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, охота, обработка глины, камня.
В IV в. до н.э. — III в. н.э. территория современного селения Хучни входила в Кавказскую Албанию. Античные авторы (Птолемей) указывают о десятках населенных пунктов этого государства, одним из них мог быть Хучни. С распадом Албании возникло владение Таваспаран, Табарсеран. Раннесредневековые авторы пишут о густонаселенности Табасарана.
В IV-VII вв. жители воевали против сасанидских шахов. Чтобы упрочить свое влияние в Дагестане, в том числе и Табасаране, сасаниды переселяли в табасаранские аулы ираноязычное население. Возможно, в этот период началось смешение коренного населения с пришлым. Сасанидские правители построили Дербентские сооружения и как продолжение Горную стену, которая была доведена вглубь Табасарана. Последний форт Горной стены расположен на гребне Кара-сырта над обрывом, над рекой Рубасом в 1,5 км от сел. Хучни.
В VII-VIII вв. жители с. Хучни воевали с арабскими завоевателями. Как сообщают источники, арабские полководцы создавали в Табасаране колонии из арабов-переселенцев. Правителем Табасарана арабский полководец Абу Муслим назначил Мухаммада Майсума.
В Х-ХIV вв. интенсивно протекал процесс образования крупных населенных пунктов. По имеющимся некоторым данным, на территории современного Хучни располагался средневековый город.
В IХ-ХI вв. здесь утвердился ислам, а также проникли арабский язык и письменность. Следует полагать, что с образованием Табасаранского майсумства Хучни становится центром этого владения. Была построена соборная мечеть, другие объекты.
В ХI-ХIV вв. жители селения подвергались неоднократным нашествиям турок-сельджуков и татаро-монгольских завоевателей. Местное население оказывало ожесточенное сопротивление. В этот же период происходит проникновение тюркского влияния в отдельные регионы Дагестана, в том числе и в Табасаран.
В связи с пожаром 1451 г. автор местной хроники Рамазан ал-Куштили упоминает о Хучни как о крупном населенном пункте.
По данным Андуник-нуцала (1485 г.), правитель Табасарана имел 70-тысячное войско, а согласно хронике «Джахан-наме», в XV в. в Табасаране проживало 40 тыс. семейств. И центром такого крупного владения был Хучни.
Как сообщают местные авторы (Рамазан ал-Куштили), в ХV-ХVI вв. жители Хучни сражались с кызылбашами.
Согласно имеющимся материалам, в конце XVI в. происходит распад единого Табасаранского владения — майсумства. Тогда же майсумы вынуждены были покинуть Хучни и переселиться в Джерах, который становится центром Табасаранского майсумства. С того времени Хучни становится центром владения Табасаранского кадия.
Табасаранские майсумы поддерживали связи с владетелями Дагестана, Кубинским ханством и Россией. Вместе с тем они иногда и враждовали из-за влияния на соседние общества. Так, в местной хронике говорится «о сражении между амирами ал-Хушни и Кайдаком и амирами ал-Джарак».
В ХVII-ХVIII вв. Хучни продолжает оставаться известным политическим центром владения кадия Табасарана. О нем часто упоминают источники XVIII в. Они называют его городом. Когда русский император Петр I совершил свой Восточный поход и прибыл в Дербент в 1722 г., к нему обратился табасаранский владетель Рустам-кадий, который писал о разрушении столицы Хучни неугодными правителями за то, что он не выступил против России. В своей ответной грамоте Петр I на письмо Рустам-кадия заверил табасаранского владетеля, что Хучни будет восстановлен, для чего будет прислан инженер.
Основными занятиями жителей сел. Хучни по-прежнему оставались земледелие, скотоводство, различные промыслы, торговля, садоводство. Развивались культура, архитектура. Строились мосты, мавзолеи, мечети, другие объекты. К XVIII в. относится мавзолей Башлы-пир в сел. Хучни.
В наиболее тесных связях Хучнинцы находились с Дербентом, где приобретали изделия первой необходимости. Из Хучни торговые маршруты вели в Дербент, Кубу, Акушу, Касумкент, Маджалис и др.
В 20-50-е годы XIX в. жители Хучни участвовали в антифеодальной и антиколониальной борьбе горцев.
Как пишет Хаджи-Мурад в своих воспоминаниях во время похода в Табасаран, против него выступили жители с. Хучни за грабежи, за что Шамиль наказал его.
С образованием Кайтаго-Табасаранского округа владение кадия Табасарана было ликвидировано. Сел. Хучни входило в общество Джогдил-дере Северо-Табасаранского наибства Кайтаго-Табасаранского округа. С 1935 г. с. Хучни — центр Табасаранского района.
Поделиться
25 Окт 2018 г.
Крепость семи братьев и одной сестры
Мар 2019 г.
Перед этим: Дагестанские водители. Холодный Избербаш. Каспийское море и Самурский лес. #1 В планах на сегодня было добраться до селения...
Янв 2019 г.
В Дагестане немало талантливых композиторов. Один из них – сын табасаранского народа Ахмед Уруджевич Уруджев. Будущий композитор и певец,...
Янв 2002 г.
Комментарии к статье