Автор: Оруджев Фахретдин, газета "Ватан", № 21 (1539)
Дарваг - один из крупных как по численности населения, так и по площади занимаемой им территории населенных пунктов Табасаранского района. Село расположилось на хребте, по нему тянется до села Татиль Горная стена, о которой писали многие историки и путешественники. Находящееся на самом важном стратегическом посту село было образовано иранцами в шестом веке. Как и другие населенные пункты вдоль стены, оно исполняло роль дозорного.
Его население составляет около 3000 человек. Количество хозяйств равно 680. На западе он граничит с селением Ерси, на севере - с поселком Геджух Дербентского района, на юго-западе - с селением Зиль, на юго-востоке - с Марагой.
Возникновение Дарва-га историки относят к эпохе раннего средневековья - 5-7 вв. Он возник вокруг одной из сторожевых башен Горной стены (Даг-бары), относящейся к оборонительной системе Дербента и считался важнейшим военно-стратегическим и административным пунктом.
Памятники Сасанидского строительства - стены, башни, крепости, наблюдательные пункты, которые защищали Дарваг, - делают его историю шире и глубже. Дарваг - ровесник стены «Даг бары», издавна он фигурирует под названием Баб-Вак, и основу его всегда составляли потомки воинов арабских гарнизонов, а арабский язык сохранялся в Дарваге вплоть до 19 века.
Первыми жителями были иранцы, в этом вопросе среди историков нет разногласий. Арабист К. Генко справедливо указывает, что арабы могли изменить названия этих населенных пунктов вдоль стены. Так, «Дарваг» первоначально мог иметь форму «дэрваг», что означает «открытые двери» (персидский язык). Арабское название «Бабвак» (баб-ворота) закрепилось в табасаранских селах.
Дарваг до 1944 года входил в территориальную границу Дербентского района. Ныне он является одним из сел, вводящих приезжих в Нижний Табасаран. История села богата событиями, которые отражены в «Дербенднаме». В Румянцевском списке названной хроники Дарваг упоминается с 764 года.
Дома здесь построены на твердой, порой каменистой почве, хотя в нижней части села наблюдаются оползни. Теперь почти не осталось земляных (глиняных) домов. Сейчас село переживает нелегкие времена: здесь нет работы, как раньше, когда функционировал колхоз «Красный Октябрь», были обширные виноградники и свой винзавод. Все утрачено. Попытки реанимировать хозяйство пока остаются безуспешными. Жители в поисках работы разъехались по всем городам России. Около пяти тысяч человек живут в селе. Мне, сельчанину, было непонятно даже, что жители верхних частей Дарвага не знают в лицо своих соседей, живущих в нижней части. Но сегодня здесь трудно найти молодежь, которая в поисках работы находится вне села.
Глава администрации Икрам Сулейманов качает головой: «В прошлом жители от мала до велика работали в хозяйстве, рядом с домом, вечером трудились у себя на участках. Теперь мужское население, да и женское тоже, покидает село в поисках заработка». Узкие улочки села каждый год ремонтируются, покрываются гравием.
Дорогое место для каждого дарвагца – «Мейдан». Слово означает «площадка», «гумно», «ток». Здесь, у развилки дорог в Нижний Табасаран, строится магазин, есть автосервис. Рейсовый автобус еще с советских времен продолжает свой маршрут, ибо население растет, связь с городом необходима. Я заметил, что мало сидящих на скамейке перед домом стариков. «Старики уходят, в селе никого почти нет. Все стремятся в город. Главная причина - нет работы»,- говорит один из аксакалов.
Пирмагомед Пирмагомедов живет у памятника старины – дома «Беглер эви» (дом беков), который виден на подступах к Дарвагу. Дом имеет богатую историю. Села этой части управлялись беками, которые восседали в селе Гимейди (ныне не сохранилось). Их родственник был владельцем Дарвага и жил в названном доме, который находится на высоком холме. Старинные опоры еле держат свод. Возможно, в ближайшие годы от дома ничего не останется.
Учитель средней школы Ризван Бабаев, принявший участие в реставрации сельской мечети, озабочен судьбой подрастающего поколения дарвагцев, которым он преподает русский язык. «Ситуация такова: селу грозит в будущем полное исчезновение. Люди не хотят оставаться здесь, уезжают в другие регионы и остаются там жить. Многие семьи годами не возвращаются на родину». Наверное, Дарваг - одно из редких сел, где есть спортзал, проводятся районные мероприятия. В этом деле нельзя не отметить братьев Сулеймановых, тренером по вольной борьбе является один из них. Его питомцы уже выступают в республиканских соревнованиях. Этот факт показывает, что и в селе можно вырастить хороших спортсменов. Школа специализируется на подготовке борцов вольного стиля. Наверное, нет другого села, откуда выезжающих так много, как Дарваг. Остались больные и дети. В селе две школы: средней руководит Касум Рамазанов, неполную среднюю возглавляет Абдулбесер Маханов.
Некогда прославленные дарвагские сады, где обильно росли груши, ореховые деревья, сегодня пустуют, деревья срублены или сожжены. Село считается горным, поэтому здесь повсюду есть вода. Знамениты на весь Табасаран родники «Исме булаг», «Гезбулаг», «Гумгум булаг». «Гезбулаг» в народе известен как родник от сглаза, от порчи. Из разных уголков Дагестана приезжают сюда люди. Есть поверье: если обрызгать людей, скотину, имущество «чудодейственной» водой, сглаз и порча их не возьмут. Я и раньше бывал в этом селе. Здесь кипела жизнь. Виноград, выращиваемый в Дарваге, прославлял сельчан повсюду. Сюда, на винзавод, завозили солнечную ягоду из других хозяйств. Сегодня пустые склоны на подступах к селу жаждут рук человека, его заботы, его тепла. Станет ли когда-нибудь лучше, неизвестно. Конечно же, самое ценное в любом селе – это люди. Они, несмотря ни на что, продолжают работать, хотя и не здесь, прославляя свою обитель, свое отцовское гнездо. Министр юстиции РД Азади Рагимов - выходец из Дарвага. Долгие годы работал в Махачкале его брат, кандидат исторических наук Абузер Рагимов. Семьи Бабаевых, Караевых, Сулеймановых участвуют во всех мероприятиях и торжествах не только в Табасаране, но и за его пределами. Выходец из Дарвага Азад Герейханов – глава администрации в Чинаре. Не могу не сказать еще об одном: сегодня в селе, хотя и трудно живется, глава администрации И. Сулейманов делает все возможное, чтобы жители почувствовали заботу со стороны местной власти. При наличии в селе газа, воды, наверное, можно создать условия для возрождения хозяйства, чтобы народ не искал работу вне села, а трудился на своей родной земле. Богарные земли пустуют, нужен хозяин, настоящий хозяин земли.
Комментарии