ЧУЛАТ (ЧвулатI – дословно переводится как ОСЕННЕЕ село) состоит из двух периодов: времена старого селения до землетрясения 1966 года и периода после переселения в 1966-1967 гг. в низменно-равнинную часть долины реки Рубас. До переселения село Чулат располагалось у самого основания восточного склона Черного леса – «КIару яркур» в соседстве с селами Эгентиль (АкалтIин) и Гугнах. Высота местности старого села Чулат 470-550 м. над уровнем моря, а нового села – 200-220 м. Дата и время образования поселения Чулат никто не знает и неизвестно.
Из данных исследований Сибирского отделения института археологии и этнографии Российской академии наук (Том 10, Часть 1. Годовая сессия-2004 года) следует, что в 2004 году у реки Рубас, где в настоящее время расположено село, был обнаружен комплекс местонахождений артефактов эпохи палеолита. Это концевой скребок-обломок породы с ретушированной выемкой, комбинированное орудие на плитке, сочетающее скребковое лезвие, а так же крупное рубящее орудие с элементами примитивной ручной обработки.
До установления Советской власти в селе была лишь мечеть, где собирался народ, обсуждали сельские и бытовые темы, делились новостями. Там же можно было учиться и грамоте (арабскому письму и чтению Корана). Благо, в селе имелись образованные и грамотные богословы родом из знаменитого на то время села Зирдаг.
В настоящее время село расположено в 8 км. от старого селения - на долине вдоль реки Рубас и состоит из двух переселенческих сел – с.Чулат и с.Гугнах. Летом село утопает в зелени. Вдоль улиц посажены тутовые, айвовые деревья, тополя возвышаются над домами, выделяются ореховые гиганты. Село Чулат граничит с селами Тинит, Бурганкент, Хуряк, Гюхряг и имеет регулярные автобусные рейсы в г.Дербент и в районный центр с.Хучни. Жилых построений около 200 домов и расширяется за счет новостроек. Население не превышает 1100 – 1200 человек из-за постоянного оттока населения в поисках работы.
В селе построена новая 2х этажная школа; действует медико-амбулаторный пункт (первый его работник – Селимов Нури); действующая средняя школа старой постройки (дир.школы Гюлев Сабир); сельская библиотека (Амирасланова Кахрабат работает с самого его основания), клуб, почта, мечеть (построенный во второй половине 1990х гг. на жертвования сельчан под управлением имама села Сулейманова Магомедали); Администрация села (глава админ. - Абдулазизов Рамазан). Есть стела-памятник погибшим и без вести пропавшим в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. (Автор стелы и исполнитель- Беглар Саид-Магомедов при поддержке сельчан и финансовой помощи Азизова Гаджиахмеда и Азизова Азиза ).
Имеется в селе и знаменитый Чулатский мост, построенный в середине XX века мастером - уста Ахадом, который выдержал неоднократные селевые потоки реки Рубас – бывало что сам мост накрывался огромным селевым потоком, но натиск воды выдерживал и доказывал свою крепость и надежность.
Улицы села ровные и прямые. Насыпи улиц местным гравием и решетчатое ограждение вдоль кладбища производились при поддержке и финансовой помощи Михаила Гашимова. Село полностью электрофицировано и газифицировано. После развала Советского Союза и расформирования колхозов, совхозов и заводов как в районе, так и в Дербенте, население села на 90 % трудоспособного возраста – безработные. На заработки выезжают в города и районы республики и за пределы. Очень много людей выехавшие целыми семьями в другие регионы России в поиске пропитания и заработка. По неофициальным данным из с.Чулат около 70 семей выехало за период с 1990г. по 2010г.
В селе Чулат 5 тухумов: АХМЕДИЯР – Абдурахмановы, Агакеримовы, Алигусеевы, Алимурадовы, Гаджиусмановы, Демировы, Магарамовы, Мирзабековы, Пашаевы, Карахановы, Сефихановы; БЕДРИЯР – Абдукеримовы, Амираслановы, Мирзахановы, Казиахмедовы, Сефербековы, Юсуфовы; МАЛЛИЯР – Гашимовы, Абдурафиевы; МЯМУЧАР – Агаевы, Аслановы, Бутановы, Гусейхановы, Исрафиловы, Мевлютовы, Сулеймановы, Халиловы; ИСКАН МЯХЛИНДАР – Абдулазизовы, Ахмедхановы, Гаджиевы, Имамовы, Магарамовы, Магомедовы, Мирзабалаевы, Мурадагаевы, Саидмагомедовы, Пировы, Хаирбековы; КАВХИЯР и ПЕПШАР.
Раньше девушек замуж выдавали или невесту приводили по линии рода, а со временем все перемешалось и тухумско-родовые ограничения ушли в прошлое. Есть семьи состоящие из других народностей Дегестана и бывшего СССР. Есть и семья Махмудовых (лезгины) приехавшие по направлению еще в начале 1970х в школу учителями- Махмудов Махмуд Дадашевич и Махмудова Галимат Мирзебалаевна. Живут и работают до сих пор.
К известным личностям относятся: 1. Имамов Имам - партийный работник табасаранского района, директор Хучнинской ковровой фабрики, директор Чулатской 8ми летней школы; 2. Абдурафиев Камил – работник прокуратуры в С.-Стальском р-не 3. Алимурадов Гаджиали – гл.редактор районной газеты «Колхоздин уьмур» («Табасарандин нурар»), директор Хучнинской ковровой фабрики, первый председатель постсоветского колхоз-кооператива, литератор –прозаик; 4. Гашимов Гашим – первый начальник паспортного стола отдела МВД Табасаранского р-на; 5. Асланов Абас – передовой бригадир бригады N1 совхоза «Рубас» Табасаранского р-на; 6. Гаджиев Гусейбек – заместитель главы администрации Табасаранского р-на; 7. Алигусеев Зиявутдин – директор АТП-1735 г.Дербента; 8. Гашимов Зейдулла - начальник Дербентского узла связи; 9. Агаев Борис – зам.начальника милиции Табасаранского р-на; 10. Гашимов Михаил – коммерсант, депутат народного собрания РД, 11. Сефербеков Мартин – чемпион по восточным единоборствам и многие другие сельчане.
Общая площадь земельных угодий Чулата 1130 гектаров. В хозяйстве селяне занимались скотоводством и земледелием - выращивали пшено, просо, ячмень, кукурузу, марену, коноплю и занимались садоводством – яблоки, груши, слива, кизыл, грецкий и лесной орех, тыква.
Так же был развит домашний и кустарные промыслы: из домашнего сукна и шерсти изготавливали паласы-бархалы, ковры и сумагъи и вязание носков , обработка шкур и изготовление шуб (ургам) и обуви из кожи (шаламар), шитье одежды-это известные мастера Яхъя и Камиль, плотницкие работы и резьба по камню и дереву – Насрулла и Гашим, кузнечное дело – это Ахмедхан.
Сельчане имели издавна сложившиеся торгово-экономические связи с другими регионами. Они выезжали на базары - продавали свои товары и сельхоз продукцию в Табасаране, соседних районах, Дербенте и Азербайджане. Занимались отходничеством – выезжали и работали на нефтепромыслах Баку.
Занимались шитьем одежды, резьбой по дереву и камню, делали расписные столбы для мечетей, резные окна и двери, лари и вывески с арабской надписью и аятами из корана.
Работы, в частности резьбы по дереву 19 и начала 20 вв. мастера малла Гашима из Чулата приведены в книге у П.М. Дебирова «Резьба по дереву в Дагестане».
До появления автомобилей грузы и люди перевозились на верховом и вьючном, колесном и полозном видах транспорта ( аьраба, фургъун, мярхар, яцар, дажияр, гьяйванар). Основные бахчевые и содовые культуры выращивались на равнинных местах: Бахчияр и Дакъур, Мугрияр и Дуццар, Кьяймияр и Нериъ.
Нериъ (Чвуларин гъазмияриъ в 7-8 км у реки Рубас – нынешнее село Чулат) в реке Рубас ловили рыбу в ловушках, там же находилась и водяные мельницы (Рягъин) , большие огородно-бахчевые поля и сады, животноводческая ферма и луга- БицIи хярар, Аьхуь хаьрар, Бутандин хаьр, Микъдин хаьрар, а также Чамар между Гугнах и Чулат Казмаляр, где еще до конца 1960-х годов водились и охотились на тетеревов и глухарей.
Общество села состояло из тухум-семейных обособленных хозяйств-дворов: Ахмедияр, Маллияр, Бедрияр, Мямучар, Пепшар, Назирар, Бябялияр, кечел Гьюсенар, Искан Мягьлиндар.
Численности населения Чулата и Гугнах по подушевной переписи населения 1894 года и по количеству дымов над домами:
1. Чулат (ЧвулатI гъулаъ (старое название – Утнигъ, Отонег): 396 чел. табасараны
(65 дворов, 194 чел.-муж.пол, 202 чел.-жен.пол.)
2. Гугнах (Гугнагъ гъулаъ: 172 чел. табасараны и таты-евреи
(27 дворов, 95 чел.-муж.пол., 77 чел.-жен.пол)
Число жителей Чулатского сельского общества по данным переписи 1926 года Управлением народно-хозяйственного учета ДАССР:
1. 1. Чулат село - 292 чел.
1.2. Чулат нериъ (Гъазмияриин) - 81 чел.
Всего 373 чел.
2.1. Гугнах село - 91 чел.
2.2. Гугнах нериъ (Гъазмияриин) - 70 чел.
Всего 161 чел.
По Всероссийской переписи населения 2010 г. НЕРИЪ в объединеных селах Чулат и Гугнах (сельсовет, МО село Чулат) -1309 чел.
После землетрясения 1966 года и переселения на долину реки Рубас села Чулат и Гугнах объединились и составляют сельский совет – Муниципальное образование «село ЧУЛАТ».
На начало 2012 года в селе находятся в постоянном проживании около 1350 чел. Число жилых строений около 330. Село расширяется за счет новостроек. Надо отметить, что за время землетрясения и переселения, перестройки и развала СССР в поисках работы и заработка многие семьи (около 200 семей) выехали из села в другие регионы Дагестана и России.
В Чулате с 1936 года председателями сельского совета работали: Алимерденов Гусейхан – до 1942 г.; Пашаев Рустам – 1942-1947 гг.; Маграмов Гаджимагомед – 1947-1948 гг.; Алигусеев Мирзабала – 1948-1949гг, 1960-1967гг.; Агабеков Агабек – 1949-1950 гг.; Магомедов Сефербег – 1950-1960 гг.; Гусенбеков Исабек – 1967-1982 гг.; Ахмедханов Абдулгайтан – 1982-1998гг.;
С 1998 года и по настоящее время – Абдулазизов Рамазан Демирович.
Из общественных зданий была Мечеть, которая была расположена в одной из комнат частного дома, где обучались арабскому письму и чтению у малла Гаджиахмеда приглашенного из Зирдага (тухум маллияр) и его сына Гашима Гаджиахмедова.
В последующем дети Гаджиахмеда в 1907-1909 гг. – Абдурафик, Гашим и Насрулла, на выделенном селянами в центре села площади построили мечеть при поддержке жителей Чулата и сеседних сел Эгентиль и Гугнах, а так же при поддержке своего тухум-рода из Зирдага . Они же теперь образуют новые семейные фамилии села (тухум Маллияр) - это Гашимовы, Абдурафиевы и Азизовы.
Послереволюционном Чулате там же в мечети было организовано обучение селян и жителей из Гугнага и Эгентиль – изучали и обучались арабской и русской грамоте, арифметике. На при мечетной площади народ собирался и решались вопросы общества и делились новостями, проводили совместные религиозные, а после революции 1917 года и светские праздники.
С укреплением Советской власти как в районе, так и в селе отдельное здание школы с 4-х летним образованием было построено на другом месте – над родниками.
Одними из первых учениками новой советской школы 1930-х годах были Амирасланов Эстенгер, Алигусеев Мирзабала, Гаджиусманов Шихбала и другие. В последующем здесь же они и стали первыми местными учителями – мялим. преподавали Ахмедханов Панах, Амирасланов Эстенгер и привлеченные из других сел Табасарана и республики.
С переселением села в 1966-1967 гг. на равнину (Нериз) силами солдат советской армии было построено здание школы – не полное среднее образование – учеба велась до 8 класса.
Директором новой школы в переселенческом Чулате был назначен Имамов Имам Ахадович. Так же в разные годы были директорами школы и Ахмедханов Сейфулла Шахмерденович, а так же Мехти (из Акалтин-Гухряг), Джавад (из Джахдиг-Тинит). С 1977 года и по ныне директором Чулатской средней ощеобразовательной школы является Гюлев Сабир Уруджевич (из Тинит).
Школа постройки 1966-1967 годов обветшала и пришла в непригодность. В конце лета 2013 года она снесена полностью. На месте школьного двора летом 2007г. начата строительство и в сентябре 2013г. сдана в эксплуатацию новая современная двухэтажная школа на 320 посадочных ученических мест.
С ростом посевных площадей на участке Чулат-казмаляр (Нериъ) и облегчения переправы через реку Рубас силами всех сельчан Чулата под руководством Имамова Ахада в 1926 году начато строительство каменного арочного моста через реку Рубас с привлечением мастера Тагира из с. Джвюли.
По словам старожилов села и слов непосредственного участника строительства Демира Абдулазизова при строительстве моста вместо цемента использовали яичный белок. Для сбора яиц были организованы сборы их в соседних селах и селах всего Кюринского округа. Доставка их производилась в арбах, запряженных волами и ослами. В 1928 году строительство моста было завершено.
Мост выдержал неоднократные селевые потоки реки Рубас – бывало что сам мост накрывался огромным селевым потоком реки, но натиск воды он выдерживал и доказывал свою крепость и надежность. Мост и ныне эксплуатируется и является гордостью и историческим памятником селян.
Для объединения крестьян, в целях совместного ведения крупного социалистического сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда, в Чулате в 1936 году был организован колхоз «ЧУЛАТ» председателем которого селянами был назначен Ахмедханов Шахмерден Ахмедханович.
С социальной точки зрения колхоз не только избавил трудовое крестьянство от эксплуатации и нищеты, но и позволил установить в селе новую систему общественных отношений, ведущих к полному преодолению классовых различий в советском обществе. После переселения на равнину (Нериз) колхоз «ЧУЛАТ» был расформирован и переведен в объединенный с другими соседними селами Совхоз «РУБАС» с центром в селении Тинит.
После развала Советского Союза – селяне вновь организовали колхоз «Чулатский». Председателем колхоза сельчанами был избран Гашимов Насрулла Хизриевич. Основные виды продукции села до полного развала СССР были выноградарство, яблоки и персики, абрикосы, пшено и ячмень, слива, свекла и помидоры. В настоящее время поля запущены полностью за исключением нескольких десятков гектар, которые находятся в аренде у селян.
В современном Чулате действует медико-амбулаторный пункт, средняя ощеобразовательная школа, сельская библиотека, клуб, почта, мечеть и Администрация села.
Есть стела памяти участникам в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Автор и организатор СаидМагомедов Беглар СаидМагомедович, мастер Халилов Халик Ибрагимович.
Ныне с.Чулат граничит с селами Хуряк, Бурганкент, Тинит и Гухраг-Акалтин.
Расширение новостройками сел нового Чулат и нового Гухраг привело к почти соединению этих населенных пунктов - расстояние между двумя селами не превышает 2 км.
К 2008 году псело олностью газифицировано. До города Дербента – 40 км. На начало 2014 года асфальтирована 38 км дороги.
Комментарии