Корчагская долина

0

Поделиться

01 Янв 2005 г.

Экономические реформы, смена общественных форм производства, рост национального самосознания дали толчок появлению очерков, посвященных исследованию отдельного села или группы сел. Именно с этим связана подготовка очерка о Корчагской долине.

В Корчагской долине Сулейман-Стальского района на расстоянии 1,5 — 2 км друг от друга расположились четыре лезгинских села: Карчаг,  Зизик, Нютюг и Экендиль. Это села со своей богатой историей, этнокультурой, своеобразием лезгинского диалекта и огромным потенциалом хозяйственного развития, прежде всего виноградарства, садоводства, животноводства, полевого земледелия, а также различными видами промыслов: ковроткачество, кузнечное дело, камнеобработка и др. В прошлом эта долина называлась «Магал-Даре», или «Дере-Камъ».

«Магал-Даре», или Корчагская долина, известна своими археологическими раскопками, проведенными в середине XX в. видными учеными-археологами: Пикулем М.И., Котовичем В.Г., Исаковым М.И. и др. Она интересна находками орудий труда, керамическими и ювелирными изделиями. Это подтверждается книгой «Археологическая карта Дагестана», авторами которой являются ученые ДНЦ РАН Абакаров А.И. и Давудов О.М.

В 2-х км от села Корчаг, на территории виноградных плантаций в местечке «Дакар», при земляных работах найдены каменные гробницы. При плантационных работах здесь вскрыта могила, в которой обнаружен бронзовый кинжал с ажурной рукояткой ХII -XI вв. до нашей эры (в настоящее время этот кинжал хранится в музее ДНЦ РАН).

На северной окраине села Нютюг находятся остатки поселения, на поверхности которого собрана разнообразная керамика и кремневые изделия эпохи ранней бронзы.

Как видите, на территории Корчагской долины находились поселения, относящиеся к ХII-XI вв. до н.э.

Лезгины — один из древних народов, игравших исключительно высокую роль в политическом устройстве Дагестана, да и всего Кавказа, в его экономическом и культурном развитии. Длительное время лезгинам приходилось бороться за свободу и независимость земель Южного Дагестана, чтобы отстаивать свои интересы и сохранить свою этнокультуру. Особенно ярко это отразилось в XVI-XVIII вв., когда на территории Южного Дагестана господствовали иранские и турецкие агрессоры.

Известно, что в XVI-XVII вв. территория Дагестана представляла собой страну, раздробленную на ряд феодальных владений и союзов сельских обществ, наиболее крупными образованиями из которых были Шамхальство Казикумухское, Аварское ханство, уцмийство Кайтагское, майсумство Табасаранское. Основную массу населения майсумства составляли табасаранцы, но в его состав входил и ряд лезгинских современных сел Сулейман-Стальского и Хивского районов.

По поводу вхождения территории «Магал-Даре» в Табасаранское майсумство и правления в этих аулах Мустафа-Бека Корчагского известный кавказовед С. Броневский в начале ХIХв. в своей книге «Кавказцы» (новейшие географические и исторические известия о Кавказе) пишет следующее: «Главные деревни Табасаранские суть: Джерахъ, Керчахъ (Корчаг), Колихъ, Ерси, Гехрахъ, Махрача, Комахъ и Хади. При общемъ соединении всех Табасаранцев военную силу ихъ полегать можно 10 тысячь вооруженныхъ людей изъ коихъ три тысячи на часть Кадия Табасаранского а семь тысячъ на часть Маасума Максутовского».

Если заглянуть в глубь веков, то по некоторым данным топонимики эпохи албанского царства, примерно к III в. н.э. территория, где расположилась Корчагская долина, входившая во владения Лакз, которые в свою очередь располагались юго-западнее албанских ворот «кьве вар», т.е. г. Дербента, имела важное стратегическое значение. А к IV в. н.э. лезгино-язычные племена, жившие на этой территории, стали исповедовать христианскую религию…

По словам старожила села Корчаг Салиха Селимова, на старом кладбище села Корчаг сохранилось огромное количество христианских захоронений доисламского периода.

Основание аула Корчаг, по некоторым археологическим данным, сводится ко второй половине XVI в. Расположился он на расстоянии около 40 верст юго-западнее древнего города Дербента, важнейшего торгово-ремесленного центра Кавказа. По преданию, Корчаг основал лезгин по имени Карча. Родом он был из крепости Чог (местное название Торпах-кала — земляная крепость), расположившейся в эпоху средневековья вблизи территории современного поселка Белиджи Дербентского района. Вследствие частых войн крепость была разрушена. Позже, почувствовав свою несостоятельность в благополучии, а также из-за частых издевательств со стороны богатых землевладельцев и неимения достаточной земли человек по имени Карча со своей семьей в поисках плодородной и хорошей земли потянулся в предгорье Южного Дагестана. На крутом склоне горы (ныне старое поселение Корчаг) он и обосновался. Затем сюда потянулись и многие другие семьи.

Более того, в беседе со старожилом Салихом Селимовым выяснилось, что по преданию дедов и прадедов мавзолей (пир 1), находящийся в старом поселении Корчаг, стоял в густом лесу до основания самого аула Корчаг.

Известно, что в Корчаге поселилось множество тухумов. Они были переселенцами из других аулов Южного Дагестана. Принимали их в ауле по всем канонам обычного права. Среди них были: Аскеровы, Эврезовы, Карахановы, Абдиевы, Кадималиевы и др. А коренным тухумом села и по сей день считаются ПсетIар, чьими потомками называют Меликовых.

О существовании мавзолея в старом поселении Корчаг указывает в своей книге «Народная архитектура Южного Дагестана» С.О. Ханмагомедов.

Вторым по величине селом, имеющим немаловажное военно-стратегическое и политическое значение эпохи средневековья, является Нютюг (Нитюх). Если удостовериться с археологической картой Дагестана, то здесь, начиная с 1 тысячелетия н. э., были найдены три поселения и один могильник.

Существуют различного рода легенды и предания по поводу основания села Нютюг. В беседе с историком-краеведом нютюгской средней школы Акимом Аскеро-вым выяснилось, что, по рассказам старожилов, около тысячи лет назад на месте старого села Нютюг располагалось поселение или городище «Туман». Название «Туман» происходит, вероятно, из древнеперсидского языка, что означает «неизвестно». Данное поселение было заселено армянами, на что указывают надгробные камни на старом кладбище. Существование армянского поселения, продолжает историк-краевед, подтверждается наличием гончарных изделий, которые лезгины к тому времени не производили.

На месте старого поселения еще существует сторожевая башня (сигнальная) высотой около 13 метров, построенная из тесаного камня.

На мой взгляд, здесь явное противоречие по поводу того, что историк — краевед А. Аскеров называет городищем «Гуман». Если свериться с археологической картой Дагестана Абакарова А.И. и Давудова ОМ., данное поселение называется не «Гуман», а «Чорох».

Вероятнее всего, подобного рода сторожевые башни строились с XVI в., когда население Южного Дагестана часто подвергалось набегам со стороны Турции и Ирана.

По словам старожилов, продолжает историк А. Аскеров, село Нютюг возникло в XVI в. Название села Нютюг происходит от слова «Нуьцдуь» (чарху), т.е. «скалистый» (чIехи, чарх алай чка). Нютюг образовался из нескольких тухумов: Баширар, Шувурар, Лакарар, Чипер, Курар и т.д. Большинство из них являются переселенцами из аулов Южного Дагестана. Говор жителей с.Нютюг с давних времен отличается от говора жителей других сел Корчагской долины.

Недалеко от старого поселения Нютюг находится ущелье (дагардивац), где есть скала-загадка. А в скалу забиты многочисленные колышки из дерева.

Существуют две версии относительно колышек.

По первой версии, на вершине скалы находилась крепость местного правителя. Однажды неприятельское войско подошло к крепости, но взять ее не смогло. Тогда смельчаки поднялись по отвесной скале, забивая колышки в нее, чтобы захватить крепость.

Вторая версия гласит: у местного правителя была дочь-красавица, которая была обещана тому, кто сумеет первым подняться по отвесной скале на крепость. Скала достигала высоты 100 м. Говорят, что никто не смог подняться до вершины — все срывались и погибали.

По поводу возникновения старого поселения Экендиль существуют различные легенды и предания. Если учесть этимологию наименований местности и поселений, то название «Экендиль» (экель, экенцилар) относится к доисламскому периоду.

В беседе со старожилом с. Экендиль Сулейманом Урдихановым (умер в 2003 г.) выяснилось, что история названия древнего поселения указывает на обширность его территории и множество коренных жителей. В окрестностях старого поселения до настоящего времени сохранилось множество могил.

Это означает, что в окрестностях старого поселения в эпоху средневековья могла произойти борьба с чужеземцами либо уменьшение числа жителей села связано с эпидемией массового заболевания (чумы или холеры). В настоящее время село Экендиль — самое маленькое в Корчагской долине. По словам старожилов, в связи с ухудшением положения людей, например непомерно возросшими налогами в конце XVIII в., многие покинули село и переселились в другие села Южного Дагестана.

Что касается основания четвертого по счету аула Зизик, то данные по нему скудны. Беседы со старожилами о возникновении аула ничего не дали. Выяснилось, что Зизик образовался из нескольких тухумов, переселившихся из Южного Дагестана примерно XVIII в. Первые упоминания о Зизике датируются серединой XVIII в. В настоящее время Зизик — один из красивейших уголков Корчагской долины. Еще он славится своим природным памятником «Дагардивац» (ущелье).

XX век — век грандиозных перемен в политическом, социально-экономическом и духовном развитии как страны, так и Дагестана. Лезгины Корчагской долины тоже являлись активными участниками этих исторических перемен.

Октябрьская революция освободила население Корчагской долины от векового рабства и дала свободу не только им, но и все крестьянству России.

Согласно постановлению ВЦИК СССР «О сплошной коллективизации сельского хозяйства» (1925г.), в аулах Корчагской долины стали формироваться сельскохозяйственные артели (объединения хозяйств по 5-7 семей), куда входили семьи наиболее уважаемых, грамотных и целеустремленных людей, что давало возможность в дальнейшем развитию колхозного движения.

По словам старожилов этой долины С. Селимова, С. Урдиханова, А. Аскерова (краеведа с. Нютюг) и Н. Алимагомедова (умер в 2003г.), в сельскохозяйственные артели вошли Саидов Кирим, Караханов Сейфулах, Юзбеков Магомед, Абдулагаев Алдербег, Султанов Абдурахман, Айдемиров Абдурахман, Ханбабаев Юзбег, Керимов Гирей, Мамедов Алибек и др.

Через некоторое время число желающих войти в сельскохозяйственные артели увеличилось. Ширилось и развивалось колхозное движение.

В результате образования колхозов «Коммуна», им. Урицкого, им.С.Орджоникидзе и им. Шмидта в 20-30-х гг. ХХ века жизнь трудового крестьянства Корчагской долины улучшилась. В тот период увеличились посевные площади под пшеницу, зерно, кукуруза, ячмень и т.д. С каждым годом поголовье крупного и мелкого рогатого скота не только росло, но и давало государству сверх плана молоко, мясо, шерсть, хлопок, шкуры и т.д. Росли яблоневые, сливовые и черешневые сады. Колхозы Корчагской долины стали развиваться быстрыми темпами, преодолевая некоторые трудности и преграды. Жители-единоличники, не желавшие вступать в колхозы, были выселены как представители класса кулачества. Великая Отечественная война не обошла стороной и жителей Корчагской долины. Трудными были годы войны. Жители долины, как и весь советский народ, выразили готовность вместе с героической Красной Армией выступить на защиту Родины. Проявляя волю, мужество, силу и храбрость, воины-фронтовики из аулов Корчагской долины, а их в общей сложности было более 200 человек. участвовали во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны и показали себя достойными сынами Родины. Некоторые из них: Абилов Насруллах, Кахриманов Исабег, Магомедов Рагим, Магарамов Балакардаш — дошли до Берлина.

В настоящее время в Корчагской долине здравствуют около 10 участников Великой Отечественной войны.

В 60-е годы колхозы «Коммуна», им. Урицкого, им. Шмидта и им. С. Орджоникидзе были объединены в совхоз «Коммуна», где первым председателем стал Вели Шамсудинов.

Наилучшие показатели совхоз «Коммуна» имел в 70-80-е годы. В основном здесь развивались полевое земледелие, животноводство, виноградарство, садоводство, овощеводство и др. Совхоз «Коммуна» производил ежегодно до 10 тыс. тонн винограда, около 20 тыс. тонн фруктов, 12 тыс. тонн овощей, 1,5 тыс. тонн молока, 78 тыс. тонн мяса, 2,7 тыс. тонн шерсти и т.д. В этот период улучшилась жизнь трудового крестьянство, повысилась заработная плата, улучшилось качество производимой продукции, а также совхоз получил несколько единиц автотехники, в большом количестве стройматериалы.

Решением администрации совхоза в селах Корчаг, Зизик, Нютюг и Экендиль были построены новые школы, дома культуры, медицинские учреждения, 2 ковровых предприятия, административные и другие здания.

Ковровые изделия мастериц селений Зизик и Нютюг были самыми качественными, красивыми и изящными в Южном Дагестане. Ковры прославили Корчагскую долину не только в Дагестане, но и в стране.

Жители Корчагской долины по сей день гордятся передовиками производства, ветеранами труда и наставниками молодежи. Среди них Насруллаев Алаудин, Лукманова Шуше, Мейланов Пир, Алибалаев Таймуршан и др.

В этот период руководители совхоза постепенно стали обустраивать соцкультбыт: провели асфальтированную дорогу до сел протяженностью около 30км, электрифицировали новые микрорайоны сел, построили новую типовую школу в селе Корчаг, Дом культуры в селении Экендиль, различные административные здания, обновили парк и т.д.

По многочисленным просьбам жителей села Корчаг, чтобы сохранить добрую память о сельчанине, по Указу Госсовета РД именем Маидина Караханова названа корчагская средняя школа.

Начало нового столетия для совхоза и в целом для жителей Корчагской долины оказалось трудным. Страна вступила в новую фазу рыночных отношений. К сожалению, экономические реформы, проводившиеся в стране в последние годы, приводят в упадок сельское хозяйство. Распались крупные прибыльные колхозы и совхозы, в том числе и совхоз «Коммуна». Уровень жизни тружеников долины с каждым годом ухудшается. Молодежь перебирается в город в поисках работы и хорошей жизни. Перестали действовать учреждения соцкультбыта.

В настоящее время совхоз «Коммуна», как сельскохозяйственная единица, расформирован. Вместо него сформировано ГУЛ (государственное унитарное предприятие), а некоторые обрабатываемые земли переданы в аренду. Однако жители Корчагской долины не падают духом и с оптимизмом смотрят в будущее.

, раздел: Статьи

Автор: С. Караханов, аспирант Института ИАЭДНЦ РАН / Источник: Журнал "Народы Дагестана", № 5
0

Поделиться

01 Янв 2005 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Сулейман-Стальский и Максим Горький

    <…> На меня, и – я знаю – не только на меня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец,...

    Апр 2019 г.

  • Три стала как три капли одного источника

    К северо-востоку от села Касумхюр Сулейман-Стальского района на гряде холмов (высота около 350 метров над уровнем моря) расположены три селения...

    Окт 2018 г.

  • Судьба заброшенных сел Лезгинии в руках самих лезгин

    Заброшенные села Лезгистана – это печальная страница истории народа. Были оставлены села в 1963- 67-х гг. по указу властей по программе отселения...

    Авг 2018 г.

  • Продолжатели древнего промысла

    Предгорное село Испик в Республике Дагестан с древних времен славилось гончарных дел мастерами, но с течением времени, былая слава лучших...

    Авг 2018 г.

  • Описание села Хпюк

    Настоящее название села: Хпек (деформированно Хпюк). Так он обозначен в топографических картах. Село находится в историческом центре Кюры —...

    Апр 2018 г.

  • Cердце Лезгистана – Кьасумхуьр

    Поездка в Касумкент нарисовалась неожиданно. Меня пригласили в гости к Майине Саидовне Абдулмуталибовой – известному лезгинскому...

    Июн 2016 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля