с.Зиуриб расположен на гребне горы, откуда открывается панораму на долину Аварское Койсу и Хунзахский водопад. При ясной погоде из селения видны более 20 населенных пунктов Шамильского,Хунзахского, Гунибского районов. В I2-I3в в окрестностях с. Зиуриб жили грузины, здесь находятся христианские могилы. По преданиям предков жили 2 грузинские семьи Гверги и Панус. Они жили в отдельных хуторах и постоянно между ними была вражда, из-за этой вражды они ушли в другие места. Сейчас тоже есть два колодца под названиям Георгия и Пануса.

Сел.Зиуриб произошло от слова Сивуниб, что означает в переводе на русский язык (в башне). Действительно, в селе была 5- этажная башня, постепенно произошло наращивание звуков «з» на «с» (Сивуниб Зиуриб). Селение образовано из выходцев гидатлинского общества. Место, где находится селение считался границей Телетлинской и Гидатлинской общины, чтобы охранять свою землю переселились два брата из Гидатля, Курбан и Гунаш, в конце I5 века- они считаются основоположниками села. В настоящее время есть в селении тухумы Курбан-Гунашилал. В надмогильных памятниках есть записи, сделанные в конце I5 в. Многие зивурибцы, защищая нашу землю, пали в войне Чар, что находится в Азербайджане в I830г, и при малого газавата в Дагестане I877г, в честь павшим в газавате построен памятник. Многие выходцы из села стали партизанами Ибрагимов М, Гасаналиев Г, Ашалаев М, Амиралиев А. В начале 20в жил в ауле Бесо ГIумар, который читал наизусть коран и с детства был слепым.

В I935г было организовано коллективное хозяйство, куда вошли 50 хозяйств, а I936г все жители села вступили в колхоз. Колхоз развивался, люди занимались животноводством и садоводством, но мирный труд был нарушен нападением Германии на нашу Родину. По зову Родины на защиту Отечества из села уехали 27 человек, из них не вернулись 9 человек. Многие участники войны, честно выполнив свой долг вернулись в родное село и активно включились в мирную жизнь. Среди них хочется отметить имена Чеэрова Магомеда, который I3 лет возглавил колхоз. После него долгое время председателем колхоза им. «Буйнакского» работал прекрасный человек Хириясулаев Ашахан.

Амирханов Гаджи один из первых учителей села. Среди тех, на кого равнялась в селе молодежь, был и Малахмаев Магомед, который долгое время учительствовал разных селениях Шамильского и Тляратинского районов.У частником ВОВ с начала до победного конца был Ибрагимов Гамзат. Среди вернувшихся и не доживших до юбилея Победы был Хадис Гитинов,который потерял ногу на поле боя, вернулся домой на костилях. Абубакар Алиев до последных дней своей жизни работал бессменным колхозным бригадиром. В I930 году в селе был открыт первый ликпункт. Первым учителем был Мажидов Магомед из селения Кахиб. Занятия до I934г велись в частных домах, например, у Магомедовой Китиле.Там учились больше 40 чел. В I934 году была открыта начальная школа где обучалось I5 учеников. Класс находился в частной квартире. Заведовал школой Кебедов Магомед из с.Телетль. В школе работали учителя: Амирханов Кади из с. Геницориб, Амирханов Гаджи из с. Зиуриб, Магомедов Асадула из с. Митлиуриб-отец певца Дакку, Мирзое Расул, Мирзоев Мирза из с. Телетль. В I94I-I953 годах в школе работали многие учителя из разных сел района и из России. В те трудные годы в село приехали по направлению райОНО русские девушки Грановская Елена,Чубарова Ольга, Иванова Таиса и Катерина. В I952г на базе начальной школы была открыта 7 летняя школа где обучались-65 уч-ся. Директором работал Мирзоев Расул.I964г была открыта 8 летняя школа, где обучались 85 уч-ся.

В селе работает дом культуры, который долгое время руководил жизнерадостный человек Гаджиев Магомед А. После смерти отца руководит его сын Гаджиев Гаджи М. Работает в селе медпункт, который руководит Хириясулаев Сидик М.

Сегодня мы с благодарностью вспоминаем имена Магомедова Чупалава Ч, долгое время работавший начальником культуры района и других ответственных постах района, Гаджиева Магомеда А. который более 10 лет возглавил районный отдел , культуры и госстрах района. Сейчас Магомед в заслуженном отдыхе.

Главным богатством для нас является люди, выходцы из села, которые не забывали поддерживает село. Заведующий частной поликлиникой Магомедов Гаджимурад Ч , проживающий в г. Махачкале, систематически оказывает материальную помощь односельчанам.

Гордостью называем имя профессора, доцента педуниверситета, Заслуженного работника экологии РД Магомедова Ибрагимхалила. Его новеллы и рассказы о родном крае хорошо встретили читатели, Хириясулаев Магомед-редактор журнала « Соколенок», заслуженный работник культуры РД Магомедова Залмо- автор трех книг.

 

 

От Урибского моста, который перекинут через Аварское Койсу, начинается территория Шамильского района РД. Дорога круто берет вверх в горы. Снизу кажется, что пики хребтов вонзились в небо и удерживают его над высокими хребтами. Более двадцати раз машина развернулась практически вокруг собственной оси, поднимаясь по спирали к вершинам. На одном из поворотов неожиданно открывается широкая панорама гор, а затем дорога ныряет в сосновый лес. Наполненный ароматом хвои воздух бодрит, дышится удивительно легко. Еще один подъем. Деревья расступаются. Вдалеке видны разбросанные по отрогам гор селения, дорога, словно железное полотно «американских горок», то поднимается вверх, то падает вниз, пересекая урочища Чакуда, Раадда кули, Нахъа-рохь. Новый «взлет», и сразу за поворотом возникает село Зивуриб.

Зивуриб — одно из маленьких, но красивых сел Шамильского района. Оно расположено на макушке одного из отрогов Нукатлинского хребта на высоте почти 2000 метров над уровнем моря, где с северо-востока дует холодный, а с юго-запада — теплый ветер. С северо-востока как на ладони долина Аварского Койсу и Хунзахское плато с его белопенными водопадами, на юго-востоке — гора Гуниб (2341 м) и Кьили мегIер (Седло гора, 2456 м), на западе — возвышающаяся на 4151 метр гора Аддала. Зивуриб относится к Тогохской сельской администрации. Живут здесь аварцы. Всего 70 хозяйств, чуть раньше было 90 хозяйств.
По преданию, Зивуриб основали выходцы из аула Гидатль, несшие сторожевую службу у небольшой, но сильно укрепленной крепости. Она находилась на гребне горы, откуда открывается панорама долины Аварского Койсу. Сегодня для кого-то Зивуриб лишь маленькая точка на географической карте Дагестана, для меня Зивуриб — детство. Тропинки, по которым бегал босиком, склоны, где скакал верхом… Мимо детства не проедешь и не пройдешь.

Археологические данные показывают, что жители Зивуриба в первой половине ХVIII в. еще были язычниками, а в начале XIX в. здесь утвердился ислам, начавший проникать сюда в XVIII в.

Основной вид хозяйственной деятельности — животноводство и земледелие. Торговля также играла важную роль в экономике зивурибцев. Сроки земледельческих работ устанавливались сельским обществом. Они редко стригли овец, чаще шерсть у них выщипывалась.

Почти пятьдесят лет я живу в городе и, чтобы не чувствовать себя гостем в родном селе, все эти годы стараюсь войти в аул пешком. В наше село дороги ведут с четырех сторон. С 60-х годов, после открытия автомобильного сообщения через село Уриб, подъезжают к аулу с севера. Отсюда хорошо видна не только территория моего родного края, но и Хунзахское плато, горы Седло и Маяк, часть долины Аварского Койсу, несколько селений.

Меняется и облик села. Если каких-нибудь шестьдесят лет назад сакли горцев освещали лучины, то теперь электричеством не удивишь даже ребенка. Еще живы те, кто отправлял письма с гонцом, рассказывают, что даже из села в село новости опаздывали на недели. Сегодня село телефонизировано, у многих сотовые трубки, почти в каждом доме телевизоры. Люди строят новые благоустроенные большие дома, кроют их крыши железом и шифером. Когда-то на дорогу в Буйнакск или Махачкалу мои односельчане тратили по двое и более суток. Теперь, пересев на железных коней (почти в каждом доме есть мотоцикл или автомашина), они добираются туда за считанные часы.

Даже в первые годы Советской власти в Зивурибе не было грамотных. В наши дни вас встретит клуб, библиотека, медпункт, восьмилетняя школа. Есть в селе свой кандидат наук, поэт, поэтесса, заслуженные учителя, работники культуры и др.

Войдя в аул, прежде всего я направляюсь на годекан. Это дань уважения здравствующим аксакалам и тем, кого уж нет среди нас. О, как интересно, приехав в аул после долгой разлуки, посидеть здесь, послушать новости и истории о прошлом села и всей округи. Отличными рассказчиками были люди с удивительной памятью — Гамзат Ибрагимов, Хириясулав Ибрагимов, Хириясулав Ашаханов, Гаджи Амирханов, Магомед Малахмаев, Магомед Абдурахманов и многие другие. Сельчане помнят бригадира Алиева Абубакара, инвалида ВОВ Гитинова Хадича. Некоторые истории они сами услышали как предания от родителей, дедов, а кто и от прадедов. С нежностью вспоминаю об этих людях, моих учителях. И в первую очередь — о своей матери Хадижат, которая одна воспитывала и ставила на ноги нас, своих детей. Сколько жизненных уроков могли бы мне дать аксакалы, будь я в молодости чуть серьезнее и дальновиднее. Как сожалею теперь, что мало слушал, мало впитывал.

С годекана открывается вид на всю округу. Сидя на большом камне, где до меня сиживали деды и прадеды, смотрю на зеленые пашни, слушаю разноголосых полевых птах… А снизу постепенно поднимается белый комочек тумана. Он, видимо, забыл, что сейчас лето, заблудился между ущельями. Добрался до годекана и окутал его пеленой. Вокруг солнце, а я сижу словно в белой бурке. Но вот он снова полез вверх, поклубился над аулом и растаял.

Долина, из которой он пришел, называется Коровьей. Интересно, что в памяти стариков живы названия, которые многие уже не знают. Обживав мир, люди очеловечивали природу. Народ награждал каждую пядь земли собственными именами. Наши предки давали имя речке и реке, горе и холмику, болотцу и овражку, пещере и склону, камню и роднику, лугу и даже одиноко стоящему дереву. Сегодня в Коровьей долине не пасут скот, там сенокосные угодья. Но когда-то в конце долины на правой стороне стояла летняя ферма телетлинцев (Телетль — название соседнего села).

В наших местах много пещер. Назначение у каждой своя. Чтобы отличить одну от другой, пещеры называли или именами людей, или по их назначению. Пещеру к югу от села на правом берегу речки называют Телячьей. В летние знойные дни сюда загоняли телят, что паслись в Коровьей долине. Животные отдыхали от зноя, а чабаны были спокойны — молодняк не разбредется по полям и оврагам, пока они обедают.
Рядом с Телячьей находится еще одна пещера — Сельская. Она служила загоном для скота в знойные летние дни, ночью и даже зимой.

Есть в округе и пещера Хириясулава. В первые годы Советской власти, до организации колхозов, у некоего Хириясулава было много овец и коз. Он использовал пещеру в зимний период как хлев. Давно нет сельских богатеев, а название закрепилось за пещерой. Можно и переименовать, да горцы, когда дело касается ориентировки в горах, народ консервативный. Впрочем, молодым не мешает знать историю, даже если она была печальной. В пещерах поменьше, в гротах, ютятся лисы, волки, зайцы, куницы, барсуки, ласки. Большими стаями собираются в пещерах на ночевку пернатые. Во многих хорошо укрытых от ветра пещерах весь пол покрыт толстым слоем птичьего помета. Местное население использует его как высококачественное удобрение.

В древности в экономике населения кустарные промыслы играли значительную роль. Издана перерабатывали разное сырье, особенно продукцию животноводства, в частности шерсть. Как и другие дагестанцы, зивурибцы изготавливали из шерсти и кожи одежду, обувь, паласы, сукно, мешки. Обработка шерсти была чисто женским занятием. Посуда и предметы домашнего обихода изготавливались также на месте из дерева. Серпы, кирки, топоры, замки готовили сами. Основным строительным материалом у них был камень. Широко применяли арочные конструкции. Одежда не отличалась от одежды других аварцев, обувью служили гедоби (вязаные сапоги).

Но вернемся в аул Зивуриб. При его образовании и расширении здесь сложилось два тухума (общины) — Гверги и Панус. Сейчас уже никто не помнит, из-за чего между ними возникла вражда. Так или иначе, одному из тухумов пришлось покинуть село. Люди переселились в местечко, которое ныне зовется Рукъдада, то есть «У дома». Вражда тухумов теперь воспринимается как анахронизм, но в географических названиях она жива. Даже источники носят имена конкретных тухумов — Панус гIис (родник Пануса), Гверги гIис (родник Гверги)…

Около аула есть местность, которая называется «Дом наиба». Откуда произошло название, не могли мне сказать и старики. Прошлое стерло не только фундамент дома, но и саму память о владельце. Меня, как географа, занятого топонимикой (наукой о географических названиях), заинтересовала загадка. Ответ я нашел в ауле Телетль. Тамошние старики вспомнили, что перед революцией наиб (лицо, осуществлявшее административную власть на определенной территории) из их села имел дом в окрестностях Зивуриба. Он пользовался домом на манер нынешних дач — летом. А построил дом во время вспышки болезни, называемой в народе вабаъ (по симптомам, видимо, холера). С одной стороны, наиб хотел обезопасить себя, с другой — выполнял функцию карантинной службы, не допускал передвижения людей между селами.

Да, названия живучи. Они приоткрывают завесу истории над жизнью наших предков. В названиях прослеживается связь горцев с окружающим миром, их методы хозяйствования, уклад жизни. Так, в прошлом, как свидетельствуют названия, в наших местах было много водяных мельниц. Всего в округе их было 6. Неуклюжие, но надежные, они давно исчезли. А названия остались. Сегодня они говорят о сравнительно хорошо развитом зерновом хозяйстве Зивуриба в те времена.

В советский период село считалось передовым. Столетиями здесь не случались убийства, воровство. Колхоз им. У. Буйнакского был лучшим в районе, занимались полеводством, животноводством. Главный призыв был: «Один за всех, все за одного». Молодежь уважала и почитала стариков. Праздники Ураза-байрам, Первой борозды отмечали всем селом. Свадьбы играли без спиртных и денежных сборов, больше практиковали мавлид. Очень хочется, чтобы старые, добрые адаты сохранились и передавались новому поколению.

Я уезжал из Зивуриба и думал: надо бы поторопиться всем нам: фольклористам, ученым, учителям и ученикам сельских школ, краеведам и этнографам, да и всем сельчанам. Старикам всегда есть что рассказать, а молодым — что записать. Если аксакалы уйдут, не высказавшись, не изменится ли с годами наша память? Когда исчезнут из разговорного обихода имена крошечных мест, составляющих малую сельскую географию, не обеднеет ли язык наш?

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля