В Сел. Тлянуб сельсовет образован Декретом ВЦИК от 20.0I.I92I г. в составе Ахвахского участка Андийского округа. с I926 г. вошёл в Кахибский, с I960 г. Советский, а с. I994 г. в Шамильский район РД. Упразднён Постановлением ПВС ДАССР от I9.08.I954 г. Территория вошла в Цекобский сельсовет, и вновь выделен в самостоятельный сельсовет с 25.04.I996 г.

На откосах гор, где вокруг много пашен, расположено село Тлянуб. С восточной, западной и северной стороны его окружают огромные и крутые склоны гор, кажутся, что они тянутся до самого неба. Они хорошо защищают селение от ветров. На восточной стороне Тлянубская территория граничит с Ассабскими, на южной стороне с Гидатлинскими, на юго-восточной стороне - с Цекобскими, а восточно-северной стороне - с Цумадинскими и Ахвахскими землями. С давних времен здесь было развито скотоводство и овцеводство. Этому способствует богатая благодатная, красивая и обширная природа: большие альпийские луга, глубокие ущелья, лесные массивы. Не мало здесь родников, ручей и озер.

Сейчас хутора не используют, так как в селе осталось где-то около 78 хозяйств. Многие из села уехали. Около 400 семей из Тлянуба проживают в Махачкале.

Тлянуб - аул красных партизан. В окрестностях много мест, где I920 году красные партизаны одержали ряд побед над отрядами Гоцинского.

Почему назвали село Лъануб (Тлянуб) и что это слово означает, среди живых Тлянубцев не остались. Внизу возле южной части села две реки соединяются и образуют рисунок вилы (на аварском языке, лъен). Отсюда может и произошло название села Лъануб. Но еще говорят раньше Гидатлинцы называли тлянубцев «лъайнал» (знающие). Может быть, от этого слова и произошло название села Лъануб (Тлянуб).

Раньше там было природное укрепление, куда вела одна дорога. Тлянубцы там построили свои дома и ставили ворота, которые закрывали по ночам. Потом это укрепление, где было построено село, с обеих сторон обвалилось, сельчане стали строить стены высотой 4-5 этажей, чтобы защитится от разбойников. Во внутрь этих башен была проведена и вода. Эти башни были построены приблизительно ХII-ХIV веке.

После этого укрепление, стали называть «Ихи», где было построено в начале село и его стали называть Ихигьанлъи (Нижесело).

Тлянуб это старинное село, этому свидетельствуют надписи на камнях стены одного дома старого села, эти надписи немного похожи на грузинскую и армянскую письменности. Основателями села Цекоб являются люди из Тлянуб. Об этом рассказывают так: из-за мелочей между двоюродными братьями Али и Расул произошла драка. Во время драки Расул ударил ножом Али и он умер. Чтобы не показываться родителям Али, отец Расула вместе с семей переехал жить на хутор Цекоб. Они и являются основателями села Цекоб. Говорят потом туда переехали жить люди из Чародинского района, из Хаджалмахи Левашинского района. И Тлянубцы им выделили пахотные земли, сенокосы и пастбища.

Многие уезжали в Темирхан-шуру и Порт-Петровск. Много сельчан трудились на Бондарном заводе и мясокомбинате Порт-Петровска. Часто приходилось им здесь слышать речи революционеров Н. Ермошкина и С. Кирова. Не раз встречались Магомедмирзой Хизроевым. От товарищей узнали о борьбе большевиков за новую жизнь. Когда приезжали в село, они агитировали и односельчан. Когда Нажмудин Гоцинский в горах Дагестана поднял мятеж против Советской власти, Тлянубцы не допустили его на свои земли. Они встали на сторону большевиков и присоединились к ахвахским партизанским отрядам. С помощью свиты Н. Гоцинский несколько раз организовал поход на Тлянубцев. Беспощадный был бой однажды зимним вечером на тлянубской земле, хотя сила контрреволюционеров была превосходящая, им не повезло. Под руководством своего храброго командира Магомеда Азизова, тлянубские партизаны мужественно противостояли сильному врагу и отразили их атаки. Старожилы рассказывали, что все три зимние месяцы тлянубские женщины "не снимали с себя обувь и не спали по ночам, они всегда готовы были стоять рядом с воюющими партизанами. Отряды, которыми руководили Шуайб, Занки, Омар и Салихилав, (их фамилии не сохранились) не только защищали их родные земли, но и помогали партизанским отрядам Шамхала из Ахваха. Когда получили весть о нападении на ахвахцев отряды Цунтинских, Цумадинских и Ботлихских банд, оставив достаточно людей защищать свое село, 70 молодых парней из Тлянуба пошли помочь ахвахцам. Там в битве с мятежниками были ранены Салихилав, Омарам Занки. Узнав об отсутствии части мужчин в селе, отряды Н. Гоцинского зимой поздней ночью напали на Тлянуб. Но они не достигли цели, понеси большие потери, им пришлось покинуть Тлянубскую территорию. В течение трех месяцев таких боев было несколько. Немало пролилось крови. Были убиты из тлянубцев -Абдурахмаи Рамазанов, Али Давудмагомедов. Были тяжело ранены Ражаб, Идрис, Хйрамагомед, Шуайб и другие, (фамилии не сохранены).

Совместно с войсками Лапина и партизанами Муслима Атаева, тлянубские партизаны освободили от мятежников Гидатлинский участок села Хучада, Ратлуб, Ругельда и Батлух Шамильского района. А вместе с партизанами Ахвахского участка Тлянубские мужчины принимали активное участие в освобождении нородов Ботлихского и Цумадинского районов от отрядов Н. Гоцинского. Вместе с отрядами Османова, Батырмурзаева, Атаева и Кара Караева они воевали и в Тлярате. По пути в Тлярата были убиты Амайлов и Жамал, ранены Магомед Париханил, Магомед Зурал, Халиматилав и Магомед Цодорасул. Вместе с мужчинами против бандитов мужественно воевала тлянубка Ашура Гаджиева. Проявившие отвагу и мужество в боях за освобождение Дагестанских сел от отрядов Гоцинского, Магомеда Азизова наградили именным пистолетом. Заики -саблей, Раджаб - ручными часами, Салихилав, Идрис, Курбан, Амирхан и Ибрагим- солдатской формой. Юноша из Тлянуба Магомед Идрисов активно воевал против деникинцев и заслужил высокую награду Родины - орден Красного Знамени. Орденом Красной Звезды был удостоен красный партизан Ибрагим Цахилов.

В результате активной борьбы тлянубцев за победу и укрепление власти Советов в горах Тлянуб был назван «Красным селом» За проявленную храбрость в годы гражданской войны на почетной грамоте Всесоюзного центрального исполнительного комитета среди сел Ахвахского участка было упомянуто и село Тлянуб.

В тридцатые годы в селе Тлянуб был создан крестком. 800 голов овец безвозмездно были отданы тидибцам, когда там была организована коммуна. В I935 году здесь создали товарищество. В I936 году в селе организовали колхоз и первыми в него поступили Магомед Азизов, Курбан Гитинов, Салихилав Ибрагимов, колхоз был назван именем Калинина. Его первым председателем был избран Магомед Азизов. Богатство колхоза составляло 25 коров и I353 овец. В I937 - I938 годы у колхоза было I05 голов крупнорогатого скота из них -70 коров. Количество овец достигло до I700 голов. Пахотной земли было 8I гектаров. Перед войной у колхоза было более 2500 овец и коз, а также более 300 голов КРС. И в годы войны оставшиеся в селе старики и женщины не дали колхозу отставать.

На Великую Отечественную войну из Тлянуба ушли на фронт защищать Родину от немецких фашистов 74 мужчин из них 25 добровольно.

Из маленького села Тлянуб 22 человека отдали свою жизнь, защищая Родину от врага, чтобы приблизить победу. В годы войны колхоз добился особенно хороших результатов. В те же годы им руководил участник гражданской и Великой Отечественной войны, талантливый организатор колхозного производства Курбан Гитинов. Вернувшись с Великой Отечественной войны инвалидом, он прославил колхоз не только в районе, но и в республике.

Так в I950-I95I годы колхоз Калинина завоевал переходящее Красное знамя района и Республики.

В I950 году количество овец достигало 43I2 голов, КРС - 392 голов, лошадей - 62 голов, пахотной земли 65 гектаров. Колхоз содержал 200 голов кур. Хорошую прибыль давало пчеловодство. Тлянубский колхоз «XX партсъезд» объединил с «I май» колхозом Н/ Батлух. В шестидесятые годы не проявляли заботу о социальном развитии сел. Больше внимания уделяли на города и в I960-I970 годы большое количество людей переселились в города. Не хватало в селе рабочих рук. Пахотные земли превратились в целину.

Теперь в Тлянубе проживает 78 хозяйств, функционирует сельская администрация, Тлянубская основная школа, медицинский пункт. Дом культуры, магазин.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля