Есть предание о том , что раньше , до появления поселенцев, вся долина Гидатль была покрыта лесами. Люди начали заселять эти места позднее. Село Тлях расположено среди обширных пахотных земель, тут же рядом пастбища для скота. Вся пахотная земля обнесена каменной оградой, чтобы отделить от пастбища. Дороги соединявшие тляхцев с соседними селами тоже были обнесены каменной стеной. Тляхцы пользовались и горными пастбищами, куда летом перегоняли овец, быков, лошадей.
В своей книге «Шаги республики» Дмитрий Трунов отводит значительное место селу Тлях. Он пишет, что это теперь маленькое село имеет свою историю, свое многовековое прошлое. Об этом свидетельствуют истертые до блеска валуны в годекане, на которых сидели многие поколения тляхцев, многоэтажные старые дома, врезные рисунки на стенах, на которых изображены охотники с луками и стрелами, отдельные животные, красивые орнаменты, кресты. На минарете по сей день висят каменные кольца, изготовленные из одного камня. Здесь же автор отмечает, что кладбища этого маленького села обширнее, чем в больших гидатлинских селах. К этому можно добавить и тот факт, что в окрестностях села, по всему периметру, во время строительных работ или установки опор электропроводов, были найдены множество захоронений. По ниже селения есть место захоронения христиан.
В XIII веке здесь свирепствовала страшная эпидемия чумы. Эта болезнь унесла жизнь всех жителей, кроме I2 человек, оставшихся в живых: Гiалиласулал,ГIалирасулал, НикIачилал, МакIарилал, Мадолал, Гъордалал, Хiичибукъал. НикIачилал и Мадолал и сейчас живут в селе, а о представителях остальных поколений ничего не известно. По этой причине и уменьшилось село. О том, что село древнее и большое подтверждает и тот факт, что здесь, по словам нашего знаменитого Гамзата-афанди покоятся I7 крупных ученых-арабистов, таких же муридов, устазов, как он сам. Обучение детей Корану и другим наукам, здесь издавна придавали значение. Прямо в мечети построенном для обучающихся в медресе. Он и сейчас стоит под названием «дом мутаилов». Сюда приходили дети из разных сел, потому что здесь детей обучали хорошие знающие люди. В одно время здесь обучал детей знаменитый не только в Дагестане, но и в арабском мире ИбрагьимхIажи Урадинский. Свой_трон-тах(ханасул бак) отделанный золотом. Место где - они обосновались, где поставили этот тах и назвали село от слова «Тах». В первое время название так и звучало. Подтверждением этому является печать ихнего бегавула или старейшины. Это печать называли которьй хранится у Гамзата-афанди, вернее у его наследника Гамзатова Умаргаджи. Тах постепенно превратился в Лъахъ, а в русском переводе Тлях. Село постепенно переносилось из места в место. То село о котором я пишу, является четвертым по счету поселением.
Село построено на скалистой горке. На сегодня здесь сохранились мечеть с минаретом и 6-7 жилых домов. Люди переселились в «Кузалъ», ближе к воде, на просторные участки. Первоначальное село построено оригинальным способом. В центре села расположился годекан. Позади -мечеть с минаретом, рядом через дорогу женская молебня. Тут же под дорогой маленькая тюрьма. Для наказаний менее значимых нарушений, пользовались подвальными помещениями. Две улицы , которые пересекались крест на крест в годекане, были основными выходами из села. Некоторые дома были соединены секретными окнами, через которые можно пройти насквозь, на случай необходимости. Дома были 2-х, 3-х, 4-х этажные.
Многие сельчане принимали участие в освободительной войне под руководством Шамиля в XIX веке, в русско-японской войне I905 года, куда царское правительство обманом, суя большие деньги , завлекло горцев. Не понаслышке знали тляхцы и о гражданской войне. Сюда большевики пришли через Гоор и Кахиб. Первые артиллерийские снаряды сюда долетели с той горы, где сейчас стоит Телеретранслятор. Целились в минарет, но в нее не попали. Снаряды сделали небольшие разрушения. Например, было снесено слуховое окно бойницы дома Тантриевых.
В тридцатые годы, когда советское государство взяло курс на коллективизацию крестьянских хозяйств, Тляхцы и Занатинцы первыми откликнулись на этот призыв. Здесь был создан первый в районе «криском»-крестьянский комитет , комитет бедноты. Потом, на его основе , был создан первый в районе товарищество. Нашли и «кулака» для выполнения плана выселения -Нурмагомедова Омара. Со всех сел и даже соседних районов - Тляратинского, Цунтинского, у зажиточных крестьян отказывающихся вступить в колхоз, отнимали скот и пригоняли и сдавали в товарищество. Приходили люди из разных сел и районов перенимать опыт организации работ в товариществе. Привозили разную сельхозтехнику. Товарищество просуществовало недолго. Утверждают, что развалить его помогли сверху. Руководил первым колхозом неграмотный, но по-своему уникальный человек. Он предлагал сельчанам построить новые дома, покрыть их железом, провести воду в каждый дом. У него были далеко идущие планы по улучшению быта колхозников , но им не суждено было сбыться.
Великая Отечественная война коснулась каждой семьи тляхцев. Каждый военнообязанный участвовал в войне. Из более чем тридцати участников войны домой вернулись только десять.
На образование всегда уделяли большое внимание. В здании сельмага Габдано, учились тляхцы вместе с Урадинцами. I95I году школу перевели в Урада, а в Тляхе оставили начальную школу. Школа была в частном доме, т.к. старое здание было разрушено. В I956 году была построена новая школа и в I989 году преобразована в НСШ, с 2000 года стала называться основной общеобразовательной школой. С 2003 года действует средняя школа, которая является одной из лучших школ района.
Комментарии