В селе Мачада сельсовет образован Постановлением Народного Собрания РД от 27.I2.I996 г. выделив его из состава Гентинского сельсовета Шамильского района РД.

Селение Мачада - одно из высокогорных селений, который входит в состав этнического объединения Гидатль. Село имеет богатую историю своего становления и развития. Название села Мачада произошло от слова «мучIдул», что означает в дословном переводе «луга». По предположениям, здесь были богатые пастбища, где паслись коровы и овцы. Об этом нетрудно догадаться и сегодня. Действительно, пейзаж местности украшают величественные картины леса, полей, лугов, гор, пастбищ, речек.

Первоначально, т. е. в Х - XII веках, селение располагалось в местности Соло в нескольких километрах дальше от реки Аварское Койсу, рядом находился лес. Местность отличалась плодородной почвой и обилием речек. На него не раз нападали враги, но крепость свою они мужественно отстаивали. Видя, что с оружием завоевать крепость ему не в силу, враг пошел на хитрость. Чтобы создать ложное мнение, враги подковали лошадей наоборот, а сами засели в засаду. Судя по следам, жители решили, что враги ушли, и открыли ворота. Тогда враги выскочили из засады, напали на них и убили Кабтара.Часть жителей бежали в Грузию, а оставшаяся часть жителей обосновалась в местности ЧIурда. Это было место с неочень благоприятными условиями для жизни, за водой надо было далеко ходить. В настоящее время оно находится в пяти километрах к западу от селения. Примерно 700 лет назад, из-за плохих условий жизни, люди переселились в Чолода. Это место находится на возвышенности, откуда вся гидатлинская долина и другие некоторые села района, видны как на ладони. Большое кладбище свидетельствует о том, что люди долго, веками жили здесь.Здесь родился, вырос и похоронен первый шейх — Хiажи-Удурат.

Легенды, предания, а также изображения креста на надмогильных плитах говорят о том, что раньше до принятия ислама в селении проповедовали христианство. Распространение ислама в селении связано с именем ХIажи - Удурат - шейха и перенесением селения Чолода на другое место.

ХIажи - Удурат шейх жил в XV веке. Он был одним из первых передовых Алимов своего времени, после Абулмуслим - шейха. Историки и ученые Дагестана хорошо знакомы с его именем. ХIажи-Удурат шейх распространил и укрепил ислам не только в гидатлинских селах, но и в целом Аваристане. Этому способствовало его глубокие знания, которые он получил в Мекке, в Аравии, где учился в течении долгих лет.Как же оказался ХIажи - Удурат шейх в Мекке?Вот что гласит об этом в предании: чтобы закончить распри между чолодинцами и грузинами, первые должны были отдать грузинам одного мальчика якобы для «аманата». Таким образом, мальчик оказался в Грузии, а из Грузии, по велению Всевышнего, мальчик попал в Мекку. Примерно 550 лет назад, в I460 году ХIажи-Удурат вернулся на родину, по пути домой у реки, примерно за километр до селения, ХIажи-Удурат остановился для совершения обеденного намаза. Во время молитвы к нему подошел человек по имени ГIабдурахIман. Это был сельский староста. Он не узнал ХIажи-Удурата и спросил, кто он, откуда едет и куда направляется. ХIажи-Удурат рассказал все о себе.Он говорил о том, что Аллагь един и всемогущ, что все вокруг и Солнце и Луна, и Земля, и небо, и моря, и реки - создано Всевышним и все преклоняется ему, и мы обязаны преклоняться и молиться Всевышнему. ГIабдурахIману очень понравилось все, что делал и о чем говорил путник, и попросил просветить его теми знаниями, которыми он обладает. Тогда ХIажи -Удурат научил ГIабдурахIмана произнести слова - шагьадат, что означало совершение первого обряда принятия ислама. С тех пор это место признают местом откуда началось принятие мусульманства и исламизации Гидатли, местом, внушающим чувство почтения и благоговения. Теперь здесь стоит небольшая молитвенная комната. Благодаря стараниям и усилиям ХIажи-Удурата ислам распространяется не только в гидатлинских селах, но и за пределами, а сам он стал популярен как ХIажи-Удурат шейх. Потомки Хаджи -Удурат -шейха и сейчас живут в селении Мачада. Они составляют тухум «Андиялал».Существует много легенд и преданий о ХIажи-Удурат шейхе. Умер он в I475 году. Похоронен на кладбище в селении Чолода. В народе существует поверье, согласно которому в том селении, где родился и вырос святой человек, то есть человек, посвятивший свою жизнь интересам мусульманства, обладающий так называемой божественной благодатью, а после смерти признанный образцом мусульманской жизни и носителем чудодейственной силы, количество молодых людей не может превышать шестидесяти. Поэтому жители селения Чолода постепенно стали перебираться на другое место, то есть на то место, где село в настоящее время располагается. Переселение людей началось примерно 460 лет назад. Согласно преданиям, здесь живут потомки выходцев и из других сел: из Хунзаха, Караха, Гъодобери, Мазада.

В начале XVII века в селении Мачада жил Шейхмухаммад - шейх. В молодости он учился у известных тогда ученых -алимов: Шабана из Обода и Тайгиба из Харахи. Сохранились книги Шейхмухаммад - шейха. Шейхмухаммад - шейх остался в истории не только как крупный ученый -алим, но и как крупный тарикатист. Его домик -мавзолей сохранился на территории кладбища в селении Мачада. До нас дошли некоторые личные вещи Шейхмухаммад -шейха. Они сохранены в доме Махмудова Магомеда -потомка Шейхмухаммад -шейха. На надгробной плите Шейхмухаммад -шейха указана дата его смерти - II06 год по мусульманскому календарю. Могила Шейхмухаммад-шейха стала зияратом тысячи мусульман со всего Дагестана. Также существует много преданий и о ХIадис - шейхе, который жил во второй половине XVII столетии. Современником известного не только в Дагестане, но и на арабском Востоке ученого -арабиста - Ибрагим -Хаджи Урадинского был Хадис -шейх из нашего села. Сохранились его рукописи и книги. Хадис - шейх умер в I770году. В последний путь Хадис -шейха провожал упомянутый выше Ибрагим –Хаджи Урадинский, который до этого времени 7 лет жил в Аравии и прославился как крупнейший ученый - алим. Хадис -шейха признали в Дагестане не только как шейха тарикатиста, но и как крупного ученого -арабиста. Много книг и рукописей Хадис -шейха хранятся в доме Муртазалиева Магомеда. В I770 -I77I г.г. много людей умерли в Гидатле от эпидемии чумы. И среди них был Хадис -шейх. В следующем году умер Ибрагим -Хаджи Урадинский и вместе с ним арабские проповедники ислама. Их зиярат находится в селении Урада. Хадис -шейх похоронен в старом кладбище, в селении Мачада. У Хадис -шейха обыкновенная могила, так как он завещал не строить на его могиле домика.

В начале XIX столетия в селении жил известный алим Багъужало. Он являлся автором многих работ по арабской грамматике, логике, астрономии. Умер в I8I3 году.

Современником, другом и соратником великого Имама Шамиля был Магомедамин из Мачада. Он больше известен под именем Мурадило. Есть предание, свидетельствующее о том, что Мурадило в молодые годы, вместе с Шамилем, учился у знаменитого ученого -алима Саида Араканского. В годы национально - освободительной , антиколониальной и антифеодальной борьбы Мурадило был вместе с Имамом, в числе его советников. В одно время Мурадило был предводителем Гидатлинского общества. Часть большой библиотеки Мурадило хранится в доме Шейхмагомедова Гаджи Ариповича. Эти книги в основном по ибнухIажар -мусульманскому праву. Есть предания о том, что Имам Шамиль считал Мурадило большим алимом. Мурадило умер на 5 лет позже (после) Имама Шамиля -I876 году. Об этом говорит надпись на его надгробной плите. На которой также по-арабски: «Здесь похоронен сын Мурада -Магомедамин - большой алим».

В начале XX века известным в Аравии ученым -алимом был Ачурало -дибир. Его считали большим знатоком шариатского права. Известно, что Ачурало -дибир приобретал знания у многих алимов Дагестана. Его большая библиотека книг хранится в доме Муртазалиева Магомеда. Известным ученым -арабистом первой половины XX века в Дагестане был Шейхмухаммад Араб из селения Мачада. Он родился в I88I году. Его первым учителем был дедушка по отцовской линии Магомедаминхаджи, который пешком совершил хадж. У дедушки, к семи годам, Шейхмухаммад в совершенстве выучил Коран. В последующем, до совершеннолетия, Шейхмухаммад учился у знаменитого ученого -арабиста из Урады Муслима Афанди. У Муслима Афанди, наряду с другими исламскими науками, он изучил и астрономию. В дальнейшем Шейхмухаммад продолжал учебу в селениях: Согратль, Батлаич, Хари -коло и др. В те годы жил знаменитый и известный на весь Дагестан ученый -арабист Магомед из Хари -коло. У него Шейхмухаммад учился исламским наукам вместе с будущим народным поэтом Дагестана -Гамзатом из. Цадасы. В двадцатые годы, по пути в Тлярату Гамзат побывал в гостях у Шейхмухаммада дома, в селении Мачада. В 20-30 -е годы Шейхмухаммад, уже сложившийся ученый -алим, работал имамом и мударисом в селениях: Гентаб, Хучада, Мачада. Его учениками были известные в нашем районе алимы: ИсмагIилил МухIамад из Урады, ГитиномухIаммад из Келеб, МуртазагIалил МухIаммад из Мачады. Есть предположение о том, что у ШейхмухIаммада учился в селении Хучада Меселасул МухIамад Афанди, который был тогда еще молодым. Десятки томов рукописей хранятся у внука ШейхмухIаммада.

Во второй половине XX века уважаемый в Гидатле и во всем нашем районе алимом был МуртазагIалил МухIамад из Мачады. Исламские науки изучал у ШейхмухIаммада Араб. По его словам, в тридцатые годы, он, в тайне от властей, изучал исламские науки. Несмотря на трудное время для ислама в советский период, он по мере возможности своих сил пропагандировал исламский образ жизни среди населения нашего района. Старший сын МуртазагIалил МухIаммада – Дибирасул МухIаммат , ныне известный ученый -педагог, который работает в ДНЦ. Как ученый, Дибирасул МухIаммад работает над исследованием вопросов о роли ислама в истории Дагестана.

Селение славилось умельцами, хорошими мастерами, кузнецами, плотниками, строителями. Доказательством тому является ныне действующая мечеть с минаретом. По сохранившимся рукописям, строили минарет Панжи МухIамад и сыновья: Месело, Махмуд, Гаджи и Ахмед.

Мачадинцы приняли участие в I - Мировой войне. Муртазали Араб был офицером царской армии. Из небольшого селения вышли одиннадцать красных партизан.

В годы Великой Отечественной войны на защиту Отечества встали 55 мачадинцев. Из них не вернулись 32 человека. В настоящее время в селении живут только два участника ВОВ - Дибиров ХIажи и Якъупов ГIумар - и один участник Венгерских событий - Абдурахманов МухIамад.

В 60 - е годы колхоз селения Мачада считался одним из самых передовых хозяйств района. В разные времена председателями колхоза работали КIодохIажи, МахIмутIило и другие. В то время все труженики села входили в колхоз и работали на его благо и развитие.

В I932 г. в селении впервые была открыта начальная школа, в I94I г. она была преобразована в семилетнюю. В I976 году в селении открывается средняя школа. Мачадинцы с глубоким уважением называют имена русских учителей, а также учителей из других сел, обучавших и воспитавших их детей: Хирамагомеда из Урада, Магомедова Алхаса из Гента, Расулов Арсланали из Гоор, Мирзал Расула из Телетли, а особенно Гитинова Магомеда и Халидова Иса из Урада, которые в течение долгих лет руководили школой. Они заслуживают много теплых и хороших слов. В I968 - 70 годах в селении для школы построили новое здание, провели воду. С I977 года функционирует интернат. Всем этим руководит с I968 года умелый организатор, заслуженный учитель РФ Ибрагим Гаджиев. Он не только опытный руководитель, но и мусульманин высокой нравственности.В школе работают учителя высшей категории Гаджиев Хирамагомед Гасанович, Сиражудинов Гусехма Гусенович, Хираев Магомед Гасанович и другие опытные учителя. Школа по всем показателям всегда была в числе лучших школ республики. В течение ряда лет школа принимает участие в Всероссийском конкурсе «Школа года Росси» и стала пятикратным победителем конкурса, а директор удостоен высокого звания «Директор года».

В селении функционирует детсад, СДК, библиотека имеется и филиал концерна КЭМЗ гор. Кизляра.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля