У каждого села существует характерная для себя история. Есть такая своеобразная история и села Куаниб. История села относится к ХVII веку. Возникновению села способствовала борьба между Хунзахскими нуцалами и Гидатлинским обществом из-за Хучадинских земель. В то время хунзахский нуцал установил сторожевые посты в Игитле, Накитле, Куанибе и Заната. Перед нашим селом имеется холм, где был построен сторожевой пункт «божирукъ» т.е, верный пост. Первым на этот пост был отправлен самый смелый из верных нуцалу Алил Хаджимагомед. В случае опасности на этих постах зажигали костры, таким образом передавали в Хунзах весть об опасности. Название села «Куаниб» тоже произошло от слова «къвакIарал», а не от того, как некоторые хотят трактовать, от слова «Къурал» т.е. проигравших по жребию, потому что село не имеет название «Къуниб» как оно звучит на русском языке. Языковая речь у нас также имеет сходство с Хунзахским, поэтому нашими предками были хунзахцы.
Затем здесь поселились два брата хунзахских нуцалов - один в Куанибе, другой в Андыхе. Граница между селами Куаниб и Андых проходила вдоль речки, которая протекает между этими селами. Когда у хана, который поселился в Андыхе, родился сын, за радостную весть ему были подарены земли в местечке «ГIарукь». Затем здесь поселились переселенцы из сел Цолода и Ках в результате чего образовались разные тухумы: Махмудидал, Курбанчилал, Мирзаалилал, Маликилал и т.д.
Село наше расположено на возвышенности, похожее на седло, поэтому зимой и летом наш годекан продувается ветром. Рассказывают, что имам Щамиль по пути из Телетля в Ахвах, останавливался в нашем годекане. И сегодня в годекане стоит камень, в котором изготавливали порох для воинов Шамиля. В один жаркий и душный день Шамиля спросили: «Имеется ли в Дагестане такое местечко, где имеется хоть какая-то прохлада? На что имам ответил: «Да, инхвадерил къулгIаги, къвандерил годекIанги», т.е. у родника в Инхо и в годекане в Куанибе. Отдельно от мусульманских кладбищ находятся « кавусхалаби» т.е. кладбища христиан. При работе трактора случайно были открыты две могилы, в которых были найдены бронзовые крести. Такие же «кавусхалаби» имеются и в Унцукуле, они говорят, что эти люди были пленниками во время набегов на Грузию, поэтому можно предположить, что эти могилы принадлежат именно пленникам из Грузии.
Сельская мечеть была построена в I209 г. по мусульманскому календарю, а в Советское время она была превращена в склад колхоза «Красное знамя» и была восстановлена в I4I0- I4II гг. Было время, когда в селе жили и работали I2 известных мусульманских ученых- алимов, среди которых Гитинухмил Мухума, Абасхаджи, Махмудил Мухумил Абдусалам, Абдухалик и т.д. Абдусалам и Абдухалик держали тесную связь с народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадасы.
Известным в "Турутле" поэтом был Гереев Мухтар, ушедший из жизни в раннем возрасте, он сочинял прекрасные стихи. Он был современником народного писателя Дагестана Муссы Магомедова.
В I932-33гг. в селе был открыт медпункт. Здесь работали русские девушки. В I935 -36 годах в селе открыли начальную школу. Первыми учителями были Сулейманов Магомед, Малачиев Имангазали. В последующих годах здесь работали учителя из Телетлля, Андыха. Голотля и Кахиба.
В I98I г. начальная школа была преобразована в основную и она теперь обеспечена собственными кадрами.
В I938 г. был создан колхоз им. Молотова, впоследствии переименованный колхоз «Красное знамя».
В I94I году началась Великая Отечественная война. На защиту Родины были, оправлены 28 человек. Из них на полях сражений осталась I8 чел. Среди возвратившихся был кавалер «Ордена Красного знамени», инвалид I группы Сулейманов Магомед.
Тяжелыми были и послевоенные годы, годы засухи и голода - I946-I947 годы. Но постепенно началось улучшение материального положения сельчан. В селе началось строительство благоустроенных частных домов собственными силами. Современную автодорогу в село было проведено в I952-53 годах, нынешнюю автодорогу в село провели в I972 г.
Электричество в село провели в I967 г. В том же I967 г. село постигло настоящее горе. В результате сильных продолжительных ливневых дождей произошел оползень, и половина села оказалась под оползнем. Половина села вынуждена была временно жить в палатках, выделенных государством и у родственников.
Сейчас в селе функционируют основная школа, медпункт, СДК и сельская администрация.
I9 чел. имеют высшее образование, 32 человека среднее специальное образование. Они работают в различных организациях села, района и республики, и вносят достойную лепту в развитии нашей многонациональной страны.
Комментарии