О создании селения Голотль не установлена конкретная дата. Это очень старинное поселение. Селение создано путем соединения четырех тухумов. Тухум Дадилал проживали в местности Ботиккал, теперь эти земли у Гоготлинцев. ГIебулал проживающие в местности ЛъаргIариб, ГIусбанилал проживающие в местности Гъоркьахужахъ и тухум Гергилал проживающие в местности БухIуниб. Все эти тухумы переселившись из границ поселений объединившись построили одно селение в местности «Идал гIали» Это место подобрали как удобное для обороны от внешних врагов. С северной стороны селение защищает высокая непреступная скала « ИТЛЯ» горы. С запада река Тобот которая протекает с Хунзаха. С юга и с запада с. Старый Голотль защищает река «Аварское койсу».В старое селение вход первоначально была из двух ворот. В вечернее время эти ворота закрывались, этим и защищались в вечернее время от врагов.

Первоначально в селении проживало 60-70 хозяйств. Голотлинцы занимались земледелием и животноводством, наряду с ним начали заниматься и садоводством. По преданиям старожилов на участках у реки «Аварское койсу» обильно росли пшеницу, горох и другие зерновые культуры. До вхождения Голотлинцев в Хунзахское (Аварское) ханство они поддерживали тесную связь с Куядинским вольным обществом. При необходимости Голотлинцы выступали против врага вместе с Куядинцами. По предложению Гидатлинского общества Голотлинцы предоставили трем сыновьям Магомедхана Казикумухского убежище после смуты с Сурхаем. Из – за погодных условий через год они переселились в другие места Гонода, Телетль и Гоцатль. В то время с. Голотль не был транзитным поселением, это было глухое место. Голотлинцы, по призыву предводителей духовенства, активно боролись против Надыр-шаха. И во времена имамов, особенно Гамзатбека и Шамиля, Голотлинцы помогали Муртазекам одеждой, продовольствием и людьми. В разные времена на бой уходили I5-30 человек из молодых людей. Рассказывают, что во время Шамиля был храбрец по имени Халатасул Лабазан. Он говорил: «Какая разница между нами и наибом Хаджимурадом, что делают они то и мы сможем делать». Такой хабар Лабазана Голотлинского дошло до Шамиля и Хаджимурада. Хаджимурад очень рассердился на подобные выходки Голотлинца. Через день было сражение в с.Салта. Имам и Хаджимурад увидели, как смело Лабазан вклинился в гущу русских и сражался с ними. Тогда Хаджимурад сказал: « Такому храбрецу можно говорить о нас любое слово».

Голотлинцы приняли активное участие и в гражданской войне. В отрядах М. Атаева, М-М Хизроева против белогвардейцев боролись Голотлинцы Муртазаалиев М (Умахаджи ), Мирзал Магомед и многие другие. В отряде Кара Караева шеф поваром работала Ханмагомедова Патимат. Когда отряды Кайтмаза окружили крепость в Арани Кара Караев с письмом к М Атаеву послали отца и сына Магомаевы. Впоследствии, в рядах МВД долгое время работал сын Магомаева Гитиномагомед.

В тридцатые годы в сел. Голотль был построен консервный комбинат, I937 году была построена электростанция, для села и консервного завода. В этом же I937 году и был создан колхоз. Первую школу в с. Голотль построили в I925 году. Этот покой нарушила Отечественная война I94I — I945 годов. Многие голотлинцы ушли на фронт, а из поля боя не вернулись 54 человека. Во время войны стал знаменитым хирург Максудов Магомед. Впоследствии он стал ректором мединститута, в гор.Махачкала, Депутатом Верховного Совета ДАССР и Министром здравоохранения РД.

В сел Голотль, после принятия ислама в I4 веке, было открыто медресе, где обучали арабскому языку . Здесь есть зиярат Шейха Али.Говорят во время боев с русскими в Гергебиле, Карадахском мосту и т.д. Шамиль имам в свободное время приезжал сюда на зиярат. Также, в одно время с женой голотлинкой здесь жил устаз из с.Ассаб Абдурахман — Хаджи. Рядом с зияратом Шейха Али имеется и зиярат дочери Абдурахман — Хаджи Ассабского. Шейх Али сын Тедури скончался в I652-53г.

В I6 -I7 веках, в составленном завещании предводитель Хунзахского войска по имени Иса пишет, что все земли, находящиеся под моим владением — пашню, сады и усадьбу, делить на две части. Одну часть передать пяти моим рабам мужского и женского пола, получающим свободу, другую — « трем мечетям, одна из которых находится в моем селении». Имеется виду в Самилахе, Хорихе и в Тлярах — Шотода..( Хунзахского района ). Текст такого завещания был составлен Исой в присутствии хунзахских дибиров, которые должны были следить за его выполнением, а также за уплатой его долгов, остававшихся за ним (Исой). После этого, между законными наследниками Исы и тремя его бывшими рабами — Ивани, Герги и Бариян произошел спор. В конце концов Исой им дали три доли по одной каждому и по две доли тем законным наследникам. Гази расcпорядивший владениями Исы видимо был вольноотпущенник — откажется от притязаний на то имущество Голотлинцев, которое было предназначено ему Исой. Данное соглашение было составлено в I7 веке при свидетелях Хунзахского кадия Максуда, дибира Шейхмухаммада Урибского, его ученика Омара Акушинского и других свидетелей из Арадераха, Ахалчи, Хунзаха и т.д. При подобных же свидетелях в I7 веке при Дугри — нуцале 2 в I699 году на сходе села было решено расселить пришлых людей на своих землях находящихся в местности Нитаб, Накитль и Малиданаха то есть в Датуна, и они должны были преподнести в пользу Хунзаха ежегодно по I0 мерок зерна, и до конца света, хотя у них станет I000 человек. Впоследствии, граница Голотля доходила до Андыха и граничила с Батлухцами.

В с. Голотль выросли много замечательных людей прославивших не только родное село, но и республику. Исалмагомедов М.М, Заслуженный экономист РД, депутат Народного Собрания, человек проработавший на различных должностях района, инициатор программы «Горы»; Магомаев Абдулмалик, уважаемый консервщик горного Дагестана; Мусаев М.М, много лет возглавивший совхозы « Голотлинский», военврач майор Мусаев Гаджимурад, Гитинов Алимагомед, проработавший заместителем зав. УО района; Мусалмагомедова П, знатный садовод и полевод совхоза « Голотлинский» данное время директором СПК «Голотлинский» работает Халидшаев М. Особая честь и уважение учительнице, русской девушке Мошкиной Тамаре Васильевне, учителю Гаджиеву М-дгаджи. Есть в Голотле и Чернобыльцы, участники Афганских событий и многие другие. Рожденный петь и приносить людям радость, так называли знаменитого певца из Голотля Магомеда Омарова. В селении Голотль с 30-х годов функционирует Дом культуры, библиотека и другие культурные учреждения, магазины, почтовая связь.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля