Сельсовет сел. Ассаб образован декретом ВЦИК от 20.0I.I92I г. в составе Ахвахского участка, Андыхского округа. В I928 г. вошёл в Кахибский, с. I960 г. Советский, а с февраля I994 года Шамильский район РД.
Исторические предания о селе повествуют о том, что на территории нынешнего села Ассаб находилось 5 поселений: Рукалитль, ГIолорда, Кунзах, Ихотль, Рачирохотль об этом свидетельствуют многочисленные развалины, сохранившие остатки фундаментов стен, жилых домов, оборонительных сооружений. В памяти сельчан сохранились названия многих мест, где располагались эти поселения, названия самых населенных пунктов, сведений о первосельчан, названия кварталов и многих тухумов. В I95I г., в местечке «Олорда», археологическая экспедиция производила раскопки и установила, что здесь исповедовали христианскую религию и была связь с Грузией, а в могильниках нашли гончарную посуду, кресты и др. Они выбрали место, где занимало выгодное расположение для поселения. До сих пор сохранились остатки крепостной стены, которой было окружено это поселение. Оборонительная стена ограждала селение с двух сторон и огромным обрывом и в селение отсюда невозможно было проникнуть.
Согласно свидетельствам старожилов села, находившиеся на территории нынешнего с.Ассаб, когда нападения извне не прекращались, примерно I000 лет тому назад объединились в одно селение в интересах обороны от внешних завоевателей. Нынешнее село основывали на краю скалы, вокруг селения раньше поднималась высокая каменная стена и тремя оборонительными башнями.
Название « Ассаб » произошло от слова « ас », то есть уважение к другим, гостям, добросовестного отношения к другим, пришельцам из других селений, тухумам.
На территории нынешнего села существовало вольное общество, но Хунзахские ханы совершали набеги на село, но и сами ассабцы тоже совершали набеги на другие села, даже на Грузинские земли.
Как и все народы сельчане занимались земледелием, животноводством, разнообразными видами ремесла, сеяли пщеницу, ячмень и другие зерновые культуры, вспашку производили деревянной сохой с железным лемехом, в которую впрягали пару волов. Жители села в основном занимались разведением овец и коз, крупный рогатый скот, обрабатывали все виды местного сырья. Из шерсти вырабатывали войлок, паласы, ткани, носки и др., сами изготовляли и весь необходимый сельскохозяйственный инвентарь.
В освободительной борьбе народов Дагестана против Надир-шаха принимали участие ассабцы, они выступали вместе с хунзахцами, также, принимали активное участие в народно-освободительном движении против царизма под руководством имамов Газимагомеда, Гамзатбека, Шамиля, они отличились в боях за Ахульго, за Унцукуль и за крепость Гергебиль, где многие остались на поле битвы, сохранилось даже название «ГIессдерил хобалал». Мужество и храбрость проявили Беруали, Исалмагомед, Муртазали, о них слагали песни, которые дошли до нас. Погибшим в этой войне в селе имеются памятники и зияраты более 30 воинам.
В XII веке началась принятие, ислама, многие ассабцы, как учёные арабисты были известны далеко за пределами села и даже Дагестана. Из села вышли немало учёных арабистов: Накшубандийский шейх Абдурахман Хаджи, устазы Мухаммад-афанди ( Яъсуб ), Будун XIажи и др. Абдурахман Хаджи получил образование и воспитание у сельчанина Гитиномагомеддибира. В дальнейшем воспитывался и получил образование, позволение ( рухса ) у муршида шейха Хаджи Джабраила-афанди ал Цахури, из Азербайджана. Известный шейх Хасан-афанди из Кахиба пишет в воспоминаниях о своем учителе шейхе Абдурахман-Хаджи, какую огромную роль он сыграл в распространении впервые тариката на территории Дагестана, в воспитании и обучении будущих устазов, ученых-арабистов, имамов в Дагестане. Умер в I905 г.и похоронен в Саудовской Аравии в Джиде. Другим известным арабистом был устаз Шазалийского и Накшубандийского тариката Мухаммад-афанди ( Яъсуб ), жил в самое трудное время, был репрессирован и I937-42гг. сидел в Дербентской тюрьме, там же умер, через I7 лет был перезахоронен в В.Казанище, рядом с Сайпулой-кади. Выдающимися арабистами-учёнными были Гитиномагомеддибир, Нурмухаммаддибир, Шарадал Хаджи, Алиев М. ( ичIил ), ГIабдула, Гитиномагомед (отец и сын), Квехов Магомед, Магомед (Ассави)) отец и сын) и др.
В русско-японской войне I904-I905гг. принимали участие Камал Али, Агул Шабан, они были награждены Георгиевскими крестами разных степеней за проявленные мужества и храбрость.
В годы первой мировой войны ассабцы принимали участие под руководством генерала А.А.Брусилова, Малахмал Магомед и Агул Курбан получили высшие государственные награды и сабли от командира за храбрость и мужество.
Когда в стране началась гражданская война в отрядах под командованием Ш.Салихова и М.Атаева участвовали более 60 красных партизан, против Деникинской армии и англичан воевали Махутилов Магомед, Раджабов Лабазан и др. Многие получили государственные награды и ценные подарки. После окочания гражданской войны бывшие красные партизаны вступали в комбеды, товарищества , были противники обобществления скота, против создания колхоза, начались аресты, репрессии. Были репрессированы Магомедгаджиев Гитиномагомед, Лабазанило, Шабанов Курамагомед, Кебедали, Умало, Мусал Мухтар и др. Они умерли в тюрьмах.
В годы Великой Отечесвенной войны из села были призваны более I34 чел., из них не вернулись с поля боя более 62 сельчан. Ассабцы были в числе защитников Брестской крепости ( 24 чел. вместе, служили), обороняли Москву и Ленинград, героически сражались в боях за Сталинград и за Кавказ, на Курской дуге, форсировали Днепр. Они были в числе воинов, освободивших народы Европы от фашистской чумы. Трудно найти в селе дом, куда не пришло бы горе-кто потерял сына, кто отца или брата, кто ближайшего друга, были семьи, которые потеряли по три сыновей : Нурмагомедовы, Джалиловы. Ассабцы могут гордится офицерами, которые были награждены высокими государственными наградами. Эти — Омаров С., Нурмагомедов Р., Абдулаев Б., Хатиев М., Салихов К., Алиев Курамагомед, Джабраилов М. и многие другие. Сельчане никогда не забудут тех, кто не вернулись с войны, кто отдал свою жизнь за Родину. В селе воздвигнут памятник павшим в боях за Отечество.
В те трудные годы главной производительной силой в колхозе (создан I934г., носил имя Калинина) являлись женщины и молодёжь. В фонд обороны, женщины села отдавали серебряные украшения, подписывались на военные займы, многие добровольно внесли в фонд обороны свои личные сбережения и ценности. В годы войны колхоз показал большие успехи в развитии сельского хозяйства.
За хорошие показатели ассабцы принимали участие на ВДНХ в Москве. В I954г. за повышение производительности труда в социалистическом соревновании колхоз им. Калинина заняло первое место в республике и занесено на Доску почета.
Ныне в селе действуют: средняя школа, ФАП, Дом культуры, пекарня, магазины, почтовое отделение, библиотека. Исламский институт им. Абдурахман-Хаджи.
Среди выходцев села есть много уважаемых людей: Магомедов Магомедрасул — полковник ФСБ, работающий в управлении ФСБ России, в Москве; Азизов Таймаз — подполковник, служивший в Чечне, Алиев Магомедрасул — подполковник, работающий в школе милиции в Ленинкенте, Алиев М. — Генеральный директор «Промвентиляции Дагестана», Салихов Курамагомед преподаватель ДГПУ, поэт, писатель, Магомедов У.А. -федеральный судья Шамильского района, Курамагомедов М.З.- ст. преподаватель МГУП г. Москвы, Абдулаев Теруч Г.-зам. генерального директора цементстрой РД. Хизроев Хизри Магомедович, кандидат медицинских наук работающий в центре хирургии г. Москвы.
Комментарии