Справка о районе
ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Административный центр — с. Хебда. Расстояние до г. Махачкалы – 208 км. Ближайший железнодорожный пункт – в г. Буйнакске, расположенный в 163 км. Площадь района – 892,2 кв.км. Общая протяженность дорог общего пользования составляет 278 км., в т.ч. с твердым покрытием — 214 км., с асфальтовым покрытием — 64 км. На территории района расположены 52 сельских населенных пункта, объединенных в 25 муниципальных образований. Численность населения — 26,1 тыс. человек, по национальному составу – аварцы.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Основной отраслью производственной сферы, в которой занята большая часть населения района, является агропромышленный сектор. Производственную сферу экономики района представляют 15 СПК, 2 МУП, 1 ГУП агрофирма «Голотлинская» с консервным цехом с проектной мощностью 5 млн. руб. в год и 13 малых СПК. Промышленность района представлена 2 филиалами — от Кизлярского электромеханического завода и от Махачкалинской швейной фабрики, а также консервным цехом СПК «Агрофирма «Голотлинская».

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Значительные площади в районе — леса (23,3 тыс. га). В районе имеется одно месторождение каменного угля, которое расположено возле с. Датуна в труднодоступном месте, между двумя скалами горных пород. На территории района имеется 3 источника лечебно-минеральных вод, а в с.Тидиб — санаторий-профилакторий, где источник используется жителями для лечения желудочно-кишечного тракта.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
В районе насчитывается 25 памятников истории республиканского значения. Это поселения Средних веков, кладбища ХII-ХVII вв., подземные культовые помещения, надмогильные стелы шейхов, многочисленные языческие иероглифы и т.д., датированные ХI-ХV вв., 80 архитектурных памятников, 17 из которых федерального значения. Горские боевые башни ХУ1-ХУ11 вв., катунатинский храм конца XI в., боевая башня в с. Мусрух, боевая башня Куршилова в с. Хотода, верхняя и нижняя боевые башни в с. Старый Кахиб, дом Чеэрова в с. Урада, дом Якубова в с. Мачада и многие другие уникальные строения ХIV-ХVIII вв. сохранены в районе и по сей день.

СПОРТ

Сиражов Алиасхаб — 2-х кратный победитель Первенства России, победитель Первенства Европы по Тхэквондо, мастер спорта России.
Абдулкадыров Закарья — 2-х кратный победитель Первенства России, победитель Первенства России среди молодежи, бронзовый призёр Кубка России, участник Первенства Мира и Европы по Тхэквондо, мастер спорта России.
Абдулкадыров Магомед — победитель Первенства России, серебряный призёр Кубка России, бронзовый призёр Чемпионата России по вооруженным силам по Тхэквондо, мастер спорта России.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Перспективно освоение горных склонов под террасное садоводство. Строительство и реконструкция оросительных сетей на землях отгонного животноводства значительно улучшит плодородие почвы, повысит продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур. Вложение инвестиций в развитие социально-экономической инфраструктуры района, строительство перерабатывающих мини-цехов для переработки сельскохозяйственной продукции являются одним из ключевых направлений в развитии сельскохозяйственной производства района в целом.

 

Взгляд в прошлое и настоящее

Автор: Омар Давудов, доктор исторических наук, «Дагестанская правда» // 26.06.1999

C 3 июня 1929 г. существует Шамильскии район. В разные годы он носил разные названия: Кахибский, Советский, ныне Шамильский. Центр района вначале располагался в селе Кахиб, позже – в сел. Урада, снова в сел. Кахиб, теперь в сел. Хебда. До Махачкалы – более 200 км. Общая площадь района — 888 кв. км. Население — около 27тыс. человек. В районе 19 сельских советов, 52 населенных пункта Район расположен в бассейне среднего течения течения Аварского Койсу, характеризуется изрезанным рельефом, образованным боковыми отрогами Нукатлинского и Богосского хребтов, а также каньоном Аварского Койсу.

Основное население – аварцы. Но в языковом отношении это довольно пестрый регион. Часть населения говорит ив североаварском наречии , часть — на южноаварском, жители сс. Батлух, Заната, Могох и Голотль – на переходном, ратлубцы, тлянубцы, цекобцы – на ахвахском языке, входящем в андийскую подгруппу андо-дидойских языков. Выделяются отдельные этнографические группы – гидатлинцы.

Район богат яркими, разновременными памятниками истории и культуры. Около сел. Мачада, на хуторе на правом берегу реки Гидерилор археологами изучено поселение энеолитического времени, занимавшее 1,5 тыс. кв. метров. Керамика, в том числе росписная и кремниевый инвентарь поселения хорошо документируют уровень социально-экономического развития населения горного Дагестана, их культурно-исторические связи с племенами стран Ближнего Востока и Закавказья в V-IV тыс. до н.э.

В 4 км. к востоку от сел. Урада, на правом берегу Гидерилор, возле хутора Гоно, находится могильник раннебронзовой эпохи. Памятник датируется 2300-2000 гг. до н.э. Другой могильник эпохи бронзы расположен в 3км к западу от села Тидиб, на правом берегу реки Гидерилор, на восточной окраине хутора Гинчи. Этот могильник дал название археологической культуре, памятники которой распространенны на территории горного Дагестана и восточной Чечни. Материалы могильника относятся к первой половине II тыс. до н.э. К эпохе раннего железа относится поселение, выявленное на высокой правобережной террасе Гидерилор, около хут. Гинчи. Албанским временем датируется могильник, обнаруженный на восточной окраине сел. Тидиб и относящийся к I в. н.э.

Более 40 поселений могильников, относящихся к средневековой эпохе, сосредоточены около сс. Нижний Батлух, Заната, Могох, Нитаб, Голотль, Уриб, Гоор, Кахиб, Хиндах, Верхний Колоб, Урада, Тидиб, Хотода, Гента, Мачада, Ругельда и др. Вблизи сел. Мачада расположено поселение, по преданию, жил христианский князь Кавсар. В стене одного дома сохранилась арабская надпись, гласящая, что жители села приняли ислам в 1480 году.

Интересными сооружениями Шамильского района являются башни и башенные дома из гидатлинских и келебских сел. Гоор и Старый Кахиб представляют собой яркие образцы ассамблей средневековой архитектуры с комплексами башенных, жилых и хозяйственных сооружений, своеобразной планировкой строений, площадей, родников, оборонительных сооружений и ворот. Здесь четко выделяются жилые кварталы, главными из которых являются башенные сооружения. Почти во всех селах встречаются выразительные образцы аварской традиционной жилой и хозяйственной архитектуры.

В раннем средневековье территория Шамильского района входила состав царства Серир. В VIII-IХ вв. государство занимало территорию, населенную аварцами. Позже границы расширились. Но мы не имеем сведений об административном делении этого феодального образования. Оно распалось в конце XII вв., и на его развалинах возникли различные феодальные обивания, в том числе одно из сильнейших в Дагестане – Хунзахское нуцальство, а также независимые сельские общества.

Обращаем внимание на то, что Мачадинское-Гидатлинское вольное общества самостоятельно существовало в это время от Хунзахского нуцальства. Причем Гидатлинское общество претендует на равное влияние. Вместе с тем нуцалы сумели поглотить мелкие политические образования. Правда, хучадинцы, гидатлинцы,батлухцы сохранили на первых порах кое-какие привилегии, в том числе и своих правителей, хотя и вассально зависимых от хунзахских ханов. Позже привилегии вольных обществ были ликвидированы, а былые органы политического управления центральной власти превратились в органы местного самоуправления сельских обществ и их союзов в составе феодального государства. Из документов XVIII в. явствует, что и батлухцы, и гидатлинцы-хучадинцы сумели добиться определенной независимости от центральной власти.Иными словами, шла постоянная борьба центростремительных и центробежных сил с переменным успехом. Эта борьба получила отражение в эпическом сказании о гидатлинском Хочбаре и хунзахсхом хане.

Памятники истории и культуры района отражают контакты местных народов с грузинами. Около сел. Датуна расположены остатки поселения, могильник и хорошо сохранившийся христианский храм X-начала XI вв. в виде однофазной базилики, построенной из хорошо обтесанного камня на известняковом растворе. В тимпане двери сохранились остатки фресок. За северным краем сел. Мачада расположены остатки христианского храма, по преданию, сожженного местными жителями после принятия мусульманства. Большое число каменных крестов и их изображений выявлено в Гооре, Кахибе, Батлухе, Хуштады.

Миссионерскую деятельность по отношению к западному Дагестану проводила Кахетия. Ученые пришли к выводу, что в Дагестане существовала отдельная митрополия грузинской православной церкви. Грузинские князья Чолокашвили и Церетели выводят свою родословную из Дагестана. В Дагестане, в свою очередь, очень много населения, выводящего свою родословную из Грузии.

Казикумухское шамхальство, разгромленное монголами, восстанавливается очень быстро и вскоре обретает могущество. Шамхал становится «валием Дагестана», а само шамхальство – форпостом мусульманства в Дагестане. С XIV в. на территории Аварии ислам становится господствующей религией. Ислам распространялся в ожесточенной борьбе. Аварское предание гласит, что распространитель ислама в горном Дагестане Абу Муслим погиб от стрелы, пущенной гидатлинцем. Распространителем ислама в Гидатле был Хаджи-Удурат из Мачады. Здесь ислам был принят в 880 г.х. /1475 г.р.х/ Гидатлинский союз с этого времени становится одним из очагов распространения ислама в горных районах Аварии.

В XVIII в. Аварское ханство занимало нагорную часть Северного и Западного Дагестана. Начиная с Нуцал-хана, правители пытались расширить пределы ханства. Особенно преуспел в этом Умма-хан (1776-1801). В военное время по его призыву собирались в ополчение беки, чанки и уздени всего владения. В аварии было 4 военных округа: Гидатлинский,Кувал, Келебский , Каралал. По требованию хана округа должны были поставлять войско и кормить его. В ХVIII в. в Голотле, Кахибе, Ураде производили холодное оружие, которым снабжали ополченцев. Жители Голотля изготавливали им бурки.

Весьма рационально была использована система местного самоуправления. Публичную власть на местах осуществляли старшины, чухбы, адил-заби – блюстители порядка, полицейские функции – мангуши. Большую роль в жизни общества играло духовенство. В XVIII в. в связи с дальнейшим укреплением ислама увеличилось число мусульманских школ –мактабов и медресе. Увеличился импорт книг по различным отраслям знаний. Население хорошо знало творчество популярных восточных поэтов, в том числе Джалалэддина Руми и других авторов. Появились ученые, пользующиеся огромным уважением среди населения.

В 30-х годах XVIII в. на борьбу с иранской агрессией Надир-шаха поднялись горцы Дагестана. Активное участие приняли в этой борьбе и предки современных жителей Шамильского района. Чтобы предотвратить кровопролитие и решить спор мирным путем, к Надир-шаху с большим письмом обратился известный ученый и богослов того времени Ибрагим-Хаджи Гидатлинский (ум. в 1770 г.) «Вы всесильный властелин, если вы прибыли в Дагестан с огромной армией… с намерением разорить жилища и унизить мусульман, да помилует вас Аллах! До сих пор мы не обращали внимания на всякого рода призывы, зовущие нас на борьбу, и оставались спокойными. Учитывая указания Корана, который гласит: «Как бы вы хотели, чтобы с вами обращались, так и обращайтесь и вы с другими». И ныне вам говорим: «Ай Тамаз вы сполна отомстили Сурхаю. Забрали все его имущество, разорили его села, истребили его людей. Какие же претензии у вас к остальным джамаатам Дагестана? И с какой целью Шамхал отправлен в сторону Аймакинского ущелья? Опомнитесь! Ради Аллаха, просим прислушаться к аятам Корана и указаниям нашего пророка, где сказано, что творящие насилие на земле – враги Аллаха, поэтому-то Аллах призывает насильников к ответу. Прислушайтесь к словам нашего пророка!».

В период народно-освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля формируется имамат. Первоначально он был разделен на 4 губернии, но такая форма административного деления существовала недолго. Были введены наибства. В имамате их было в разное время разное количество, иногда доходило до 50. Известны имена некоторых гидатлинских наибов: Гитинава, названного автором «Сказания очевидца о Шамиле», Гаджи-Али Храбрым, Абдурахмана, Гази-Мухаммада ат-Телетли. В Телетле был наибом Гамзат, в Турутли -Магомед. Очевидно, это были достаточно известные и видные деятели народно-освободительного движения 20-50-хгодов XIX века. Встречаются в источниках имена и других героев, сражавшихся под руководством Шамиля и его военачальников: Муртазаали и Мухаммад из Урады, Мухаммад из Гидатля, Муртазаали из Телетля и др.

Народная молва донесла до нас сведения о некоторых героях освободительной войны. Таких воинов было много. Я видел в гидатлинских селах длинный ряд надмогильных стел вдоль дороги, вблизи сел. Полустертые надписи доносят до нас имена этих героев. Под ними нет могил, они установлены в память о героях народно-освободительного движения, павших в разных местах Дагестана. Имена многих из них нам не известны. Об их количестве можно судить из существовавшей тогда практики пополнения армии Шамиля: каждый десяток семей выставлял одного здорового человека, обеспечив его вооружением и конем. Такие воины составляли регулярную армию Шамиля — муртазикаты.

Начальник царского отряда Клюге фон Клюгенау старался уговорить Шамиля прекратить вооруженную борьбу и явиться в Тифлис к императору, приезд которого намечался на осень. Имаму было обещано большое вознаграждение. Но это предложение не нашло поддержки. Против Шамиля были двинуты большие силы под командованием генерала Фези. Вместе с ним на Шамиля были направлены феодальные владетели — Магомед-Мирзахан Казикумухский, Ахмедхан Мехтулинский. шамхал Тарковский и др. Шамиль решил дать отпор и для этого укрепил Телетль. Подступивший сюда Фези осадил село. После многодневных кровопролитных боев им удалось овладеть его частью. Шамиль окружил Фезе. а последний запер Шамилю выход из ущелья. Подобного случая, когда противники, схватив друг друга, не могли разойтись, не знала история военного искусства. Фези штурмовал Шамиля и был отбит, Шамиль сделал то же самое и неудачно. Дело дошло до того, что противоборствующим сторонам нечего было есть, и они вынуждены были вступить в переговоры. Было заключено соглашение, стороны обязались прекратить набеги и разойтись «полюбовно», выпустив друг друга из западни. Сняв осаду, Фези отступил, и это, вполне естественно, было воспринято в горах как поражение царских войск. В результате влияние Шамиля возросло.

Из многочисленных случаев, связанных с военными действиями на территории гидатлинского наибства, следует упомянуть неудачную попытку генерала Аргутинского проникнуть в Гидатль. Каратели наткнулись на сожженный, разрушенный гидатлинский мост, не смогли переправиться через Аварское Койсу и вынуждены были вернуться обратно.

Шамиль сам бывал в селах Гидатлинского и Батлухского наибств. Мечеть сел. Заната, например, пользуется особым почитанием верующих: здесь молился имам Шамиль, здесь же он совершал суд над преступниками.

После пленения Шамиля и развала имамата в Дагестане первоначально царские власти сохраняли прежнюю систему правления. С 60-х годов была создана Дагестанская область, которая была разделена на четыре военных отдела: Северный, Южный, Средний и Верхний Дагестан. Средний Дагестан состоял из Гунибского, Казикумухского округов и Аварского ханства. Округа делились на участки (наибства). Ханства были оставлены в управлении феодальных правителей. В 1863 году Аварское ханство было ликвидировано. Территория нынешнего района была поделена между Гунибским и Бежтинским округами. В начале XX в. Дагестан был поделён на 9 округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Казикумухский, Кайтаго-Табасаранский Кюринский, Самурский и Темир-Хан Шуринский. Эта система административного деления дожила до Советской власти.

Современный Шамильский район располагает значительными потенциальными возможностями для развития экономики и культуры. После 1990 года, как и весь Дагестан, он переживает тяжелый экономический кризис.

Из Шамильского района вышли крупные ученые, деятели культуры и искусства, военачальники, политики, принимавшие активное участие в жизни страны. Назову хотя бы некоторых из них: генерал-полковник Магомед Танкаев, профессора Хаджи-Мурад Хашаев, Магомед Максудов, Ахмед Хамидов, Абдулла и Суракат Асиятиловы, писатели Мусса Магомедов и Арип Расулов, журналист Гаджи Арипов, режиссер Хайбулла Абдулгапуров и мн. др. Они — гордость и слава жителей района.

Как видно, природный, экономический и интеллектуальный потенциал района значительный, исторические традиции очень глубокие! Все это, вместе взятое, позволяет надеяться на его дальнейшее развитие

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАТЫ
• Предки известных имамов Дагестана Газимагомеда и Шамиля были выходцами из вольного общества Гидатля.

• В 1877 г. царскими войсками было подавлено восстание горцев и сожжены сс. Согратль, Телетль и Цудахар.

• В рядах красных партизан из района было 226 человек, из них 20 партизан отдали жизнь за советскую власть.

• Один помощник лекаря и одна акушерка обслуживали районную больницу, функционировавшую в с.Тидиб и открывшуюся одной из первых в районе в 1930 году.

• В 1930 году в с.Заната было открыто первое и районе сельпо.

• В 1930 году у населения было 22496 голов окота, из них коров — 9624, овец-коз — 17891. За четыре года количество скота достигло 24102 голов, овец-коз — 47305 голов, а также 1439 коней, 69 мулов и 3617 ослов.
Во время создания колхоза им. Махача Дахадаева в 1930 г. в тидибском колхозе было 335 КРС, 259 быков и 11000 голов овец и коз.

• 9 января 1932 года на партконференции в с.Урада первым секретарем райкома партии был избран Ибрагим Алиев, а председателем райисполкома работал Алибулат Шабанов.

• В 1933 году были сданы в эксплуатацию 33 школы. В 1934 году функционировали 43 школы. В этих школах обучалось 3111 учащихся, из них 1341 — девочки. Количество учителей составляло 137 человек, из них 6 учителей русской национальности.
В 1936 году по инициативе Расула Гаджиева была построена гидроэлектростанция в С.Тидиб.

• До 1 января 1940 года в районе был создан 31 колхоз.

• В 1941-1942 годах в населенных пунктах Телетль и Кахиб были открыты средние школы.

• На полях Великой Отечественной войны сражались 2075 человек, из них не вернулось более 833 человек.

• 12 декабря 1960 года был заложен фундамент для переноса районного центра из Кахибского района в местность Хебда, ныне Шамильский район. Инициаторами переноса были первый секретарь РК КПСС Гаджи Магомедов из с.Телетль и председатель райисполкома Лабазан Амирханов из с.Геницороб.

• 23 февраля 1994 года по постановлению Верховного Совета РД Советский район был переименован в Шамильский и райцентру — с.Советское возвращено исконное название Хебда.

• 13 ноября 2001 года была сдана в эксплуатацию автодорога Чалда — Карадахский мост и туннель в райцентре Хебда.

• Район является родиной 13 шейхов и устазов тариката.

• В районе 11 докторов и 60 кандидатов наук.

• Первым в районе звание Героя Социалистического Труда получил Сайпула Абакаров из с.Дагбаш, работавший на строительстве Чиркейской ГЭС.

• Борец, непобедимый и неукротимый Сали-Сулейман был выходцем из с.Телетль.

• По различным видам спорта из района вышли 7 чемпионов мира, 2 призера Олимпийских игр и 3 чемпиона Европы.

• По борьбе самбо первым в Дагестане чемпионом СССР стал Суракат Асиятилов из с.Урада, ныне депутат Народного Собрания РД, профессор.

• В школах района работают 2 заслуженных учителя РФ и 29 заслуженных учителей РД.

• Из района в рядах интернационалистов в Афганистане воевали 28 человек, из которых трое погибли.

• В районе 75 матерей-героинь, из них у Ашуры Нурудиновой из с.Ассаб и Патимат Магомедрасуловой из Телетля по 14 детей.

• В районе на 1996 год проживало 17 старожилов до 100 и более лет, 568 человек старше 80 лет. 1622 человека в возрасте старше 70 лет.

• Первым министром Дагестана из нашего района стал Хаджимурад Хашаев из с.Могох, который был наркомом юстиции Республики Дагестан, генералом и профессором. Вторым министром стал Магомед Максудов из с.Голотль.

• Муса Магомедов из с.Андых — первый народный писатель Дагестана из района. Он издал более 70 книг, которые были переведены на многие языки, в том числе и на русский. Награжден орденом «Знак Почета».

• В районе функционирует более 45 мечетей, 17 медресе и 2 исламских института.

• В районе открыты 18 средних, 12 неполных и 12 начальных школ, где работает около 700 учителей.

• В районе имеется районная больница, одна поликлиника, 6 участковых больниц, 7 врачебных амбулаторий и одна межрайонная туббольница.

НАИБОЛЕЕ ПОЧИТАЕМЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНЫЕ МЕСТА
Могила и зиярат Ибрагима-Хаджи из с. Урада, являвшегося в течение 8 лет духовным и светским главой г. Мекки (находится в с.Урада).

Могила и зиярат шейха (устаза) Хумайд-афанди из с.Андых (находится в с.Андых).

Могила И зиярат шейха (устаза) Хусенил Мухаммада-афанди из с.Уриб (находится в с.Уриб).

Могила и зиярат шейха (устаза) Хамзат-афапди из с.Тлях (находится в с.Тлях).

Могила и зиярат шейха (устаза) Ибрагимхалила Мухаммад-афанди из с.Тидиб (находится в с.Тидиб).

Могила и зиярат шейха (устаза) Сааду Хаджиясул Мухаммад-афанди из с.Батлух (находится в с.Нижний Батлух).

Зияраты, связанные с жизнью или пребыванием шейхов (устазов)
Хасанхилми-афанди в сс. Кахиб и Хебда;
Мухаммадарипа-афанди в с.Кахиб;
Хабибулахаджи-афанди в с.Кахиб;
шейха Али в с.Голотль;
шейха Ахмеда в с.Телетль;
шейха Удурата в с.Мачада;
шейха-устаза Абдурахмана-Хаджи в с.Ассаб;
шейха-устаза Дибирасул Мухамад Ягсуби в с.Ассаб;
шейха Вокун в с.Ратлуб.

Сторожевые башни в сс. Гоор, Мусрух. Хотода, Кахиб. Гента.
Мечети в сс. Батлух, Ассаб, Тлях, Урада, Телетль.
Христианская часовня Х-ХI вв. у с.Датуна.
Детские оздоровительные лагеря: «Радость» в с.Куаниб, «Сосновый бор» в с.Хучада, «Алило» в с.Кахиб, «Единство» в с.Ассаб.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля