Хабиб еще студентом заявил о себе как поэт. Он автор поэтических сборников «Страна «Любовь», «Красавица», «Солнце в сердце», «Голоса тишины», «Мой волшебный человек», «Сын полей», пьес: «Ровесник эпохи» (драма) и «Конец игры» (комедия), которые нашли воплощение на сцене Даргинского театра.
Но больше всего талант Хабиба Алиева блеснул в прозе. Его произведения «Бороздиновец», «Бесконечные дороги», «Дни поздней осени», «Через десять лет», «Одна дочь двух отцов», «Длинные дни и ночи», «Стонущие тени», «Червоточина», «Трещина», «Пора листопада», «Конец», «Ветка горькой полыни», «Батырай» изданы и в Москве.
Алиев Хабиб пришел в даргинскую прозу в 70-х годах прошлого века. Пришел со своим творческим амплуа, – не став похожим на других. Его писательское новаторство проявилось в выборе тем, постановке проблем и идейных формулах. Проза Хабиба Алиева того периода относится к разряду «деревенской прозы»: ее составляют такие замечательные произведения, как «Бороздиновец», «Дни поздней осени».
Повесть «Дни поздней осени» («Лес старого Кади»), — романтико-философская проза, где много изящных картин чудной природы и оригинальных философских размышлений, является этапным произведением в творчестве Хабиба Алиева. Равного ему другого произведения на тему природы нет и в дагестанской литературе. Можно даже провести такую параллель: «Дни поздней осени» в даргинской прозе такое же явление, как и «Русский лес» Леонида Леонова в русской прозе.
Широк тематический диапазон прозы Х.Алиева. Кроме «деревенской прозы», есть «военная проза», «социальная проза», «философская проза», «любовная проза». Его проза достаточно богата и в жанровом отношении: романтическая поэма в прозе, повесть, роман.
Х.Алиев – автор первого даргинского романа: «Длинные дни и ночи». Этот роман о Великой Отечественной войне. Данное произведение – самое талантливое в даргинской прозе на военную тему.
Первый философский роман в даргинской прозе – «Стонущие тени» – тоже написал Х. Алиев. Роман призывает человека к ответственности перед планетой и человечеством: если человек умышленно наносит ущерб окружающим и природе, он превращается в «стонущую тень».
Даргинскую прозу украшают такие произведения Хабиба Алиева, как социальный роман «Червоточина» и философский роман «Трещина».
Х.Алиев – изысканный мастер описания природы. Его справедливо можно назвать «даргинским Пришвиным».
Его язык отличается орнаментальной насыщенностью и чеканной сюжетной культурой – в даргинской литературе нет более яркого писателя.
Хабиб Алиев – писатель многомерного масштабного мировоззрения: хорошо знает социальную, этическую, историческую, философскую и психологическую жизнь своего народа. Без такого мировоззрения невозможно создавать настоящую литературу.
В прозе Х.Алиева всегда присутствует метаобраз – то есть образ самого автора: не только изображающего события и явления, но и оценивающего их с моральных и гражданских позиций. Таким образом, писатель сам добровольно входит в образную систему творчества.
В прозе Хабиба Алиева есть и недостатки. К сожалению, повесть «Ветка горькой полыни» (в даргинском варианте – «Куст горькой полыни»), не стала событием ни в творчестве писателя, ни в национальной литературе.
Не удался, я считаю, Х.Алиеву и роман «Батырай» – ни по сюжетному построению, ни в раскрытии образов.
Юбилей – время подведения творческих итогов. Это вовсе не означает, что нельзя говорить о недостатках, однако никак не мешает утвердить и мысль о том, что Хабиб Алиев до сих пор остается самым даровитым даргинским прозаиком.
Комментарии к статье