Территория Мюрего была заселена людьми в глубокой древности. Около населенных пунктов обнаружены могильники, курганы и поселения. На территории самого селения обнаружены 4 могильника (IV-VIII вв. до н. э.), один из которых в 2 км к западу от селения в местности Шулла МухI, датируемый VI-VIII вв. н. э., второй - в 5 км к югу от Мюрего в местности Мержнела ХIяб (IV-VI вв. до н.э.), третий - в 7 км от селения, к северу от кутана Деглигай, на правом берегу реки Кака-Озень, в долине Унцгухьла-Къарула. относящийся к начальным векам I тысячелетия до н. э., четвертый могильник расположен в 8 км от Мюрего, к северо-западу. Территория, занимаемая ныне селениями Сергокала, Кацакамыш и Ленинкент, в прошлом отчасти принадлежала мюрегинскому обществу. Поэтому обнаруженные здесь археологические памятники имеют непосредственное отношение к истории Мюрего. Сергокала и Кацакамыш возникли позднее. Население здесь исповедовало христианство. Это подтверждает крест, найденный в могильнике поселения «Мяхярхебла».
Древние поселения существовали вплоть до арабских завоеваний в Дагестане. Согласно народным преданиям, сел. Мюрего образовалось в результате объединения 7 поселений; Мяхярхебла, Шила, Гяя, Кизала, Цлла муза, Зергила дян, Валкала им, Кебях шила, Тантбела варала. Некоторые из них известны и под другими названиями, например, поселение Мяхярхебла известно как Шамшальар, Шила гяя - как Шула гяя, Кебях шила - как Батурши.
По другим преданиям, кроме указанных 7 поселений, были и другие: Майдунти, Эркай, Целда, Мернела хяб, Каркала када, Чейтула гяя.
Среди жителей соседних даргинских поселений распространено мнение, что название села возникло из двух даргинских слов: «мер» и «агорте», что означает «не имеющие места земли». Есть и такая версия, что слово «Мюрего» произошло от арабских слов «муракаб» или «мураъгаб», означающих «объединение».
Все семь поселений были заселены людьми, принадлежавшими одной родовой группе, и объединились они, по преданиям, в результате угрозы со стороны иноземцев, т. е. причиной их объединения послужила внешняя опасность. В результате объединения образовалась даргинская территориальная община - одна из крупнейших в средние века. А произошло это до принятия жителями ислама: об этом говорят надписи на надгробных камнях - они не арабские.
Некоторая часть населения исповедовала христианство. Об этом свидетельствуют надгробные памятники. Религия часто становилась причиной конфликтов среди населения, поэтому христиане были выселены из села в местность, называемую Тантила БяхI, где сейчас располагается Дешлагар (1700). Там они занимались земледелием, выращивали различные овощные культуры, в частности помидоры. Мусульмане же не могли себе позволить у них что-то брать, т.к. это плоды труда христиан.
Мюрего привлекало внимание как феодалов Дагестана, так и иноземных завоевателей. Так, во времена нашествий тимуровского войска на даргинские поселения вблизи с.Губден жители села хорошо подготовились к «встрече». По рассказам старейшин села, для защиты был построен земляной вал, а также окопы в местности Хъаршила муза. Но Тимур не дошел до Мюрего, а разбил лагерь недалеко от села. Рассказывали случай, когда воин Тимура украл мюрегинскую девушку, а ее отец Баганд, узнав об этом, погнался за похитителем и, не доезжая до места под названием Чятила дубла, догнал всадника, увозившего его дочь, убил воина и с дочерью вернулся в село. За такой смелый поступок мюрегинский джамаат выделил ему земельный участок, известный по сей день как Залум Багандла хъу. Мюрегинцам также приходилось защищаться от нападков войска Аббаса I. По преданиям, лошади шаха случайно забрели на мюрегинскую землю. Узнав об этом, шах приказал тотчас же вернуть их, на что сельчане ответили: «Что на нашей земле, то наше».
Возможно, до Мюрего доходили и войска Надир-шаха, т.к. они нападали на даргинские поселения Кайдага, Акуша, Дарго, Каба-Дарго, Сирга. Были здесь также войска персидского шаха Аббаса, а в 1725 году и русские войска. Мюрего, согласно данным конца XVIII века, входило в состав Гамринского магала. В 1819 году мюрегинцы изъявили желание быть в подданстве России. В 1844 году Мюрего поддержало Шамиля, за что село было подвергнуто разгрому царскими войсками во главе с генералом Ренненкампфом. С 1846 года Мюрего находилось в составе Дербентской губернии, а с образованием в 1860 году Кайтаго-Табасаранского округа - в составе Нижне-кайтагского наибства в качестве отдельного общества, куда входили также селения Кичи-Гамри и Бурдеки.
В конце 1860г. Мюрего вошло в состав Нижне-Кайтагского наибства в качестве отдельного сельского общества, куда входили также селения Кичи-Гамри и Бурдеки.
В то время Мюрего было одним из крупных сел Кайтаго-Табасаранского округа: 528 домов с населением 2760 человек. Оно имело 2130 десятин пахотной земли, 821,9 десятины пастбищ и 302,1 десятины леса. По количеству крупного рогатого скота Мюрего стояло на первом месте среди даргинских сел (3384 головы), в среднем более 6 голов на одно хозяйство. В конце XIX века наибства были преобразованы в участки. Округа же сохранились вплоть до образования районов после установления советской власти, затем село вошло в состав Дешлагарского района, преобразованного сначала в Коркмаскалинский, а затем в Сергокалинский.
Село Мюрего входило в состав уцмийства, и уцмий иногда пытался вмешиваться в дела сельчан. По преданиям, уцмий Кайтагский прислал в село бека, чтобы тот подчинил себе мюрегинский народ. Бек жил в отдельном доме и имел своих служивых. В один из вечеров он приказал принести уголь из камина, чтобы разжечь папиросу. Рассказывают, что молодой юноша взял голыми руками уголь и поднес беку, подождал, пока тот закурит, а потом убил его выстрелом в голову. После этого случая уцмий оставил всякую надежду завоевать Мюрего.
Много трагических эпизодов и хозяйственно-культурных взлетов за плечами жителей Мюрего за период своей истории. Но никакие невзгоды и беды не сломили дух горцев, их трудолюбия и взаимовыручки. Мюрегинцы по праву гордятся своими известными земляками-сельчанами, с большим уважением относятся они к своему сельчанину - бывшему партийному, советскому работнику С. И. Курбанову. После окончания Мюрегинской сельской школы он работал в колхозе, затем служил в Советской Армии. С 1959 г. С. Курбанов работал в Сергокалинском РК ВЛКСМ, был директором межрайлесхоза, первым секретарем Сергокалинского РК КПСС, без отрыва от производства окончил ДГУ, Высшую партшколу. Избирался депутатом Верховного Совета ДАССР, работал зам. Председателя Совета Министров ДАССР, председателем комитета по экологии и природопользованию РД. Воспитал четырех сыновей и дочь.
Из села вышло большое количество видных политических деятелей, ученых, спортсменов. Мюрегинцы-мастера спорта: М. Мусаев - чемпион СССР среди сельских спортсменов; М. Алиев - победитель многих чемпионатов, заслуженный тренер Белоруссии, К. Абдулдаудов - чемпион СССР, М. Алибеков -призер первенства мира среди ветеранов.
Мюрегинцы храбро воевали в гражданской, Великой Отечественной войнах. Внесли значительный вклад в социально-экономическое и духовное развитие села, района и Республики Дагестан.
Мюрего - один из самых живописных уголков и крупных населенных пунктов Сергокалинского района с богатой контрастами природой. Село расположено в предгорной зоне Дагестана на небольшой возвышенности, рельеф холмистый. В равнинной части, в сторону Избербаша, простираются тысячи гектаров земли с зерновыми культурами, виноградниками и садами. За селом прекрасный пейзаж: невдалеке возвышаются горы Кавказского хребта, с южной стороны величественные широколиственные леса, где отчетливо видно ярусное расположение растительности. Мюрегинские леса - одни из богатейших в Дагестане. Десятки гектаров прекрасных лугов сменяются подлесьем, где растут теневыносливые растения: орешник, кизил, крушина, бирючина и др. Следующие ярусы растительности: клен, ясень, граб, бук, Дикая груша.
В Мюрегинских лесах произрастает редкое растение, занесенное в «Красную книгу», - тис. Из кустарниковых встречаются можжевельник, жимолость, боярышник, терн, мушмула и др. Распространен в лесах и грецкий орех.
Из диких животных встречаются волки, шакалы, лисицы, зайцы, барсуки, реже - рысь, дикая кошка, лань, кабан, из птиц - ласточки, голуби, грачи, орлы. В последние годы у нас селятся грифы, кондоры. В лесах живут синицы, соловьи, крапивники и др.
У подножия почвы подзолистые и каштановые. Климат мягкий, континентальный, осадков выпадает мало.
Чудесно наше село. На земле Мюрего есть лечебные источники, такие как «ПегIшин», «ХIувашин», «ХIаркIла екI». Здесь можно построить здравницу - место отдыха не только для местных жителей, но и приезжих. На мюрегинской земле много родников с чистой и холодной водой.
Мюрего всегда было житницей района. В голодные годы жители горных сел приходили в Мюрего за помощью, и мюрегинцы всегда ее оказывали. В центре села находятся новая школа, административные здания, Дворец культуры, электрическая мельница, Джума-мечеть, детский сад.
Мюрего - село славных революционных традиций. В нем одним из первых был создан партизанский отряд, который отважно сражался за установление советской власти в Дагестане.
На сегодняшний день общая площадь, занимаемая с. Мюрего,
составляет
Село разделено на 8 магалов: КевяхI аул, Мамайла аул, Удила аул, Жангала БяхI, Къурлан аул, Хъарши, Жявжя аул, Мугри.
У мюрегинцев, как и других народов, есть свои адаты: традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. К примеру, за прелюбодеяние мужчину с завязанными руками водили по селу и забрасывали зимой снегом, летом - мелкими камнями или палками. Давали ему соответствующие прозвища - «снежный», «каменный» и др. Воров также закидывали камнями. В Мюрего существовала поговорка о ворах: «Говорили - оставь, не оставил, говорили - не воруй, воровал. Теперь, если нравится, лежи». Если человек убил другого по неосторожности, во время драки или при самообороне, то убийцу отправляли на определенный срок в другое село. Близкие родственницы умершего (или убитого) целый год днем не показывались на улице. После свадьбы невеста не показывалась на улице до тех пор, пока свекровь не поведет ее к близким родственникам, по старшинству, с гостинцами (в основном чуду, курзе и т. п.).
Бытуют и ныне такие пословицы и поговорки: «Если бы от крика становились великими, то в первую очередь им стал бы ишак», «Лучше в своем селе быть пастухом, чем в чужом старейшиной», «Свои тайны не доверяй и друзьям, ибо у них тоже есть друзья», «Не говори сразу то, что надо сказать последним» и многие другие.
Мюрегинцы уверены, что они возродят свои лучшие традиции, сельское хозяйство, экономику, обеспечат развитие образования, здравоохранения, культуры и этим внесут достойный вклад в развитие Дагестана.
Х. Айгумова, Э.Гаджиева
Комментарии