Село огня

В верховьях реки Самур, на левом берегу, над высоким обрывом, подобно орлиному полету, широко раскинулся древний аул Цахур. Название села переводится с древнеалбанского как «село огня». В XI веке это был уже крупный населенный пункт, связанный торговыми путями не только с дагестанскими владениями, но и c Грузией, и Азербайджаном. Когда-то Цахур был обычным населенным пунктом, но постепенно он увеличивался, здесь начали селиться люди и из других аулов. Со временем Цахур стал столицей Цахурского султанства. Правители Цахура назывались султанами, свою власть они передавали по наследству.

Цахур являлся не только самым крупным цахурским селением, он был также крупным культурным центром. В 1075 году в Цахуре по велению Низама-аль-Мулька была построена школа-медресе, где не только изучали арабский язык, но и учили медицине, мусульманскому праву, переводили книги с арабского на местный. Также медресе являлось книгопечатным органом. По мнению известного ученого А. Р. Шихсаидова, цахурское медресе было первым средневековым университетом на Северном Кавказе, подобных учебных заведений в то время не было даже в Мекке и в Медине.

Известный арабский географ Закария аль-Казвини пишет о Цахуре, что это «…большой город, густонаселенный, расположенный в шести переходах от Ганджи. Он главный город страны Лакзан. Холод в нем очень силен. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их состоит из злака, называемого сульт, внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих маленьких овец и кислым молоком их. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии».

Жителям Цахура и соседних селений приходилось неоднократно отстаивать свое селение. Так было в 1432 году, когда в Цахуре была построена крепость, после того как близ селения столкнулись войска Цахура, с одной стороны, а Рутула и правителя Кара-Коюнлу — с другой. Войско Цахура одержало победу. Через несколько месяцев в селении была построена крепость для обеспечения безопасности и охраны границ селения. В настоящее время на горном склоне выше селения сохранились развалины этого сильно укрепленного сооружения. Немало лишений пришлось испытать населению Дагестана из-за болезней и стихийных бедствий. В январе 1668 года в субботний день на жителей южного Дагестана и Азербайджана обрушилась страшная беда — неожиданно разразившееся землетрясение в один миг разрушило десятки населенных пунктов. Вот как описывает местная хроника на арабском языке это событие: «Произошло сильное землетрясение… Было разрушено много селений и городов и погибло во время землетрясения много людей».

Людьми овладел страх… Продолжалось это землетрясение год, нет, больше, земля тряслась день и ночь, раз десять…» 

Селение Цахур также подверглось основательному разрушению. Были разрушены почти все дома и самое прочное сооружение селения — здание главной мечети. Под обломками тогда погибло сто десять человек.

Но постепенно люди приходили в себя: дома были вновь построены, была восстановлена мечеть. Цахур снова стал большим, многолюдным селением, значительным политическим и культурным центром. В 60-е годы XX века Цахур начал сокращаться в связи с переселением жителей в соседний Азербайджан; обратный процесс пришелся на тяжелые 90-е. Но мало кто вернулся на родину, многие осели в пригородах Махачкалы и ныне не нарушают компактность проживания.

По разным причинам, и в частности из-за безработицы, молодые цахурцы после учебы не возвращаются в село.

Многие даже не остаются в Дагестане, предпочитая жить и работать в России, где многие становятся преуспевающими бизнесменами и предпринимателями, ориентируясь, в основном, на производстве мягкой мебели. Но и вдали от родины они не теряют связь с земляками.

За всю свою многовековую историю Цахур испытал немало тягот и лишений.

В результате схода серии снежных лавин в 2003 и 2005 годах были снесены школа и несколько домовладений. И каждую зиму жители живут в постоянной тревоге. Разговоры о переселении оказались пустословием. Мало того, никто до сих пор не получил компенсацию за ущерб. Благо была построена новая школа, которая второй год подряд входит в число лучших школ республики по итогам сдачи ЕГЭ.

Живут в Цахуре трудолюбивые люди, такие как Казибек Азизов  — мастер на все руки, он же администратор Цахурской РТПЦ, и каменщик, и электрик, и пчеловод, садовод, и кузнец. Нет человека, которому не помог бы Казибек Саламович. Когда появились электрические печки для готовки хлеба, многие домохозяйки предпочли их родной «куре», только не свояченицы Сафарова Тамара и Рена. Хлеб, который они делают славится во всем Горном Магале.

Ныне в Цахуре, в котором в свое время было 12 тысяч домов, всего 35 домов. Средний возраст жителей от 45—50 лет. Основным видом жизнедеятельности, как и столетия назад, является животноводство и земледелие. Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянные перебои электричества, плохие дороги, отсутствие мобильной связи, ручную заготовку дров и сена и многое другое, цахурцы полны оптимизма. Огня в душе, переданного им предками, не становится меньше.

  Автор: Юсуф Камазов, газета "Настоящее время", 2008 №36 от 12 сентября

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля