Автор: Фазил Дашлай

Будущего у этого села, к сожалению, нет. Об этом говорят ветхие развалины, заросшие густой растительностью. Напротив села, за оврагом, на заболоченной, заросшей камышом площадке – майдане, все еще видны развалины не то старой мечети, не то еще какого-то строения. Точно никто не помнит. В советское время в этом доме, вплоть до переселения жителей на плоскость, располагалась начальная школа. Где-то в начале семидесятых годов 20 века последние жители этого населенного пункта переселились и обосновали вместе с жителями древнего села Мюхрек новое селение, под названием Цудик.

Сколько лет просуществовало село Нацма неизвестно. Судя по всему, недолго. Может быть, не более века. Тому подтверждением старое кладбище. Оно небольшое, и среди могил нет древних надгробий, как например, в селении Мюхрек. Полное название села звучит как "нацъалм ад", то есть "расположенная в камышах". И действительно, напротив села – на узенькой болотистой лужайке, где и теперь видны развалины школы, шумят на ветру густые заросли камыша. Место расположения Нацма не вписывается в категорию древних сел, да и в категорию новых сел тоже. Как известно, в древности в Рутульском магале, как и в целом в Дагестане люди строили свои дома на возвышенностях, у слияния двух или нескольких рек или оврагов, на гребнях горной гряды или холмов. В случае нападения врагов можно было защищаться под прикрытием естественных преград, а также для того, чтобы вовремя заметить приближение врагов.

Селения советского периода резко отличаются от старых и древних поселений и аулов: дома строятся отдельно друг от друга, чтобы иметь возможность держать приусадебный участок, либо сад, также, что немаловажно, чтобы держать во дворе личный автотранспорт.

Нацма в эту категорию тоже не входит. Вопреки всем правилам постройки старинных и новых сел, этот населенный пункт расположен не на возвышенности и не на равнине, а в ложбинке. Метров пятьсот выше от впадения оврага Нацма-мыри в речушку Вурушчай с правой стороны села возвышается склон горы. И вот под этим склоном, во впадине, находятся развалины домов. По развалинам можно определить, что само расположение домов все же соответствует старым постройкам. Все те же нагроможденные друг на друга сакли-дома, построенные уступами – террасами. Но самой главной отличительной чертой Нацма является ее неприметность. Даже из расположенного ниже по долине села Вуруш (которое сегодня также брошено жителями) не видна околица села. Только подойдя на расстояние не более чем пятьсот метров, можно увидеть руины домов. Возвышающиеся со всех сторон вершины и холмы скрывают Нацма от любопытных глаз.

И хотя у села Нацма нет будущего, но осталось прошлое, которое, к сожалению, забыто и мало кто его помнит. Только отрывочные легенды. Да и те помнят не все потомки жителей села. Одна из легенд гласит, что некогда на месте села Нацма была конюшня зажиточного жителя из села Мюхрек. В дальнейшем конюхи богача (по тюркски "мехдар", во множественном числе "мехдарар") основали село и потому самый многочисленный тухум села называется митарар. Но эта версия вызывает сомнения. Как описывалось выше, само расположение села Нацма говорит о том, что в таком неудобном месте невозможно было держать большое количество лошадей. Скорее всего, конюшня богача располагалась в незначительном отдалении от села Нацма, в местности под названием Гыне. Пастбище это расположено на широком горном плато, майдане. Развалины какого-то большого строения видны и поныне. По всей вероятности, конюшни.

Другая легенда говорит, что первые жители села Нацма были кровниками, выселенными из старого села Мюхрек (кстати, само расположение села ближе к этой версии, к тому же узкая тропинка, ведущая из Мюхрека в Нацма, на перевале петляет между холмами, словно кто-то хотел запутать следы.)

По руинам видно, что в строительстве домов использовался особый камень, не речной, а горный, плоский и с ровными краями. Поблизости села такого камня нет. Речушка Вурушчай протекает в узкой расщелине. Берега неширокие. Да и камень совершенно другой структуры. Возникает вопрос, откуда же взялся камень на строительство домов? Подобный камень в большом количестве и поныне находится за горной грядой, на летнем пастбище под названием "Сиянта". Путь от Нацма туда не близкий. Но сохранилась интересная легенда. Засветло жители Нацма, те, кто собирался строить дом, поднимались на пастбище. С собою приносили обычный навоз, ( который сушили и запасали еще и как топливо – кизяк.) Затем большие глыбы (развалины домов об этом свидетельствуют, камень в основном использован крупный) ставились для удобства на подпорки (на камушки, для того чтобы за ночь не примерзли к земле). Из свежего навоза делали "петли". Прилепляли их на камни и оставляли до утра. Рано утром еще раз поднимались на пастбище. В "петлю", основательно примерзшую к глыбе, вдевали выделанные из шкуры буйволов длинные ремни, веревки и волоком тащили камень до села. Насколько правдива эта легенда неизвестно. Но другого объяснения, откуда взялись камни на постройку домов, пока нет.

Особого вдохновения и особых красок требуется для того, чтобы описать окрестности этого удивительного села. Узкая тропинка, ведущая на противоположный берег Вурушчая, приводит путника к красивейшему водопаду. Здесь же, на берегу речки, возле водопада, долгое время, после переселения жителей в село Цудик, валялся на берегу и ржавел огромный металлический диск генератора. (Рассказывают, что в начале 50-х планировалась постройка мини-ГЭС для жителей села. Однако эта затея себя не оправдала. Вскоре, в связи с массовым отселением жителей в новое село Цудик, и напрочь забыли об этом).

Напротив села, чуть ниже по течению речушки, расположена живописная долина под названием Кененей-мыри. И хотя местные называют эту долину оврагом (мыри по местному), пожалуй, по занимаемой территории его (овраг) можно смело отнести к разряду долин. На склонах ее широкого берега и до сих пор видны следы трудовой деятельности жителей Нацма: заброшенные поля, руины каких-то строений, по всей вероятности летних пастбищ. Извилистая тропинка вдоль правого берега Кененей-мыри ведет путника вверх, до затерянного зимнего пастбища "Маккалма". Эта старая и давно уже заброшенная кошара на двести с лишним голов овец. Раньше, когда здесь держали овец, увидеть кошару было несложно. Огромные завалы сухого навоза и кизяка видны были издалека. А нынче, только подойдя на расстояние 50-100 метров можно заметить темное пятно, словно провал в земле. Это вход в подземную кошару. Именно под землю, потому как кошара вырыта в земле. В окрестностях Нацма нет лесов. И потому пастбище построено сплошь из камня. И даже вход в кошару закрывался плоским широким камнем. Стены выстроены ровными рядами арок, на которые опираются плоские каменные плиты, иные имеют в диаметре три и более метра.

Будущего у села Нацма, увы, как и выше писалось, нет. Но есть прошлое, загадочное и полное тайн. Самому младшему поколению, которое родилось в Нацма, уже за сорок лет. Они еще помнят и знают свою Родину. Но время неумолимо, уйдет из жизни это поколение, и память о селении Нацма уйдет в небытие, как и память о многих других древних заброшенных селах Дагестана.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля