Вечность на Тарки-Тау

Автор: Муса Мусаев, strana.ru

Тегерком, Таргу, Телреку, Семендер, Анжу… За семь тысяч лет, что люди живут на склонах горы Тарки-Тау, как только ни называли местность, где сегодня находится поселок Тарки. Менялись названия, но не расположение древнего города: в своеобразном «гнезде», созданном природой в крутом склоне горы. Место уютное и защищенное. Именно в таких местах еще до недавних времен строили лучшие крепости…

Крепость Тарки

Из Тарки открывается панорамный вид на Махачкалу и Каспийское море. Идеальная площадка для слежения за неприятелем: всё как на ладони, ни один вражеский корабль в местной бухте не остался бы незамеченным.

Место, некогда популярное у завоевателей и торговцев. У горы Тарки-Тау пересекались разные народы: здесь проходил Великий Шелковый путь, торговый путь из Поволжья в Закавказье и Иран, отсюда форсировали Кавказ завоеватели Азии. В армянских летописях VIII века, рассказывающих о вторжении «хищников»-арабов на территорию современного Дагестана, из городов упоминаются только два — Дербент и Тарки. Самое узкое место прикаспийской низменности — там, где между горами и морем расположился древний Дербент, — персы называли «Железной дверью». Укрепления у северного коридора, в Тарках, — «Дальней дверью».

Подобраться к Тарки с тыла невозможно: пропасть. Отвесные скалы закрывают древний город с трех сторон. Подступы к плато некогда охраняли сторожевые башни Казикумухского шамхальства — было такое государство на территории Дагестана в XI–XVII веках.

Важная для города-крепости особенность: собственные источники воды обеспечивали Тарки автономность во время длительной осады. Вода здесь просачивается сквозь окружающие скалы многочисленными ключами.

Тарки, как и Дербент, за время своего существования успел побывать форпостом Персии, Арабского халифата, Кавказской Албании, Хазарского Каганата, Золотой орды, Османской империи… С XIX века дагестанские города стали южными форпостами России.

В 1821 году генерал Ермолов, покоритель Дагестана, построил возле Тарки русскую крепость, завершив тем самым укрепление Сунженской линии. Еще в 1970-е туристам показывали наблюдательный пункт, укрепленный каменной кладкой. Позже он помешал промышленной разработке камня и был снесен. Остались лишь ячейки, вырубленные в отвесной скале…

Исчезнувшая русская крепость носила название «Бурная» — ветра на Тарки-Тау действительно суровые. «Ветер здесь дует два раза в год, — шутят махачкалинцы. — Сначала слева направо, а потом сразу в обратную сторону». Но окружающие скалы защищают Тарки даже от грозных ветров.

Джамаат

В самом центре древней части поселка — дом одного из старейшин, 78-летнего Магомеда Залибекова. Двухэтажный дом построил еще его дед, фасадная часть сохранилась с XIX века. Большой круглый двор, терраса с фруктовыми деревьями. Во двор ведет арка, перекрытая почерневшими от времени бревнами и камышом. Такие дома в Тарках — «из дерева, переплетенного камышом» — упоминаются еще в хрониках Х века.

Старейшина Залибеков считает, что основная проблема местных жителей — нехватка земли. Сельскохозяйственные земли таркинцы потеряли после депортации в 1944 году.

Старейшина Магомед Залимбеков. Фото: Муса Мусаев

Многие дагестанцы воевали на фронтах Великой Отечественной, многие не вернулись с войны. Среди них были и уроженцы поселка Тарки. Старшему брату Магомеда, Магомеду-Максуму, повезло — он дошел до Берлина и вернулся домой. Но трагедия ждала его по возвращении: его семью, как и другие семьи фронтовиков из сел Тарки, Кяхулай и Альбуркент, депортировали на чеченские земли.

– Разве это справедливо — выселять семьи защитников отечества из родных домов? — до сих пор не может смириться с произошедшим Магомед Залибеков. — Без земли народа (джамаата) не бывает! Правительство должно решить этот вопрос и вернуть хотя бы часть наших земель…

12 апреля 1944 года Совнарком Дагестана и Дагестанский обком ВКП(б) приняли решение о насильственном переселении жителей трех селений (всего более 7 тысяч человек) в места проживания репрессированных чеченцев. Земли этих сел (8166 гектаров) распределили между Махачкалинским горсоветом и районными колхозами для организации «прикутанных» хозяйств («кутаном» назвалась стоянка пастухов на зимнем пастбище). Советская власть щедрой рукой отдала обжитые земли под развитие животноводства в горных районах.

Кумыки

Давным-давно Тарки возник на землях кумыков, и по сей день остается историческим и культурным центром этого народа — третьего по численности в Дагестане.

Профессор ДГУ Абдул-Кадыр Абдулатипов полагает, что в депортации кумыков 1944 года был особый умысел.

Покидая обжитые места, кумыки теряли свои корни, связь с прошлым, не могли претендовать на свои исторические земли. В качестве подтверждения своей версии профессор рассказывает о вопиющих актах вандализма, которые начались сразу после насильственного переселения таркинцев. В Тарках взрывали древние памятники, разбирали надгробные плиты на строительные нужды. Именно в это время пропала знаменитая таркинская клинопись и другие артефакты, представлявшие ценность для мировой истории.

Многие жители Кяхулая и Альбуркента навсегда остались в Хасавюртовском районе Чечни. Некоторые со временем перебрались в Махачкалу. И только жители Тарки практически в полном составе вернулись на малую родину, не смогли разорвать узы, связывающие их с землей, где они жили тысячелетиями. «Связь эта, видимо, уже на каком-то генетическом уровне», — добавляет профессор Абдулатипов.

Тарковские и Багдадский

Некогда большой город, бывший на протяжении нескольких веков столицей шамхальства Тарковского (крупнейшего в Дагестане феодального княжества), нынешний Тарки — это пригород Махачкалы, поселок городского типа с населением 10000 человек.

Село разбито на кварталы. Самые верхние — Чагар-аул, Уч-улак. В центре — Доргели-аул. Квартал возле Джума-мечети называется Базар-аул, там был рынок. С южной стороны — Гунтиймес-аул, что в переводе означает «аул, куда не попадает солнце».

Хроники X века рассказывают о большом городе, богатом садами и виноградниками. В Тарках были мечети, христианские храмы и синагоги, как и положено процветающему торговому городу.

Современная застройка хаотична. На месте, где некогда стоял дворец Шамхалов Тарковских, еще в начале ХХ века была построена школа. О стародавних временах напоминают лишь узкие средневековые улочки и древние могилы среди жилых домов. Надгробные плиты, похожие на человеческие силуэты, — повсюду. Стоят на обочинах поселковых улиц и словно смотрят на прохожих.

Еврейских и православных могил почти не осталось. Возле старой мечети похоронены правители из знаменитой династии Шамхалов Тарковских — в Тарки была их резиденция. Могилы датируются XVI-XVII веками. Могильные плиты шамхалов и членов их семей отличаются особой символикой: изображением кувшинов.

О связи Арсения и Андрея Тарковских с правителями-шамхалами говорят разное. Одна из версий такова: в эпоху Петра I Шамхал Адильгирей Тарковский принял русское подданство и отдал русскому государю в почетные заложники своего сына Гамзат-бека. Возможно, тот женился на христианке, принял православие и стал родоначальником русской ветви Тарковских. Во всяком случае, в конце 1970-х годов Камил Алиев беседовал с Арсением Тарковским, который подтвердил, что его предки происходили из правящей династии Шамхалов.

В Тарках старинное кладбище Шамхалов заросло высокой травой. Согласно мусульманским традициям, ухаживать за могилами не положено. К некоторым могилам невозможно подступиться, так бурно разросся кустарник. Бродить без сопровождения здесь опасно — в высокой траве водятся змеи.

Кроме княжеских могил, здесь же стоит зиярат (мавзолей) Али Багдадского — арабского ученого и поэта, некогда жившего в Тарках. Внутри зиярата — три могилы. На одной из надгробных плит по-арабски написано: «Сын Мухаммада аль-Багдади Али навсегда покинул этот бренный мир 1066-го года по хиджре в месяце сафар».

Багдад-Али, или Али Багдадский, скончался в декабре 1655 года по грегорианскому летоисчислению. До нас дошло очень мало работ этого ученого и поэта, ни одно произведение Багдад-Али, написанное им на арабском языке, не вышло в печать.

В своих стихах-касыдах Багдад-Али призывал искренне верить и бороться со злом в себе. Не забывать о предстоящей вечной жизни, трепетать перед Всевышним и жить, не греша…

Оборона Тарки-Тау

Современные таркинцы живут скромно. Выращивают те же фрукты и виноград, пасут скот, как и их предки тысячи лет назад. Бурные времена крепостей и завоевателей остались позади. Сегодня боевой дух жителей проявляется разве что в затяжном противостоянии с махачкалинскими властями: таркинцы строят — власти признают строения незаконными. Приезжают бригады: сносить, приезжают чиновники: уговаривать прекратить застройку склонов Тарки-Тау.

От таркинцев достается и тем, и другим: экскаваторщиков, занесших над родным сарайчиком ковш, изгоняют кулаками. Руководство, приезжающее на джипах, изгоняют без рукоприкладства — могут просто закидать камнями. Оборона для таркинцев — дело привычное…

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля