Автор: К.Абдулбеков, из книги "Джангамахи и джангамахинцы" // 2006

Село Верхнее Карчамахи входило как отселок в состав Джангамахинского сельского Совета. Ученый-языковед П.К. Услар пишет в своих воспоминаниях, что по пути из с. Мекеги в с. Леваши встретил единственный хутор — это было Верхнее Карчамахи. Дорога проходила посередине этого хутора, просуществовавшего 65 лет с 1873 г. по 1938 г. В 1895 г., по данным переписи, здесь было 28 хозяйств, 108 человек населения. Расстояние между В. Карча и Н. Карча составляло 1,5-2 км, а от с. Джангамахи — 3 — 3,5 км.

Когда едешь из с. Леваши в с. Мекеги, по правой стороне дороги расположены 8-9 жилых домов. В них раньше жили: Гармука Гасан, Эмазиев Курбан, его братья Абдулла-Гаджи, Нурмагомед, погибший в ВОВ, Рабиала Магомед, Амирхан, Абдула (хъарчигъа), Гаджи и Багаутдин (оба братья), Гасанов Курбан.

По левой стороне дороги было 20-25 жилых домов, здесь жили: Анала Баганд, Омар, три брата Нурмагомедовы (Абдурашид, Абдул-бей, Муртазали), Ханзала-Али, Джапаров Явнус, Рабиала Ахмед, Актан-Курбан, Абдурашид Ахмедов, Хизри Ахмедов, Батираз Ахмедов, Гамав-гаджи, Джамалутдин-Ахжавла. Последние двое погибли на Гражданской войне. Али, Рабада Ахмед, Султанбек Валибагандовы, Али, Гульбаганд, Ибрагим, братья Иса и Муса отличались на соревнованиях по метанию камня, национальной борьбе, их часто можно было видеть в базарный день в Левашах, Уллуая на соревнованиях.

Дома были одноэтажными, с плоскими крышами, дымоходами. У некоторых состоятельных жителей дома были с верандами, гостиной.

В селе в основном занимались земледелием и скотоводством, воду носили из акушинского источника, расположенного в 1,5 — 2 км от хутора. Каждая семья до коллективизации имели свой крупный рогатый скот, овец, ишаков, а некоторые — лошадь. Содержали пчелиные улья, птицу. Каждый житель также имел свою собственную землю, кто больше, кто меньше. Обработку земли производили быками, волами, лошадями, ишаками. Сеяли пшеницу, рожь (сусул), ячмень (мукъи), овес (никъа), голозерный ячмень (махIяр) и т.д. Своего зерна не хватало, поэтому приходилось заниматься отходничеством, ходили в лес за дровами, продавали их на Левашинском базаре или в других населенных пунктах. Среди сельчан были состоятельные братья Рабиала Ахмед, Магомед и семья Аналабаганда. Они имели большие земельные участки, 7-8 голов крупного рогатого скота, 35-40 баранов, 1-2 ишака и 1-2 лошади. Токов (дург1и) имелось 6, а собственниками были Ханзала Али, Рабиала Ахмед, Аналабаганд, Нурмагомедов Абдурашид, Муса и Иса.

Токи были и общие, где каждый имел свой пай. Вокруг них делали скирды и сараи для хранения соломы, мякины, сена и т.д.

Мельниц собственных не было, пользовались в основном джангамахинской. Рядом с домом Аналабаганда имелась небольшая мечеть, рассчитанная на 50-60 человек. Муллой был Омаров Явнус. Ученых-арабистов не было, только обученные в джангамахинской мечети.

В 1936-1937 гг. мечеть была переоборудована в четырехклассную начальную школу. После ее окончания желающие продолжить образование ходили в джангамахинскую школу. Учеников было 18-20 человек.

Первыми учителями были Холода из с. Мути Акушинского района, Абакар из Элакатмахи, Магомед из Леваши и Асхабов Аоусалим из Джангамахи.

Медпункта не было, обслуживала джангамахинская и левашинская медслужбы. Умерших хоронили на джангамахинском или элакатмахинском кладбищах.

Из этого хутора в свое время на руководящие должности в селение Джангамахи были направлены два брата Нурмагомедовы: Абдурашид и Абдулбей. Абдурашид еще при организации коллективного хозяйства в 1938 г. был председателем сельского исполкома, Абдулбей — учетчиком, бухгалтером.

* Информатор Хизриева Саният (Халимбейла), 80 лет

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля