Автор: К.Абдулбеков, из книги "Джангамахи и джангамахинцы" // 2006
Хутор Нижний Карча входил как отселок в состав Джангамахинского сельского Совета, он был расположен по левой стороне от дороги, когда едешь из с. Джангамахи. Н. Карча в народе называли «Шуллаха-ларти», что в переводе означает на склоне горы.
Расстояние между Н. Карча и Джангамахи равно 1,2 км. В 1895 г., согласно переписи населения Дагестана, в Н. Карчамахи было 21 хозяйство и жили 76 человек. Когда и как хутор образовался, никто не знает. Его название, по предположению ученых, возникло от слова «карча», что означает — местность.
В 1940-1941 гг. жители с. Н. Карчамахи переселились в Джангамахи (Халакат) и Элакатмахи.
80-летняя сельчанка Этбанова Умият дала данные о численности хозяйств и приблизительном составе населения Н. Карча, они обобщены в материале «Джангамахи в прошлом». Если в 1895 г. в Н. Карча было 21 хозяйство и 76 человек, то в 1940 г. — 31 хозяйство и 120-130 человек. Жители, как и на других хуторах, занимались земледелием, животноводством, а в свободное время выезжали в плоскостные районы и работали наемными рабочими в нефтяной, железнодорожной, рыбной промышленности. Женщины были заняты домашней работой, а в свободное время изготавливали сукно, сумахи, паласы и т.д. В селе были две молотильные площадки (токи), где обрабатывали зерно и делали скирды (хIента). Воду брали из источника в с. Халакатмахи, там же были и мельницы. При загруженности этих мельниц зерно возили на урминские и акушинские мельницы, пользовались и ручными мельницами.
На хуторе была построена мечеть, рассчитанная на 45-50 человек, где обучали Корану. Муллой в мечети был Ази-къади — знаменитый арабист, обладавший хорошими знаниями и даже гипнозом. Он и его брат Рабазан учились в свое время в медресе в селах Мекеги, Казанище, Кадар, Гергебиль и Акуша. После установления советской власти мечеть была закрыта и на ее месте открыта школа, где учились 12-15 детей. Учителем был Баба-Муртазали. Среди жителей хутора самым состоятельным считались Умузи и Этбан Раджабов, остальные жили очень бедно. Этбан был малограмотным человеком, но владел кумыкским, аварским языками и понимал по-русски. Потому в 1936 -1937 гг. его избрали председателем сельского Совета. Позже председателем сельского Совета, секретарем парторганизации более 30 лет работал Гасайниев Курбан, его женой была Узайбат из рода Аналаба-гадхчале из Верхнего Карча. Раджабов Этбан родился в Н. Карча, его жена Салихат Гасанова из Халакатмахи, единственная наследница - дочка Умият. Она же мать Гаджи, Магомеда, Салихат, Муминат, Датимат, Зайнарбека. Ее отец часто выезжал на заработки, общался с людьми, пользовался авторитетом не только на хуторе, но и среди джангамахинского общества. После Раджабова председателем сельского Совета были Абдурашид Нурмагомедов и Гасанов Назирбей. Этбан Раджабов как состоятельный человек имел собственные земли и жил постоянно в Н. Карча. У него было 12 участков земли, где ежегодно сеяли пшеницу, ячмень, овес, просо и т.д. Он имел также 18 голов крупного рогатого скота, в том числе 8 коров, 6 быков (волов), 6 телок, 60-70 овец, 50-60 пчелиных ульев, 2 осла, сельхозинвентарь. Женщины выполняли домашнюю работу, работали подсобными рабочими у более состоятельных людей, помогали мужьям в работе и домашних делах и т.д. Отец Умият не сразу стал состоятельным человеком; он вместе с братом Гера и его женой Зухрой в свое время работал подсобным рабочим у очень состоятельного человека из Гуюмахи — у Амариева Абакара (жена Шагум, сын Аскадин). Они у них научились, как надо вести хозяйство. Этбан почти всю свою жизнь прожил на хуторе. Он был добрым и благородным человеком, как и его жена — моя тетя Салихат. Ежегодно осенью они резали крупный рогатый скот и овец, заготавливали сушеное мясо на зиму, а весной и осенью — пчелиный мед. К этой работе они привлекали близких родственников, сельчан, готовили национальный напиток бузу (гьаруш) и вместе отдыхали, проводя осеннее и зимнее время года. В семье Этбана и Салихат родилась дочь Умият, ее выдали замуж за Багадзи из этого же хутора, который погиб в ВОВ, оставив двух малолетних сыновей — Гаджи и Магомеда. Позже Умият выдали замуж за Зайдиева Магомеда, который находился в их доме как приемный сын, он же ей доводился двоюродным братом со стороны матери. С 1952 г. до последнего времени они постоянно находились в Ставрополе, Калмыкии, работали на овцеводческой ферме. Постепенно в семье появились еще дети (Салихат, Патимат, Муминат, Зайнарбек). Магомед заболел астмой, умер и похоронен в своем селе, где похоронены и его родители.
Комментарии