Поделиться
01 Мар 2011 г.
В связи с принятием в декабре прошлого года закона «О горных территориях Республики Дагестан» специалисты высказывают различные мнения об актуальности закона и механизме его реализации. Заведующий отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Сергей Лугуев не сомневается, что такой закон нужен, и нужен давно. По его мнению, в Дагестане особая, многообразная, полиэтничная культура, традиции, обычаи, ремесла и т.д. Все это может исчезнуть с ослаблением внимания и заботы о горных территориях. Поэтому одного лозунга «Возвращайтесь в горы!» мало, необходимо сделать что-то конкретное, чтобы закон не стал «мертворожденным».
Начальник Управления развития производственного комплекса Минэкономики РД, доктор географических наук, профессор Шахмардан Мудуев считает, что этот лозунг не сработает, так как вернуть в горы тех, кто обустроился в городах, невозможно. Следует создать условия для качественной жизни в горной местности. По его словам, горы покидают целыми поселениями. Процесс обезлюдения гор грозит Дагестану немалыми проблемами.
А эксперт по проблемам сельских поселений Рабадан Рабаданов, сопровождавший меня в этой поездке, уверен, что в горах нужно развивать эффективное землепользование, возрождать животноводство, поддерживать предпринимательские инициативы, способствовать укреплению финансовой основы местной власти. И целью нашей поездки было знакомство с сельским поселением Кутиша, которое считается одним из лучших горных поселений в республике. Хотелось понять – почему. И еще узнать, есть ли проблемы и в таком благополучном селе?
В горных селах особенно чувствуется взаимосвязь прошлого и настоящего. Кутишинцы всегда отличались независимостью, дорожили честью, заботились, чтобы подрастающее поколение хранило традиции родного села. Пережили последствия форсированной коллективизации, перегибы в колхозном строительстве, в годы войны из 260 ушедших на фронт домой вернулось 120. Кутишинцы всегда отличались мужеством и патриотизмом, как и трудолюбием. Отрадно, что традиции предпринимательства продолжаются в здешних местах и сегодня. Горцы умеют рационально использовать преимущества отлаженной инфраструктуры, чтобы вести так называемый «вахтенный» образ жизни. Многие кутишинцы ездят в Махачкалу для сбыта продукции. Ушли те времена, когда местные жители довольствовались вьючными тропами и аробными дорогами. Сегодня необходимо связать горные населенные пункты сетью современных автодорог как между собой, так и со столицей республики. Хорошим примером тому является Кутиша.
Селение во все времена было показательным и в плане организации местного самоуправления. В прошлом Собранию джамаата подчинялись выборные суд, смотритель, исполнитель, кадий, будун, глашатай, сельский старшина. Лучшие традиции джамаатства сохранились и до сегодняшнего дня. Функции сельского старшины в осовремененном виде выполняет избираемый местными жителями глава сельского поселения. Им является 47-летний Шахбан Шахбанов, в прошлом успешный предприниматель, занимавшийся строительным бизнесом. Про таких говорят: «Где родился, там и пригодился». В этом плечистом мужчине средних лет чувствовалась уверенность, основательность, это компетентный, современно мыслящий руководитель. Вступив три года назад в должность, он сразу «нащупал» болевые точки на вверенной ему территории. И начал с прокладки водовода от родников и артезианских скважин, причем, за свои кровные деньги, с помощью собственного экскаватора. Затем привел в порядок дороги внутри села. Ликвидировал стихийные мусорные свалки, которые вывезли на 25-ти «КамАЗах». Ш. Шахбанов привлек к работе по благоустройству известных в республике выходцев из родного села. Так появились прекрасная школа, новый спортзал, мечеть.
Конечно, глава поселения вплотную занялся сбором местных налогов – на землю, на имущество, и преуспел в этом. Его «настольной книгой» является федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». ш.шахбанов хорошо осведомлен об изменениях, касающихся экономической основы местного самоуправления, статуса муниципальной собственности и старается реализовать знания на практике. Администрация села одной из первых не только в районе, но и в республике провела работу по размежеванию земель, установлению границ муниципальных образований, подписаны и согласованы необходимые документы с соседями. Получена так называемая «зеленка» – документ, позволяющий сельской администрации без участия районных властей, как это было раньше, выделять кутишинцам земельные участки. Меньше стало бюрократических препонов, а значит, выше стал авторитет сельской администрации и ее главы. Колхоз им. Гагарина преобразован в СПК и сейчас озабочен зимовкой овцепоголовья в Кочубейской зоне. И территория в горах, которой прежде распоряжался колхоз, не осталась бесхозной. Кутишинцам принадлежит 4340 га, из них 380 га – пашня, которая используется личными подсобными хозяйствами под возделывание картофеля, капусты, моркови и т. д., остальная территория – горные пастбища, неудобья. Хозяйственных конфликтов среди населения практически не происходит. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли этого населенного пункта, прилегающие к нему земли общего пользования – территория традиционного природопользования населения села.
Особенностью экономики кутишинцев, как и всего горного Дагестана, является отгонное животноводство. «Горы» и «Равнина» – эти понятия мы обычно употребляем, когда заходит речь о миграционных процессах. В прошлом веке трудоспособное население переселялось на равнину, в города республики. Много кутишинцев «осело» в свое время в рабочем поселке – ныне городе Избербаш, подалось и в нынешний Каспийск. Около 300 семей проживают также в Южносухокумске, Гунибском, Кизилюртовском, Кизлярском районах. Немало выходцев из этого села работали на нефтепромыслах Туркмении. Да и в Махачкале тоже. Если в 1954 году только один уроженец села имел высшее образование, то сегодня кутишинцы защищают докторские и кандидатские диссертации, возглавляют подразделения научно-исследовательских институтов, кафедры вузов, учреждения здравоохранения республики, избираются главами районов и городов республики, депутатами разного уровня.
Вместе с тем наблюдается и тенденция, когда молодые люди возвращаются в родное село. К примеру, Хабиб Челдинов, окончив в Махачкале автодорожный институт, вернулся в Кутиша и помогает отцу Саиду управляться с личным подсобным хозяйством. Семья содержит 10 голов крупного рогатого скота и около 40 овец. Кроме этого, источником дохода Челдиновых являются посадки картофеля, капусты. Рабочий день организован, как у других жителей селения: все встают в 6 утра, а то и раньше, и обхаживают скот. Горное животноводство требует постоянных вложений труда и времени. Для прокорма зимой требуется не одна тонна сена. А мясо продается в основном через перекупщиков, которые исполняют роль прежней потребкооперации.
Таков весьма беглый портрет горного селения, но и он демонстрирует, что проблем в горах хватает. Именно «малые» проблемы становятся самыми важными, когда заходит речь о сохранении людей в этих населенных пунктах. Даже в этом, не самом проблемном, селении еще многое надо сделать, чтобы благоустроить быт, улучшить качество жизни людей. Однако самое главное, что в этой их жизни нет разобщенности между жителями. Люди трудятся, и кто инициативен – тот и успешен. Значит, в горах можно жить нормально.
Поделиться
01 Мар 2011 г.
Посвящается моим землякам! Кутишинцы. Загадочный народ….. Рожденные на скалах, Взращенные травой и молоком, Нежнейшим мясом и тонкою...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье