Хаджалмахи — крупное селение в Левашинском районе Дагестана (второе по численности населения в вышеуказанном районе). Население 5687 человек (48.3 % муж. / 51,7 % жен.) по переписи 2002 года, подавляющее большинство даргинцы. Язык даргинский, цудахарский диалект.

История возникновения

На территории нынешнего села Хаджалмахи было пять поселений: Аяла-бек, Берламик, Капи, Рагала-дирка и Суахар. В 1396 году Дагестан подвергся нападению золотоордынского хана. И четыре из пяти поселений были полностью разрушены, нетронутым остался Суахар. Старики, женщины и дети из разрушенных сел во время нашествия были спрятаны в пещерах, где они остались жить после того, как их мужья погибли в сражениях с монголо-татарами (предположительно они присоединились к жителям крупного близлежащего с. Акуша и участвовали в битве с Тимуром у данного села, где горцы потерпели сокрушительное поражение). Суахар-было небольшое феодальное владение во главе с талканом. Люди этого ханства были настолько бесправны, что не могли даже дочерей своих выдавать замуж без ведома талкана. Среди девушек этого ханства нашлась одна с сильной волей, и когда наступило время замужества, она заявила своим родителям, что скорее умрет, чем пойдет в дом талкана за разрешением. Родители стали отговаривать её не делать этого, но девушка была непреклонна. Она, её брат и жених сговорились между собой и совершили побег из села и направились в сторону Кази-Кумуха и остановились на ночь. Ночью над шалашом свила гнездо ласточка. Так появилось село Цудахар-село предков жителей с. Хаджалмахи (в переводе с лакского «цIу дакъар» — нет огня). В дальнейшем из каждой семьи, где было много сыновей выделяли юношу, чтобы тот селился в ближайших окрестностях.

Предположительно это связано с тем, что у каждой семьи количество пахотной земли и садов было ограничено. Таким образом образовывались отселки («отселок» на дарг.- «мащи»), служившие в свою очередь заградительныи пунктами к самому Цудахару. Одним из таких пунктов явился и Хаджалмахи, получивший название от имени первого поселенца Хужа, который начал строительство села и вернул людей из пещер. ?Хужа появился и начал строить село в конце XV в начале XVI века? К. А. Ахмедов. Долгое время село называли Худжал-ая, а не Хаджалмахи. Дословно если перевести с цудахарского диалекта даргинского языка ?ая?-это аул, смысловой перевод ?Худжал-ая? ? это аул в котором живут потомки Хужа, ?Хужала? ? это притяжательное наклонение от имени Хужа, соответственно ?Хужала мащи? ? это ?отселок (поселение) Хужа?. Впоследствии из-за сложности произношения на русском языке ?Хужала мащи? или ?Худжал-ая?, появился своеобразный облегченный для произношения на русском языке симбиоз обоих названий села («Худжал-ая» и «Хужала мащи») — «Хаджалмахи».

Первоначально село находилось на возвышенности, обосновывалось это необходимостью защиты села от нападений, происходивших нередко в те времена.

Впоследствии царские власти построили военное укрепление на этой местности, переселив жителей, проживающих там, в более низменную местноть «шарли».

Хаджалмахи во время Кавказской войны

Летом 1812 г. в Кайтаг, где была резиденция генерала Хатунцева, прибыли старшины всех даргинских обществ. Они просили принять их в российское подданство и от имени своего народа дали присягу на верность русскому царю и утвердили свои присяги печатью. Однако вольные даргинские общества были неуправляемы и царские генералы больше поддерживали форму ханств, управляемых ханом с царским жалованием. В 1818 г. именно поэтому вновь прибывший на Кавказ генерал Ермолов разрушил многие села входящие в вольные общества в целях их усмирения и покорения, расширяя за их счёт ханства и шамхальства.

В 1818 г. же году следствием действий генерала Ермолова, стало то что почти все вольные общества нагорного Дагестана заключили между собой союз против политики генерала. Достоверно известно что Иблагим-кади Хаджалмахинский также участвовал в заключении союза с Газимагомедом и Шамилем, впоследствии ставшими имамами Дагестана. В 1826 г. году Ермолова заменил фельдмаршал Паскевич, но и он продолжал ту же политику.

В дальнейшем, в период Кавказкой войны, судьба хаджалмахинцев складывается неоднозначно. С одной стороны традиции, долг, добрососедства, достоинство и честь обязывали их поддерживать борющихся за свободу горцев. С другой-близость и меньшая защищенность со стороны равнины, находившейся в руках царских властей, сильная экономическая зависимость от равнинно-предгорной части (хлеб, зимние пастбища), отдельные просчёты и ошибки горской дипломатии приводили к тому, что наши предки становились на сторону не того кто прав, а с кем выгоднее на данный момент.

В 1834 г. генерал Клюке-фон-Клюгенау узнав, что хаджалмахинцы принимали участие в проигранной генералом битве при Ахульго вынудил хаджалмахинуцев покориться сжигая сакли, посевы, лишая угодий, отобрав имеющиеся запасы зерна и сена. После того как хаджалмахинцы приняли сторону царских войск, генерал пообещал опекать их от набегов горцев. Осенью же 1834 г. имам Гамзат-бек во главе с 15-тысячным отрядом мюридов, заняв близлежащий аул Куппа требовал присоединиться к нему. Однако предложение было отвергнуто. Цудахарцы, хаджалдмахинцы и акушинцы отправили от каждого дома по вооружённому человеку и на местности Цехнабяхла Гамзат-бек потерпел поражение, хотя на помощь не сумели прийти ни казикумухцы, ни обещанные царские войска.

В 1837 г. главнокомандующий на Кавказе был заменён. К вольным обществам Дарго (к которому относилось с. Хаджалмахи) стали относится более строго, требуя выполнять все условия, обязательные для подданных Российской империи. Горцы были обложены податью. Значит росло недовольство царскими властями. В 1840 г. хаджалмахинцы перешли на сторону восставших горцев.

В 1842 г. Император Николай I издал указ в котором писалось: ?Надо ближайше на месте обсудить, какие точки надо занять кроме Хунзаха, чтобы владычество наше и спокойствие края считать прочным?. Так как Хаджалмахи являлся важным стратегическим пунктом, расположенным в центре Дагестана, откуда шли дороги во все горные районы, выбор пал на него.

В 1844 г. было принято решение наказать сельчан за то что они поддержали Шамиля, хотя ранее давали слово, что воевать против царских властей не будут. Соответственно в дальнейшем использовать Хаджалмахи в качестве опорного пункта царских войск. Узнав о приближении царских войск жители села собрались и начали думать как быть и было принято решение, что сопротивление царским властям бесполезно.

В июне 1844 г. генералом Лидерсом было разбито войско вольных обществ Дарго, которые все-таки решили оказать сопротивление.
В конце 1845 г. наиб Шамиля Даниель-бек приблизился к с. Хаджалмахи со стороны с. Гергебиль и расположился со своим войском в 3 км от села. Узнав об этом, хаджалмахинцы обратились за помощью к царским властям и соседним селам. На помощь прибыли царские войска во главе с генералом Кудашевым, части Цудахарской и Акушинской милиции.

30 ноября 1845 г. произошло сражение около с. Хаджалмахи в ходе которого Даниель-бек со своим войском обратился в бегство. Через несколько дней царские войска ушли и хаджалмахинцы опять были предоставлены самим себе. Месть за Даниель-бека не пришлось ждать долго. В 1846 г. другой, более известный, наиб Шамиля ? Хаджи-Мурад, организовал засаду недалеко от села за рекой, послал в село несколько всадников, чтобы они напали на мирных жителей села, убили несколько человек, подняли шум и убежали обратно, что и было сделано. Когда жители погнались за бандитами, из засады вышли воины Хаджи-Мурада в большом количестве: конница с одной стороны, пехота с другой, которые окружили и убили хаджалмахинцев. А после разорили село, сожгли дома, часть населения была истреблена, часть была угнана в рабство, а помощь со стороны царских войск опоздала. Наместник кавказа граф Воронцов поручил князю Бебутову помочь жителям с. Хаджалмахи восстановить село.

Князь Бебутов, увидев в каком бедственном положиении оказалось село, которое совсем недавно нанеcло поражение наибу Шамиля, выдал сельчанам все деньги имеющиеся при себе и обещал выделить ещё 300 рублей, и доложил обо всем графу Воронцову.

В 1847 г. под личным руководством графа Воронцова при помощи местных жителей было построено укрепление на 500 человек, со складом для провианта, с пороховым погребом и т. п. Начальником укрепления был назначен майор Раутеберг. В укреплении дислоцировалась часть Апшеронского полка, команда саперов, ракетная команда и сотня казаков, это было самое большое войско базирующееся в горной зоне Дагестана. И до конца войны с. Хаджалмахи занимало оборонное положение.

23 августа 1859 г. года имам Шамиль был пленен. На следующий день по пути в Темирхан-Шуру (ставка царских войск) он был принят в обеденное время в с. Хаджалмахи, где он сделал обеденный намаз в Хаджалмахинской мечети, которая сохранилась и по сей день. Несмотря ни на что, все-таки симпатии большинства хаджалмахинцев были на стороне горцев и Шамилю с сопровождающим пленника людям был оказан тёплый приём. Шамиль удивился приёму и сказал: ?Как я ошибался в отношении этого села, меня всегда убеждали в том, что в этом селении живут одни гяуры?.

Хаджалмахи до 1917 года

После окончания Кавказской войны царское правительство провело реформу, были упразднены ханства, феодальные владения, но при разделе земель им все равно достались лучшие земли и жизнь среднестатистического горца не стала лучше. Да и политика царского правительства можно описать словами командующими войсками на Кавказе генерала-адъютанта графа Лориса-Меликова: ?Шамиль любил повторять: мои крепости ? мои горы. А мы скажем: наше могущество в наших дорогах? Ежели явится надобность, мы сможем быстро послать в любую часть дикой страны любое войско?. Так и было в 1860 году был построен мост через Казикумухское Койсу. Была построены дороги от Хаджалмахи вглубь Дагестана. И при этом царское правительство относилось к горцам как жителям ?дикой страны?. Многие сельские общества, в том числе и села Хаджалмахи, лишились многих прав. На них наложили налоги, они лишились многих личных и общественных земель; от них требовали непосильную подать, принуждали к тяжелой работе на почтовых дорогах и мостах.

1871-72 г.г. Александр II проехал по всему Кавказу. 10 сентября 1871 г. царь останавливался в с. Хаджалмахи. Планировавшаяся как триумфальная поездка императора, показала ему разрушенные аулы, вырубленные сады, голые поля, тощие стада и бездорожье. Как бы ни готовились к приезду императора, но скрыть было всё это невозможно. Но к сожалению даже после визита императора ничего не изменилось. 29 августа 1872 г. впыхнуло крупное восстание горцев. 30 августа была захвачена Хаджалмихинская крепость цудахарцами во главе с Ника-Кади, не без помощи хаджалмахинцев. Был избран Имам Дагестана Гаджи-Магомед, который ставил цель отделение Дагестана от России. Восстание длилось четыре месяца. Самые активные участники были повешены, а остальные сосланы на каторги и во внутренние губернии России. Со второй половины XIX века основной отраслью деятельности сельского хозяйства становится садоводство и виноградарство. Этому способствовали благоприятные климатические условия села: весна наступет рано, лето-знойное, с ясным небом, а зима без сильных морозов. Виноградники и сады развивались на искусственно воздвигнутых террасах и в долинах рек.

Промежутки между деревьями или кустами виноградов отводилось под посевы кукурузы, а между кукурзой сеяли фасоль, бобы, тыкву. Таким образом узкие полосы террас, созданные прямо на склонах гор, тяжелым трудом, отводились в одно и тоже время и под плодовый сад, и под виноград, и под пашню и огород. Террасы нередко вымывались дождями и тогда приходилось восстанавливать, подвозя землю и камню на своих спинах. Также хаджалмахинцы занимались и кустарничеством. Женщины выделывали войлок, вязали мешки и ткани, веревку, шерстяную обувь, носки, паласы и т. д. Мужчины становились мастерами разных профессий, готовили из овечей, козьей шерсти и шкур много различных изделий, становились каменщиками, плотниками, жестянщиками и т. д. Но все-таки жизнь в селе была очень тяжелой и прожить так было очень сложно и значитальная часть сельчан была вынуждена отправлятся на заработки на рыбные промыслы Дагестана, Астрахани, Баку и в другие города Кавказа и России, даже в Турцию. Примерно половина мужского населения покидала на большую часть года свои семьи и родные места в поисках заработка. В 1913 г. писатель Саид Габиев писал: ?Дагестанца можно было встретить во Владикавказе, Ташкенте, Багдаде, Стамбуле, Марокко, Египте, Париже, даже в Америке, и везде он голоден, хотя всегда безупречно  трудолюбив?

Хаджалмахи во время революции и гражданской войны

После революции 1917 г. и установления советской власти жители села разделились на четыре группы. Одни поддерживали красных, другие деникинцев, третьи сторонников Гоцинского, четвёртые турок. Это расслоение и отсуствие общего мнения окончилось катастрофой для села. В конце 1920 г. на помощь осажденной Гоцинским Гунибской крепости шли части XI Красной Армии. Когда хаджалмахинцам стало известно, что части Красной Армии скоро будут в селении, начали решать вопрос на собрании джамаата пустить красных в село или нет. Несмотря на слухи представителей духовенства, что красные по пути всё сметают, сжигают села, без суда и следствия убивают невинных людей, и несмотря на их предложения пригласить сторонников Гоцинского, находящихся в Гергебиле и готовых придти на помощь, было решено пропустить через село Красную Армию безо всяких препятствий. О принятом решении решили сообщить в Леваши где стояли части Красной Армии и в Гергебиль к сторонникам Гоцинского. Но посланные в Гергебиль люди были сторонниками Гоцинского и они по пути решили сказать что хаджалмахинцы приглашают людей Гоцинского на помощь. Когда узнали, что люди шейха Балаханского-сторонника Гоцинского идут в село, многие пытались препятствовать, но было уже поздно. Люди шейха находились на одной стороне села, а части Красной Армии подходили с другой. Когда части Красной Армии были на расстоянии 2-3 км от села,5-6 провокаторов из числа хаджалмахинцев начали стрелять по бойцам Красной Армии. В результате было убито и ранено несколько человек. Этого было достаточно, чтобы в селении начать карательную акцию. Всех мужчин арестовали и согнали в специально охраняемые красноармейцами дома, там их убивали и тела бросали в ямы, некоторых избивали отправляли в Темир-Хан-Шуру, где после допроса или либо казнили либо отправляли в ссылку. Так уже не первый раз большая часть мужской половины села было истреблено. После данных событий немало жителей села иммигрировали за границу, в основном в Турцию. Так село не впервый, и к сожалению не в последний раз было обескровлено.

А случилось это в 1936-37 годах, когда начали преследовать всех духовных лиц и сильно верующих жителей села. Дело в том Хаджалмахи всегда славилось тем, что в селе было много верующих и было немало учёных-арабистов. И органы Советской власти даже помогли построить в селении большую мечеть, строительство которой завершилось в 1930 г. Многие хаджалмахинцы были респресированы и осуждены.

Хаджалмахи сегодня

В селе около 7 тысяч хозяйств, несколько школ, больниц, 18 действующих мечетей и 2 медресе: для мальчиков и девочек.

В старой части селения жилых домов почти нет, но оно гармонично сосуществует с современным селом, а проходя по узким улочкам, видя пустые и полуразрушенные дома, невольно представляешь перед собой картину прошлых десятилетий или даже столетий.

В шамилевские времена здесь располагались царские войска. И по преданиям, которые сохранились до наших дней, они отличались своим великодушием, толерантностью и человечностью. Офицеры и солдаты помогали хаджалмахинцам продуктами питания, зерном.

В этой старой части села сохранилась и старинная мечеть. Она была построена в XVIII в., но, как и многие другие мечети, перенесла на себе все тяготы времени. Сначала она была разрушена, а на ее месте построили склад. После восстановления, уже в годы Советской власти, ее переоборудовали под поликлинику, а в 90-х годах прошлого столетия отреставрировали и снова стали использовать по назначению.

К числу старых относится и соборная мечеть, в которой совершается пятничный намаз. Уникальность ее заключается в том, что камни для ее строительства привозили из Акуша и чтобы выложить один ряд этих камней по всему периметру мечети, уходил целый год. Поэтому совершенно несложно посчитать, сколько же лет она вообще строилась. Таких рядов я насчитала минимум 20, и это не учитывая остальные работы, которые требуются для завершения строительства.
Внутри мечети хранится небольшая библиотека старых рукописных книг: это и просто книги по Исламу, и руководства по арабской грамматике, а также несколько старинных Коранов.

Напротив мечети когда-то располагалось медресе, от которого сейчас сохранились только стены, а непосредственно рядом с мечетью находится новое медресе, в котором обучаются хаджалмахинцы и жители близлежащих сел.

Но, наверное, гордость села и его жителей все же другая мечеть, которая тоже входит в разряд старинных. Это мечеть, в которой совершил намаз имам Шамиль. Когда его перевозили после пленения, он взял разрешение остановиться здесь и помолиться. Ему позволили это. После молитвы сделал дуа хаджалмахинцам, чтобы у них всегда был баракат (благодать) в селе и достаток в домах, что мы и наблюдаем сегодня по прошествии стольких лет.

В Дагестане проживают и очень интересные люди. О Шамиле Магомедове знают многие и в республике, и в России, и даже за рубежом. В ближайшее время его должны занести в Книгу рекордов Гиннеса. Но мне интересна другая сторона его жизни.

Шамиль вырос и воспитывался в семье, где чтили и соблюдали все принципы и законы Ислама. С раннего возраста он начал совершать намаз. С 7 лет стал заниматься спортом: и вольной борьбой, и боксом, и гимнастикой, и восточными единоборствами. И сейчас, к 30 годам, благодаря силе духа, поддержке его семьи и, конечно же, благодаря вере во Всевышнего Аллаха он добился таких результатов, что о нем заговорили во всем мире.

Но Шамиль не гордится этим, он скромный, уравновешенный человек. Как чемпион признается: каждую победу он посвящает своему духовному наставнику – досточтимому шейху Саиду-афанди из Чиркея. Каждый раз, когда приступает к тренировкам или соревнованиям, Шамиль читает дуа и вспоминает своего духовного учителя, что, безусловно, ему помогает добиваться поставленной цели.

Многие сельские мальчишки, с кем удалось поговорить, хотели бы быть похожими на Шамиля. Они занимаются разными видами спорта, хотя в селе особых условий для этого нет, зато желание у них огромное, особенно когда их сельчанин – такой чемпион.

Следует отметить, что село Хаджалмахи является неким перевалочным пунктом с равнины в горы. Отсюда едут в более высокогорные районы – Гунибский, Лакский, Гергебильский и др.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля