Хаджалмахи — крупное селение в Левашинском районе Дагестана (второе по численности населения в вышеуказанном районе). Население 5687 человек (48.3 % муж. / 51,7 % жен.) по переписи 2002 года, подавляющее большинство даргинцы. Язык даргинский, цудахарский диалект.
На территории нынешнего села Хаджалмахи было пять поселений: Аяла-бек, Берламик, Капи, Рагала-дирка и Суахар. В 1396 году Дагестан подвергся нападению золотоордынского хана. И четыре из пяти поселений были полностью разрушены, нетронутым остался Суахар. Старики, женщины и дети из разрушенных сел во время нашествия были спрятаны в пещерах, где они остались жить после того, как их мужья погибли в сражениях с монголо-татарами (предположительно они присоединились к жителям крупного близлежащего с. Акуша и участвовали в битве с Тимуром у данного села, где горцы потерпели сокрушительное поражение). Суахар-было небольшое феодальное владение во главе с талканом. Люди этого ханства были настолько бесправны, что не могли даже дочерей своих выдавать замуж без ведома талкана. Среди девушек этого ханства нашлась одна с сильной волей, и когда наступило время замужества, она заявила своим родителям, что скорее умрет, чем пойдет в дом талкана за разрешением. Родители стали отговаривать её не делать этого, но девушка была непреклонна. Она, её брат и жених сговорились между собой и совершили побег из села и направились в сторону Кази-Кумуха и остановились на ночь. Ночью над шалашом свила гнездо ласточка. Так появилось село Цудахар-село предков жителей с. Хаджалмахи (в переводе с лакского «цIу дакъар» — нет огня). В дальнейшем из каждой семьи, где было много сыновей выделяли юношу, чтобы тот селился в ближайших окрестностях.
Предположительно это связано с тем, что у каждой семьи количество пахотной земли и садов было ограничено. Таким образом образовывались отселки («отселок» на дарг.- «мащи»), служившие в свою очередь заградительныи пунктами к самому Цудахару. Одним из таких пунктов явился и Хаджалмахи, получивший название от имени первого поселенца Хужа, который начал строительство села и вернул людей из пещер. ?Хужа появился и начал строить село в конце XV в начале XVI века? К. А. Ахмедов. Долгое время село называли Худжал-ая, а не Хаджалмахи. Дословно если перевести с цудахарского диалекта даргинского языка ?ая?-это аул, смысловой перевод ?Худжал-ая? ? это аул в котором живут потомки Хужа, ?Хужала? ? это притяжательное наклонение от имени Хужа, соответственно ?Хужала мащи? ? это ?отселок (поселение) Хужа?. Впоследствии из-за сложности произношения на русском языке ?Хужала мащи? или ?Худжал-ая?, появился своеобразный облегченный для произношения на русском языке симбиоз обоих названий села («Худжал-ая» и «Хужала мащи») — «Хаджалмахи».
Первоначально село находилось на возвышенности, обосновывалось это необходимостью защиты села от нападений, происходивших нередко в те времена.
Впоследствии царские власти построили военное укрепление на этой местности, переселив жителей, проживающих там, в более низменную местноть «шарли».
Летом 1812 г. в Кайтаг, где была резиденция генерала Хатунцева, прибыли старшины всех даргинских обществ. Они просили принять их в российское подданство и от имени своего народа дали присягу на верность русскому царю и утвердили свои присяги печатью. Однако вольные даргинские общества были неуправляемы и царские генералы больше поддерживали форму ханств, управляемых ханом с царским жалованием. В 1818 г. именно поэтому вновь прибывший на Кавказ генерал Ермолов разрушил многие села входящие в вольные общества в целях их усмирения и покорения, расширяя за их счёт ханства и шамхальства.
В 1818 г. же году следствием действий генерала Ермолова, стало то что почти все вольные общества нагорного Дагестана заключили между собой союз против политики генерала. Достоверно известно что Иблагим-кади Хаджалмахинский также участвовал в заключении союза с Газимагомедом и Шамилем, впоследствии ставшими имамами Дагестана. В 1826 г. году Ермолова заменил фельдмаршал Паскевич, но и он продолжал ту же политику.
В дальнейшем, в период Кавказкой войны, судьба хаджалмахинцев складывается неоднозначно. С одной стороны традиции, долг, добрососедства, достоинство и честь обязывали их поддерживать борющихся за свободу горцев. С другой-близость и меньшая защищенность со стороны равнины, находившейся в руках царских властей, сильная экономическая зависимость от равнинно-предгорной части (хлеб, зимние пастбища), отдельные просчёты и ошибки горской дипломатии приводили к тому, что наши предки становились на сторону не того кто прав, а с кем выгоднее на данный момент.
В 1834 г. генерал Клюке-фон-Клюгенау узнав, что хаджалмахинцы принимали участие в проигранной генералом битве при Ахульго вынудил хаджалмахинуцев покориться сжигая сакли, посевы, лишая угодий, отобрав имеющиеся запасы зерна и сена. После того как хаджалмахинцы приняли сторону царских войск, генерал пообещал опекать их от набегов горцев. Осенью же 1834 г. имам Гамзат-бек во главе с 15-тысячным отрядом мюридов, заняв близлежащий аул Куппа требовал присоединиться к нему. Однако предложение было отвергнуто. Цудахарцы, хаджалдмахинцы и акушинцы отправили от каждого дома по вооружённому человеку и на местности Цехнабяхла Гамзат-бек потерпел поражение, хотя на помощь не сумели прийти ни казикумухцы, ни обещанные царские войска.
В 1837 г. главнокомандующий на Кавказе был заменён. К вольным обществам Дарго (к которому относилось с. Хаджалмахи) стали относится более строго, требуя выполнять все условия, обязательные для подданных Российской империи. Горцы были обложены податью. Значит росло недовольство царскими властями. В 1840 г. хаджалмахинцы перешли на сторону восставших горцев.
В 1842 г. Император Николай I издал указ в котором писалось: ?Надо ближайше на месте обсудить, какие точки надо занять кроме Хунзаха, чтобы владычество наше и спокойствие края считать прочным?. Так как Хаджалмахи являлся важным стратегическим пунктом, расположенным в центре Дагестана, откуда шли дороги во все горные районы, выбор пал на него.
В 1844 г. было принято решение наказать сельчан за то что они поддержали Шамиля, хотя ранее давали слово, что воевать против царских властей не будут. Соответственно в дальнейшем использовать Хаджалмахи в качестве опорного пункта царских войск. Узнав о приближении царских войск жители села собрались и начали думать как быть и было принято решение, что сопротивление царским властям бесполезно.
В июне 1844 г. генералом Лидерсом было разбито войско вольных обществ Дарго, которые все-таки решили оказать сопротивление.
В конце 1845 г. наиб Шамиля Даниель-бек приблизился к с. Хаджалмахи со стороны с. Гергебиль и расположился со своим войском в 3 км от села. Узнав об этом, хаджалмахинцы обратились за помощью к царским властям и соседним селам. На помощь прибыли царские войска во главе с генералом Кудашевым, части Цудахарской и Акушинской милиции.
30 ноября 1845 г. произошло сражение около с. Хаджалмахи в ходе которого Даниель-бек со своим войском обратился в бегство. Через несколько дней царские войска ушли и хаджалмахинцы опять были предоставлены самим себе. Месть за Даниель-бека не пришлось ждать долго. В 1846 г. другой, более известный, наиб Шамиля ? Хаджи-Мурад, организовал засаду недалеко от села за рекой, послал в село несколько всадников, чтобы они напали на мирных жителей села, убили несколько человек, подняли шум и убежали обратно, что и было сделано. Когда жители погнались за бандитами, из засады вышли воины Хаджи-Мурада в большом количестве: конница с одной стороны, пехота с другой, которые окружили и убили хаджалмахинцев. А после разорили село, сожгли дома, часть населения была истреблена, часть была угнана в рабство, а помощь со стороны царских войск опоздала. Наместник кавказа граф Воронцов поручил князю Бебутову помочь жителям с. Хаджалмахи восстановить село.
Князь Бебутов, увидев в каком бедственном положиении оказалось село, которое совсем недавно нанеcло поражение наибу Шамиля, выдал сельчанам все деньги имеющиеся при себе и обещал выделить ещё 300 рублей, и доложил обо всем графу Воронцову.
В 1847 г. под личным руководством графа Воронцова при помощи местных жителей было построено укрепление на 500 человек, со складом для провианта, с пороховым погребом и т. п. Начальником укрепления был назначен майор Раутеберг. В укреплении дислоцировалась часть Апшеронского полка, команда саперов, ракетная команда и сотня казаков, это было самое большое войско базирующееся в горной зоне Дагестана. И до конца войны с. Хаджалмахи занимало оборонное положение.
23 августа 1859 г. года имам Шамиль был пленен. На следующий день по пути в Темирхан-Шуру (ставка царских войск) он был принят в обеденное время в с. Хаджалмахи, где он сделал обеденный намаз в Хаджалмахинской мечети, которая сохранилась и по сей день. Несмотря ни на что, все-таки симпатии большинства хаджалмахинцев были на стороне горцев и Шамилю с сопровождающим пленника людям был оказан тёплый приём. Шамиль удивился приёму и сказал: ?Как я ошибался в отношении этого села, меня всегда убеждали в том, что в этом селении живут одни гяуры?.
После окончания Кавказской войны царское правительство провело реформу, были упразднены ханства, феодальные владения, но при разделе земель им все равно достались лучшие земли и жизнь среднестатистического горца не стала лучше. Да и политика царского правительства можно описать словами командующими войсками на Кавказе генерала-адъютанта графа Лориса-Меликова: ?Шамиль любил повторять: мои крепости ? мои горы. А мы скажем: наше могущество в наших дорогах? Ежели явится надобность, мы сможем быстро послать в любую часть дикой страны любое войско?. Так и было в 1860 году был построен мост через Казикумухское Койсу. Была построены дороги от Хаджалмахи вглубь Дагестана. И при этом царское правительство относилось к горцам как жителям ?дикой страны?. Многие сельские общества, в том числе и села Хаджалмахи, лишились многих прав. На них наложили налоги, они лишились многих личных и общественных земель; от них требовали непосильную подать, принуждали к тяжелой работе на почтовых дорогах и мостах.
1871-72 г.г. Александр II проехал по всему Кавказу. 10 сентября 1871 г. царь останавливался в с. Хаджалмахи. Планировавшаяся как триумфальная поездка императора, показала ему разрушенные аулы, вырубленные сады, голые поля, тощие стада и бездорожье. Как бы ни готовились к приезду императора, но скрыть было всё это невозможно. Но к сожалению даже после визита императора ничего не изменилось. 29 августа 1872 г. впыхнуло крупное восстание горцев. 30 августа была захвачена Хаджалмихинская крепость цудахарцами во главе с Ника-Кади, не без помощи хаджалмахинцев. Был избран Имам Дагестана Гаджи-Магомед, который ставил цель отделение Дагестана от России. Восстание длилось четыре месяца. Самые активные участники были повешены, а остальные сосланы на каторги и во внутренние губернии России. Со второй половины XIX века основной отраслью деятельности сельского хозяйства становится садоводство и виноградарство. Этому способствовали благоприятные климатические условия села: весна наступет рано, лето-знойное, с ясным небом, а зима без сильных морозов. Виноградники и сады развивались на искусственно воздвигнутых террасах и в долинах рек.
Промежутки между деревьями или кустами виноградов отводилось под посевы кукурузы, а между кукурзой сеяли фасоль, бобы, тыкву. Таким образом узкие полосы террас, созданные прямо на склонах гор, тяжелым трудом, отводились в одно и тоже время и под плодовый сад, и под виноград, и под пашню и огород. Террасы нередко вымывались дождями и тогда приходилось восстанавливать, подвозя землю и камню на своих спинах. Также хаджалмахинцы занимались и кустарничеством. Женщины выделывали войлок, вязали мешки и ткани, веревку, шерстяную обувь, носки, паласы и т. д. Мужчины становились мастерами разных профессий, готовили из овечей, козьей шерсти и шкур много различных изделий, становились каменщиками, плотниками, жестянщиками и т. д. Но все-таки жизнь в селе была очень тяжелой и прожить так было очень сложно и значитальная часть сельчан была вынуждена отправлятся на заработки на рыбные промыслы Дагестана, Астрахани, Баку и в другие города Кавказа и России, даже в Турцию. Примерно половина мужского населения покидала на большую часть года свои семьи и родные места в поисках заработка. В 1913 г. писатель Саид Габиев писал: ?Дагестанца можно было встретить во Владикавказе, Ташкенте, Багдаде, Стамбуле, Марокко, Египте, Париже, даже в Америке, и везде он голоден, хотя всегда безупречно трудолюбив?
После революции 1917 г. и установления советской власти жители села разделились на четыре группы. Одни поддерживали красных, другие деникинцев, третьи сторонников Гоцинского, четвёртые турок. Это расслоение и отсуствие общего мнения окончилось катастрофой для села. В конце 1920 г. на помощь осажденной Гоцинским Гунибской крепости шли части XI Красной Армии. Когда хаджалмахинцам стало известно, что части Красной Армии скоро будут в селении, начали решать вопрос на собрании джамаата пустить красных в село или нет. Несмотря на слухи представителей духовенства, что красные по пути всё сметают, сжигают села, без суда и следствия убивают невинных людей, и несмотря на их предложения пригласить сторонников Гоцинского, находящихся в Гергебиле и готовых придти на помощь, было решено пропустить через село Красную Армию безо всяких препятствий. О принятом решении решили сообщить в Леваши где стояли части Красной Армии и в Гергебиль к сторонникам Гоцинского. Но посланные в Гергебиль люди были сторонниками Гоцинского и они по пути решили сказать что хаджалмахинцы приглашают людей Гоцинского на помощь. Когда узнали, что люди шейха Балаханского-сторонника Гоцинского идут в село, многие пытались препятствовать, но было уже поздно. Люди шейха находились на одной стороне села, а части Красной Армии подходили с другой. Когда части Красной Армии были на расстоянии 2-3 км от села,5-6 провокаторов из числа хаджалмахинцев начали стрелять по бойцам Красной Армии. В результате было убито и ранено несколько человек. Этого было достаточно, чтобы в селении начать карательную акцию. Всех мужчин арестовали и согнали в специально охраняемые красноармейцами дома, там их убивали и тела бросали в ямы, некоторых избивали отправляли в Темир-Хан-Шуру, где после допроса или либо казнили либо отправляли в ссылку. Так уже не первый раз большая часть мужской половины села было истреблено. После данных событий немало жителей села иммигрировали за границу, в основном в Турцию. Так село не впервый, и к сожалению не в последний раз было обескровлено.
А случилось это в 1936-37 годах, когда начали преследовать всех духовных лиц и сильно верующих жителей села. Дело в том Хаджалмахи всегда славилось тем, что в селе было много верующих и было немало учёных-арабистов. И органы Советской власти даже помогли построить в селении большую мечеть, строительство которой завершилось в 1930 г. Многие хаджалмахинцы были респресированы и осуждены.
В селе около 7 тысяч хозяйств, несколько школ, больниц, 18 действующих мечетей и 2 медресе: для мальчиков и девочек.
В старой части селения жилых домов почти нет, но оно гармонично сосуществует с современным селом, а проходя по узким улочкам, видя пустые и полуразрушенные дома, невольно представляешь перед собой картину прошлых десятилетий или даже столетий.
В шамилевские времена здесь располагались царские войска. И по преданиям, которые сохранились до наших дней, они отличались своим великодушием, толерантностью и человечностью. Офицеры и солдаты помогали хаджалмахинцам продуктами питания, зерном.
В этой старой части села сохранилась и старинная мечеть. Она была построена в XVIII в., но, как и многие другие мечети, перенесла на себе все тяготы времени. Сначала она была разрушена, а на ее месте построили склад. После восстановления, уже в годы Советской власти, ее переоборудовали под поликлинику, а в 90-х годах прошлого столетия отреставрировали и снова стали использовать по назначению.
К числу старых относится и соборная мечеть, в которой совершается пятничный намаз. Уникальность ее заключается в том, что камни для ее строительства привозили из Акуша и чтобы выложить один ряд этих камней по всему периметру мечети, уходил целый год. Поэтому совершенно несложно посчитать, сколько же лет она вообще строилась. Таких рядов я насчитала минимум 20, и это не учитывая остальные работы, которые требуются для завершения строительства.
Внутри мечети хранится небольшая библиотека старых рукописных книг: это и просто книги по Исламу, и руководства по арабской грамматике, а также несколько старинных Коранов.
Напротив мечети когда-то располагалось медресе, от которого сейчас сохранились только стены, а непосредственно рядом с мечетью находится новое медресе, в котором обучаются хаджалмахинцы и жители близлежащих сел.
Но, наверное, гордость села и его жителей все же другая мечеть, которая тоже входит в разряд старинных. Это мечеть, в которой совершил намаз имам Шамиль. Когда его перевозили после пленения, он взял разрешение остановиться здесь и помолиться. Ему позволили это. После молитвы сделал дуа хаджалмахинцам, чтобы у них всегда был баракат (благодать) в селе и достаток в домах, что мы и наблюдаем сегодня по прошествии стольких лет.
В Дагестане проживают и очень интересные люди. О Шамиле Магомедове знают многие и в республике, и в России, и даже за рубежом. В ближайшее время его должны занести в Книгу рекордов Гиннеса. Но мне интересна другая сторона его жизни.
Шамиль вырос и воспитывался в семье, где чтили и соблюдали все принципы и законы Ислама. С раннего возраста он начал совершать намаз. С 7 лет стал заниматься спортом: и вольной борьбой, и боксом, и гимнастикой, и восточными единоборствами. И сейчас, к 30 годам, благодаря силе духа, поддержке его семьи и, конечно же, благодаря вере во Всевышнего Аллаха он добился таких результатов, что о нем заговорили во всем мире.
Но Шамиль не гордится этим, он скромный, уравновешенный человек. Как чемпион признается: каждую победу он посвящает своему духовному наставнику – досточтимому шейху Саиду-афанди из Чиркея. Каждый раз, когда приступает к тренировкам или соревнованиям, Шамиль читает дуа и вспоминает своего духовного учителя, что, безусловно, ему помогает добиваться поставленной цели.
Многие сельские мальчишки, с кем удалось поговорить, хотели бы быть похожими на Шамиля. Они занимаются разными видами спорта, хотя в селе особых условий для этого нет, зато желание у них огромное, особенно когда их сельчанин – такой чемпион.
Следует отметить, что село Хаджалмахи является неким перевалочным пунктом с равнины в горы. Отсюда едут в более высокогорные районы – Гунибский, Лакский, Гергебильский и др.
Комментарии