Автор: К.Абдулбеков, из книги "Джангамахи и джангамахинцы" // 2006

Село Гуюмахи входит в состав Джангамахинского сельсовета, оно расположено недалеко от Белакай-кьада, в 1,2 км от шоссейной дороги Леванта-Сергокала и в 4,5 км от Джангамахи. Здесь насчитывалось 16 хозяйств с населением 55 человек. Гуюмахинцы разговаривают на мекегинском диалекте, как и джангамахинцы, злакатмахинцы, гармукамахинцы, карчамахинцы. Время образования хутора Гуюмахи точно не известно, может быть, даже одновременно с Джангамахи, Элакатмахи или позже.

Гуюмахи названо в честь того, что на его территории есть колодец (гую), откуда брали воду для питья, а овец, лошадей, ослов поили из акушинского источника, расположенного недалеко. Этот источник в народе называют «акушантела гIиниз». Он расположен на границе Уллуая и Джангамахи в 600 м от дороги Леваши-Сергокала. Из этого источника воду возили на арбе (лошадях, волах, ишаках и т.д.). Народ в Гуюмахи очень трудолюбивый, хлебосольный, гостеприимный, доброжелательный и, самое главное, миролюбивый. Каждая семья имела крупный рогатый скот, овец, ишака, а некоторые и лошадей. Содержали пчелиные улья, кур, гусей, индюков и т.д. У каждого жителя был свой собственный земельный участок. Обработку земель проводили в основном быками (волами), лошадями и ишаками. Сеяли озимые и яровые культуры: пшеницу, рожь (сусуп), ячмень (мукъи), просо (мучи), лен (урбеч), сажали картофель, морковь, горох (къара). Садоводство и овощеводство было неразвито. Помидоры и огурцы тогда еще не употребляли. По информации местных старожилов Халимбека и Хасбулата, самым состоятельным человеком в селе был Амариев Абакар и его сын Аскадин. По рассказу Этбановой Умият (ей более 80 лет), ее отец Этбан с братом Гера и его женой Зухрой долгие годы работали у Абакара Амариева на договорной основе, хотя сами жили в Нижнем Карчамахи. Отсюда Этбан научился вести свое личное хозяйство и тоже стал состоятельным человеком в Нижнем Карчамахи. Амариев Абакар имел пахотный земельный участок площадью 16 га. Осенью он сеял озимые, весной — яровые и другие культуры. Правда, урожайность не была высокой: 3 — 4 ц пшеницы, ржи (сусул) 4 — 5 ц с 1 га. Уборку урожая проводили вручную, привлекали людей со стороны, в первую очередь со своего хутора. Организовывали и коллективную уборку по обычаям села («билхъа»). В нем участие принимали как женщины, так и мужчины.

Как рассказывают, в селе были три молотильные площадки (токи) (дургIме) у Амариева Абакара, Багатырова Агая совместно с Зухрой и Кембаром, Яхъяева Гульбаганда. Вокруг каждой из них располагались десятки сараев, которые после обмолота соломы заполнялись мякиной (нейг) или же сеном. Лишние сельхозпродукты реализовывали. кормили скот и овец. Зерно хранили в больших зерновых ларях, сундуках (усурбе). Они были у каждого сельчанина. В полевых работах применялись различные удобрения, наиболее распространенными из которых был навоз. иногда смешанный с золой. Ему давали возможность перепреть зимой в кучах, а весной перед вспашкой разбрасывали. Возили навоз на арбах, ослах, а иногда приносили на своих спинах женщины. Применяли и другие удобрения, в частности, ил и птичий помет (куриный).

Как рассказывают аксакалы Халимбек и Хабибулаг, существовал и необычный способ удобрения почвы — «цIук1а». Он заключался в том, что пласты земли с дерном (целина) складывали в кучу высотой свыше двух метров, снизу подкладывали солому, кизяк, дрова и сжигали. Полученную таким образом золу «палда» разбрасывали на пашне. Навоз и «ц1ук1а» ценились очень высоко, и при их применении получали до 10-15цсга. Когда «цIук1а» находился в стадии горения, по воспоминаниям Хабибулага, его отец резал барана, очищал от внутренностей и целую тушу со шкурой ставил в специально сделанный в куче проем. Запеченное таким образом мясо отличалось большим ароматом и вкусом. Таким же способом жарили и картошку.

«ЦIук1не» в селе делали Амариев Абакар, его сын Аскадин Абакаров, Баганд (Ханум), Агай Багатыров (Айшат), Кембар (Айшат), Гуль-баганд Яхъяев и др.

Все пашни Гуюмахи расположены на склонах, земли — богарные, малоплодородные. Для увеличения пашен были созданы террасы - одни из показателей высокой земледельческой культуры. В XVIII — XIX вв. приезжие из России с большим удивлением наблюдали за кропотливым трудом горцев. Террасы по-даргински называются «тIалтIи» и «барк». «ТIалтIи» — это искусственная, а «барк» — естественная терраса. В Гуюмахи все террасы естественные (хIяри-дургала).

Вспахивание раньше проводили с помощью горного плуга «дурац» с бычьей упряжкой. Зябь вспахивали после уборки урожая, еще раз до весны и в третий раз при севе. Трехкратное вспахивание считалось необходимым, часто случалось, что пахали и 5 — 7 раз в течение весны и лета. Это делалось для того, чтобы солнце выжгло землю вместе с зерном. Глубина пахоты была от 8 до 15 см, ширина борозды — 15-25 см, плуг не переворачивал пласты, а только взрыхлял землю. Вспахивали за день от 0,25 до одного гектара в зависимости от состояния почвы, рельефа и т.д.

 «Дурац» являлся простым и в то же время мудро сконструированным орудием, восходящим к первобытной мотыге. Средние размеры плуга: длина от отвала до конца дышла — 2,2 — 2,5 м, длина полоза от отвала до сошника — 45 см, сошник — 15х12 см, ширина отвала — 30 см, высота рукоятки — до 1 м, высота соединительной планки — 20 — 30 см.

На каждом историческом этапе в жизни народа плуги, мотыги были разнообразными по своей конструкции.

Сено гуюмахинцы косили косой (къалкъи) и серпом (мирш). Косой — мужчины, серпом - женщины, в основном в оврагах Гаджила-къада, Гармука-къада, Тантан-къада, Маллабагандла-къада и др. Кроме кос и серпов, применялись грабли без зубьев (диргьала) или деревянные вилы (кьяга, гала). Осенью сено сваливали в скирды (г1еба) и старались держать его в закрытом помещении, чтобы не пересушить.

Молотьба хлеба проводилась на токе (дирегIи), у мекегинцев  — «дугIме». Для этого применялись 2-3 молотильные доски (иргме), которые обычно изготавливались из твердого дерева (орех, дуб, бук), а иногда и из липы.

Как отмечают Хабибулаг, Халимбек и Умият; помол зерна, кукурузы, льна и других культур производили на водяных и ручных мельницах. Ручная мельница состоит из двух небольших каменных жерновов (няхъла урхаб), между которыми и перемалывается зерно. Ручные мельницы были у Амариева Абакара, его сына Аскадина, Баганда (Ханум), Агая Багатырова, Яхьяева Гульбаганда и других. В с. Джангамахи работали 4 водяные мельницы, и сюда ходили на помол из ближних хуторов. В течение суток можно было смолоть от 15 до 25 мер зерна (300-500 кг). Мельницы тогда были частными, после смерти хозяина их передавали наследникам.

Крупного рогатого скота в Гуюмахи было более 80, овец — 150-200 голов, около 100 пчелиных ульев. Каждый гуюмахинец имел одну или две пары волов и корову. Из коровьего молока делали масло, сыр и др., а из овечьего — сыр высокого качества. Из ведра молока получали 5 фунтов сыра, а ведро молока надаивали за день от 60 — 80 овец. Коровий сыр называли «къя-нусяг1», а овечий — «мазала нусяг1».

Хабибулаг и Халимбек рассказывают, что лишние продукты сельчане возили на Уллуаинский базар, там же продавали крупный рогатый скот, овец, кур, продукты, а также дрова, строительные материалы и др. Многие ходили по соседним хуторам с быками (волами) и плугом, предлагая свои услуги. Отдельные гуюмахинцы уходили на плоскость работать на рыбных промыслах, железной дороге, виноградных плантациях и т.д. Зимой занимались охотой на волков, зайцев, лис, соболей, уток.

В Гуюмахи была своя мечеть, муллы. Мечеть была небольшой, на 15 человек. Наиболее подготовленным исламистом считался Аскадин Абакаров, который учился в Акуша, Мекеги и в других местах. При установлении советской власти на базе мечети была открыта школа, где также учились 14-15 человек. Учителями были Иман, Абакар Ибрагимов.

В 1939-1940 гг. одни гуюмахинцы переселились в Джангамахи, Карчамахи, другие разъехались кто куда. В селе до 1988 г. оставался один Абакаров Аскадин. В преклонном возрасте и он переселился в с. Джангамахи, где и был похоронен. В Гуюмахи своего кладбища не было.

Переселение мелких хуторов, в том числе Гуюмахи, было вынужденным из-за отсутствия элементарных социально-бытовых условий, электрификации, радиофикации, нехватки воды, оторванности от центра, коллективного труда и быта. Халимбек, Хасбулаг рассказывают, что после переселения в Джангамахи им отвели участки под строительство дома и приусадебные участки.

Среди гуюмахинцев немало участников Гражданской и Великой Отечественной войн. О них более подробно рассказано в следующих разделах.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля