Убра — один из небольших узденских аулов бывшего Кази-кумухского шамхальства, потом ханства, впоследствии округа, а ныне Лакского района Республики Дагестан. Кульминации своего роста он достиг в предвоенные годы, когда по переписи 1935 года в нем числилось 137 семей с населением 543 человека. С 60-х годов XX века Убра постигла та же участь, что и другие сельские населенные пункты страны, в том числе и Дагестана, — уход молодежи, а за нею и старшего поколения на равнины, в города. Сейчас в Убра живет не более десятка семей, если не считать примерно столько же жителей городов, сохранивших свои дома под шиферными и железными крышами и периодически приезжающих туда подышать родным воздухом.
Убра расположен примерно в трех километрах северо-западнее районного центра Кумух, левее и выше дороги, ведущей в Мегеб и Чох Гунибского района. Из Кумуха видны лишь скоба полуразвалившихся каменных домов и несколько сохранившихся тополей. Со всех сторон аул опоясан глубокими скалистыми обрывами и крутыми, кое-где почти отвесными покосами и пастбищами. Лишь с двух сторон он связан с внешним миром: на северо-западе — крутой и извилистой шоссейной дорогой, спускающейся к долине речки и шоссейной дороге, а на юго-востоке — еще более крутой и узкой пешеходной дорогой, ведущей мимо аула Виртащи (вернее, места, где он был) в Кумух.
Со всех сторон село опоясано глубокими скальными обрывами и отвесными откосами. Убра, должно быть, существовало ещё в доисламское время, т.е. до Х века н.э. Об этом можно судить по сохранившимся на Убринском кладбище надгробным камням.
Говорят, что обоснование поселений на малодоступных возвышенных местах в те далекие времена диктовалось соображениями безопасности, защиты от непрошеных гостей. Этому же попутно в Убра служил и пруд, расположенный между аулом и истоком (имеется в виду начало дороги. — Прим. ред.) шоссейной дороги (основное предназначение пруда, обязательного атрибута горных аулов, расположенных вдали от рек, -депонирование бытовой воды и водопой скота). Дорога эта, проходя желобом между отвесным природным земляным валом и каменной оградой кладбища, упирается в пруд и разбивается на узкие тропинки, обнимающие его с двух сторон. Агрессоры, нападающие на аул, волей-неволей были вынуждены разделиться на два потока и стать мишенью для дубин, вил, камней, а впоследствии и кремневых оружий защитников аула.
Видимо, такие предосторожности не всегда спасали убрин-цев от набегов, о которых много говорили старики, приводя трагические подробности. Рассказывали, например, о том, как наши предки с боями покидали аул, наспех нагрузив на спины детские люльки, бросив имущество и стариков, которых, по чьим-то неписаным законам чести, не принято было трогать.
Для сохранения имущества и ценностей аульчане рыли под кладбищем пещеру, представляющую собой своеобразную катакомбу. Сооружение это сохранилось до настоящего времени и является уникальным — насколько мне известно, такого нет где-либо в другом месте, в том числе и горных аулах.
Это подземное царство под кладбищем высотою в два человеческих роста и диаметром около 30 метров начинается с узкого входа у основания высокого обрыва и прикрыто большим белым камнем так, что непосвященному заметить его почти невозможно. Вползти туда даже нам, детям, можно было только на четвереньках и то с большим трудом. Узкий проход диаметром чуть больше полуметра и длиною около трех метров и камень у входа почти не пропускают в катакомбу света, и там царствует плотная темнота. Но если подсветить лучиной или карманным фонарем, то и сейчас между глыбами обвалов и камней, покрытых толстым слоем пыли, то тут, то там можно видеть пожелтевшие листы Корана, хрупкие, выбеленные временем человеческие кости, кусочки материй. Рассказывали, что в недавнем прошлом, где-то в начале XX века, кто-то нашел маленький сундучок, обитый железом, в котором была сложена материя, напоминающая шелк, рассыпающаяся, как пепел, при прикосновении. Говорили также, что у катакомбы есть еще один вход с противоположной стороны кладбища, что якобы по тому проходу прошел Чачархъал Омар, отчаянный парень, впоследствии погибший в Великую Отечественную войну. Но, насколько мне известно, больше никто из наших современников этого входа не видел.
В последующие времена, когда набеги ушли в прошлое, да и в наши дни катакомба, овеянная мистическими преданиями, служила местом повышенного внимания детей и молодежи, своеобразным пробным камнем неустрашимости тех, кто залезал туда днем и даже ночью. Ясное дело, от кладбища вообще веет чем-то потусторонним, подогревающим суеверные чувства, а тут не просто кладбище, а его преисподняя… Согласно одному из преданий, двое муталимов заключили пари, что один войдет туда ночью и вобьет в землю деревянный кол, а другой найдет его и принесет обратно. Тот, кто зашел забивать кол, не вернулся. Вошедшие нашли муталима мертвым: второпях он вбил кол в полу своего бешмета и умер от страха, что кто-то схватил его и не отпускал.
Почти каждый аул имеет свое предание о происхождении названия. Например, Бурши — она здесь, Бурттун — верховые, Щар — село, Щущар — новое село, Гьамиящи — толкай-ка оттуда, Ниц1авк1ул — мышь в меду, Урими — лохматые, Ч1яйми (Кая) -рыжие, Лахъир — длинные, Къурул — морковники, Гьуяйми -веятели, ЩукГул — познавшие огонь, Щудахар — ц1у дакъар -нет огня, значит, не горит сигнальный огонь, оповещающий о войне или другом бедствии, все спокойно. Или, скажем, гора Вац1илу — соль снизу: копали, копали вершину и наткнулись на солевые залежи: и действительно, вершина этой горы седловидная, двугорбая, что хорошо видно и на фотографии на фоне аула Убра.
Говорили, что Вилттащи значит «твоя овца здесь». Но уроженец этого аула публично опроверг эту версию и утверждал, что название произошло от слова «вирттал» — герои, Виртащщи — аул героев. Вполне возможно, что оно так и есть.
, Существует предание и о происхождении названия аула Убра. Говорят, что когда-то, в далекие времена, потерялся сын какого-то правителя, его искали и нашли в этом селении. Когда, как принято в горах, с той горы на эту громко крикнули, там ли он, из аула ответили: «Ур!» — есть, мол, нашли. Отсюда и название аула — Ур или Увур, как его называют у лакцев.
В своих стихах, посвященных аулу Убра, известный поэт и драматург Казбек Мазаев предполагает, что еще в древности -во времена Геродота (V век до н.э.), на месте Дагестана было государство Легас и в нем были выходцы из страны Урарту; из нее, мол, и могло произойти название нашего аула. Это предположение созвучно с гипотезой знатока кавказских языков Н.Я. Марра о миграции лакцев из государства Урарту.
Судя по всему, аул Убра существовал еще в доисламское время, т.е. до X века н.э. Об этом можно судить, прежде всего, по сохранившимся на убринском кладбище надгробным камням доисламского времени, а также по ставшему притчей во языцех преданию, неоднократно упомянутому историками и публицистами, что при установлении ислама в горах Дагестана, дольше всех ему сопротивлялись жители Убра под тем предлогом, что у них остались сорок маринованных свиных голов: вот, мол, съедим их, тогда и примем ислам. И по сей день убринцев, шутя, называют свиноедами, а убринцы, в свою очередь, так называют род Битановых, которые якобы были самыми древними жителями Убра. Об этом пишет и А. Булатова: « По преданию, селение Убра основали Битахъул и Х1усайнахъул, выходцы из сел. Табахлу. Семьи эти разрослись и образовали самостоятельный поселок. Окружающие земли они использовали под пашню и пастбище, что вызывало протест со стороны общества сел. Табахлу. Табахлинцы пытались изгнать их оттуда, но это им не удалось из-за неприступности месторасположения сел. Убра» (А. Булатова «Лакцы», 1971, с. 90.).
О том, что Табахлу имел близкое отношение к Убра, я слышал от многих. Об этом же свидетельствует и то, что табахлинцы, в частности Макуевы, имели сенокосные земли за пределами своих границ на территории Убра за пиком Къюнари-бакГу и назывались Гьухъаллащалавалу (Гьухъал — название Табахлу еще до его разрушения Магомед-Ханом).
Комментируя предание о свиных головах, СИ. Габиев в своей книге «Лаки» (1906 г., с. 14) пишет: «В правдоподобности этого предания я не могу сомневаться, потому что жители Убра и в настоящее время плохие мусульмане. По своей физиономии они напоминают типичных евреев с курчавыми волосами». Пусть читателя не шокирует хлесткость высказывания и забота о мусульманстве революционера-большевика и общественного деятеля Дагестана, одного из основателей и первых руководителей нашей республики, — он издал цитируемую книгу в 1906 году, когда ему было всего 23 года. Нас же в приведенной цитате интересует мысль о самобытности жителей Убра, во всяком случае, части их.
Этим не исчерпывается этническая обособленность и самобытность жителей Убра. В этом селении встречаются имена людей и родов, которые нигде у лакцев или других народностей Дагестана не встречаются, и по этой причине не попали даже в исчерпывающую монографию авторитетного исследователя ученого-филолога СМ. Хайдакова «Лексика лакского языка». К ним, в частности, относятся: Дюмюххи, Итнай, Бит1а, Иттабат1а, Аьпяпа, Васа и другие.
Учёные степени получили 13 человек, 4 доктора, 9 кандидатов наук. Среди них: Гусейнов Гусейн — доктор медицинских наук, профессор, проректор Дагмедакадемии; Гусейнов Абдулкамал — доктор медицинских наук, профессор; Ахмедова Муслимат — доктор философских наук; Гусейнов Асадулла — доктор медицинских наук, профессор; Махмудов Магомед — кандидат ветеринарных наук, руководитель лаборатории в Дагестанском НИИ ветеринарии; Муслимова Миясат — кандидат филологических наук, начальник Информационно-аналитического управления при Президенте РД и другие.
В Великую Отечественную войну на фронт ушли 100 человек, вернулась ровно половина — 50 человек. Орденов удостоены: Битанов Абдулкерим — орден Отечественной войны I степени; Бугаев Абдуллах — ордена Красной Звезды и Отечественной войны I и II степеней; Гасанов Магомед — ордена Отечественной войны I и II степеней; Исаев Алил — орден Отечественной войны I степени; Исаев Иса — ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени; Мамаев Ахмед — ордена Красной Звезды и Отечественной войны I и II степеней; Муртазалиев Шамсутдин — орден Отечественной войны I степени; Мусиев Магомед — ордена Красной Звезды и Отечественной войны I и II степеней (участник Парада Победы на Красной Площади в 1945 г.); Нажаев Мугад — орден Отечественной войны I степени; Чавтараев Цахай — орден Отечественной войны I степени; Шамсутдинов Курбанисмаил — орден Отечественной войны I степени.
Старший лейтенант милиции Алибуттаев Сиражутдин геройски погиб под Первомайском в 1996 году, посмертно награждён орденом Мужества.
За успехи в трудовой деятельности получили ордена: Магомедов Магомед-Садык — орден Ленина, Магомедов Магомед — орден «Знак Почёта», Газалиев Яраги — кавалер двух орденов Трудовой Славы.
Убринцы не отстали и в спорте. Широко известен государственный тренер РД по каратэ Муртазалиев Омар; много сделал для развития бокса в республике Курбанов Ширвани; Газалиев Абдуллах воспитал немало бойцов по ушу-саньда.
Еще одна достопримечательность Убра, сохранившаяся с древних времен, — это мечеть. В стенах полуразрушенной уб-ринской мечети и сегодня имеются камни с надписями, представляющими для специалистов большой интерес. По фотографии, снятой мною в 1985 году, М.Г. Нурмагомедов прочел надпись, сделанную на арабском языке на камне в боковой стене мечети: «Кто строит мечеть, тому Аллах построит дом в раю. Мечети строятся только Аллаху, не взывайте ни к кому другому. Мечеть построена в 720 году хиджри (в 1303 году н.э.).
Надпись на камне над воротами, к сожалению, расшифровать не удалось; по мнению компетентных лиц, это, видимо, аят из Корана. Удалось только расшифровать дату хиджри-1313 (видимо, дата строительства последней мечети — 1896 год н.э.) и имя строителя — Цаххай.
Надо полагать, что почти за семьсот лет своего существования убринская мечеть перестраивалась неоднократно. Кроме упомянутой выше перестройки, достоверно известно еще об одной (от Асадуллаха Дибирова и других жителей Убра) — это было при Убри, значит, в начале XVIII века. Магомед Убри построил на свои средства большую мечеть на месте старой, маленькой. Чтобы не прерывать религиозных отправлений, новая мечеть была построена над старой, которую снесли лишь после завершения строительства новой.
Комментарии