Кумух основан иранским сасанидским шахом. Первые достоверные сведения о Кумухе относятся к VI веку нашей эры, когда Кумух был в составе Сасанидской империи. Вытесненные с равнины племена гуннов-савиров ушли в горы Дагестана и основали государство Тавйяк (персидское название — Сарир), выбрав в качестве опорных пунктов Хунзах и Кумух.
В 734 году Кумух вошёл в состав Арабского халифата. Генерал-историк В. А. Потто (1899 г.) сообщал: «Арабы поставили правителем лаков некоего Шах-Бала».
В 778 году была построена Кумухская джума-мечеть и в Лакии утвердился ислам. Шамхалы Кумуха вероятно приняли ислам в конце XIII века, когда в истории начинаются их мусульманские имена.
Впоследствии Кумух получил приставку «Гази», характерную для тюркских газиев-мусульман. Наименование «Гази-Кумух» впервые упоминалось в конец XIV века. Кумух был торговым и политическим центром Нагорного Дагестана, летней резиденцией Газикумухского шамхальство, а затем столицей Казикумухского ханства. В 1820 году Кумух стал частью России.
6 сентября в 12:54
Дагестанский алим Али Каяев писал: «Сурхай-хан II Гази-кумухский «Кун Буттай большой дедушка» был алимом, хафизом знавшим Коран наизусть. Он реставрировал три мечети в Кумухе: Бурхай мечеть, мечеть Кадия и пятничную мечеть». Мечеть в Тпиге также была отреставрированна Сурхаем.
Сурхай-хан II имел двух жен: первая была лачка и от неё было 4 сына Нух бек, Халид бек, Муртазали, Шейх Али хан и дочь, вторая была аварка, сестра Умма-хана Аварского. «Дочь Сурхай‑хана II Гюль-андаш ханум была замужем за хана Ширвана Мустафой, родственника Сурхая II». Ахмед-хан Султан Цахурский был женат на дочери Сурхай-хана II. Илисуйский султан Даниял-бек был внуком Сурхай-хана II.
Ван Гален офицер и очевидец писал о Сурхае: «Это был человек примечательный наружности. Он был высокого роста и вид имел особенно под старость, грозный. В горах он славился обширной ученостью в мусульманском духе, а по древности рода и большими связями во всем Дагестане пользовался уважением у всех соседних народов»
«При Ермолове роль Сурхай-хана, более всех страшившегося появления в горах русских войск, приобретает особое значение, как роль одного из главных двигателей событий 1818 и 1819 годов в Дагестане. В своем предписании жителям Кубинским, Дербентским и Бакинским от 19 января 1820 года генерал Ермолов писал: «Сурхай-хан II Газикумухский, скрывая изменнические и злодейские свои намерения, доселе одними ложными внушениями возмущал против Российского Великого Государства народы Дагестанские». Ермолов писал: Сурхай-хан Газикумухский самый хитрейший из мусульманских владетелей. Гордин Я. А. писал что Сурхай-хан II есть один из храбрейших и сильнейших владельцев в Дагестане.
6 сентября в 10:42
Дагестанский Алим Али Каяев писал: «Сурхай-хан II Гази-кумухский «Кун Буттай большой дедушка» был алимом, хафизом знавшим Коран наизусть. Он реставрировал три мечети в Кумухе: Бурхай мечеть, мечеть Кадия и пятничную мечеть». Мечеть в Тпиге также была отреставрированна Сурхаем.
Сурхай-хан II имел двух жен: первая была лачка и от неё было 4 сына Нух бек, Халид бек, Муртазали, Шейх Али хан и дочь, вторая была аварка, сестра Умма-хана Аварского. «Дочь Сурхай‑хана II Гюль-андаш ханум была замужем за хана Ширвана Мустафой, родственника Сурхая II». Ахмед-хан Султан Цахурский был женат на дочери Сурхай-хана II. Илисуйский султан Даниял-бек был внуком Сурхай-хана II. Ван Гален офицер и очевидец писал о Сурхае: «Это был человек примечательный наружности. Он был высокого роста и вид имел особенно под старость, грозный. В горах он славился обширной ученостью в мусульманском духе, а по древности рода и большими связями во всем Дагестане пользовался уважением у всех соседних народов».
«При Ермолове роль Сурхай-хана, более всех страшившегося появления в горах русских войск, приобретает особое значение, как роль одного из главных двигателей событий 1818 и 1819 годов в Дагестане. В своем предписании жителям Кубинским, Дербентским и Бакинским от 19 января 1820 года генерал Ермолов писал: «Сурхай-хан II Газикумухский, скрывая изменнические и злодейские свои намерения, доселе одними ложными внушениями возмущал против Российского Великого Государства народы Дагестанские». Ермолов писал: Сурхай-хан Газикумухский самый хитрейший из мусульманских владетелей. Гордин Я. А. писал что Сурхай-хан II есть один из храбрейших и сильнейших владельцев в Дагестане.⚔
5 августа в 12:28
Первый дагестанский профессиональный фотохудожник Амин Чутуев отметил бы 110-летие со дня рождения.
Он увлекся фотографией в 20 лет. Аппаратура тогда была примитивной, и, чтобы получить готовый снимок, нужно было приложить немало усилий. Практиковался у известных в республике фотографов, ездил повышать мастерство в Москву, в «Союзфото». Немало времени и труда у него ушло на то, чтобы стать тем, кем он стал. В течение многих лет отец был единственным фотожурналистом-дагестанцем.
Амин был мастером на все руки, мог изготовить предметы мебели, в Кумухе они до сих пор сохранились, хорошо разбирался в электричестве, искусно делал ювелирные изделия и даже кладку. Играл на таре, мандолине, кларнете, свирели, барабане.
Всю свою жизнь Амин любил лошадей и с интересом рассказывал о них, о том, как их приручал, тренировал. Отец очень любил цветы, разбил цветник с незнакомыми для кумухцев видами цветов. Был большим юмористом – о проделках Чутуева до сих пор помнят в народе.
20 мая в 12:58
Вид из окна дома известного фотографа Камиля Чутуева. с.Кумух, Лакский район.
@photo_k.chutuev
22 января в 12:00
Селение Кумух (Кази-Кумух, около 3000 тысяч жителей) – административный центр района.
Кази-Кумух – столица лакцев, расположена в центре Нагорного Дагестана и замкнута высокими отрогами Главного Кавказского хребта. В старину Кази-Кумух был крупным торговым центром – сюда по четвергам, съезжались купцы не только из Дербента, Шеки и Шемахи, но и из Бухары, Стамбула и Индустана. Город славился не только мастерами-умельцами, но и учеными, получившими блестящее образование в странах Ближнего и Среднего Востока. Шесть мечетей будничных и седьмая праздничная – Джума-мечеть – высились над богатыми домами кумухцев.
20 января в 17:32