Источник: kvardal.ru
Курдал (Квардал)— село в Курахском районе Дагестана. По легендам, которые дошли до нас, первоначально село называлось Кура. Приблизительно возраст его около 2000 лет. Об этом свидетельствуют многочисленные и старинные могилы, захоронения.
Чтобы защититься от местных и чужеземных врагов предки курдальцев село построили на скале. Одна тропинка шла в село. И она находилась под постоянным контролем у дозорных села. Для неприглашенных путь в село преграждали огромные ворота из дубового дерева. Ворота охраняли специально обученные люди. Кроме этого за окрестностями села следили с высокой башни. Были и естественные преграды для врагов — ущелья. Все это позволяло курдальцам хорошо защищаться от неприятелей.
По рассказам старожилов, основателями села являются представители тухума Башунаяр. Не зная подробной географии, старшие поколения передавали из уст в уста происхождение тухума. По словам старейщин Башунаяр пришли и основали село не от хорошей жизни . Раньше они жили на хороших землях, но в те далекие времена попали под натиск с двух сторон большими народами с одной стороны сурх1ар (аварцы) с другой яхулар (лакцы). Потихоньку притесняя народ в горы отнимая хорошие земли, эти два народа как-бы на перегонки старались ухватить земли и подчинить народ под себя . В то время многие из этого народа давая отпор захватчикам , но не выдерживая сильного натиска вынуждены были покидать родные места и уходить в более спокойные земли. Взяв арбу с пожитками они уходили кто куда, единого направления не было ( кто обосновался на територии Рутула кто Агула некоторые ушли к лезгинам, были и те кто ушли в северный Азербайджан. Так наши предки и основали село Курдал (Квардал — современное название). Сохранилось устное описание тех мест откуда прибыли основатели села — тухум Башунаяр: "Если идти от Курдала (Квардала) по направлению через Агулы в Авар-дере (територия населенная аварцами), где соприкасаются два народа лакцы и аварцы там и были наши земли. Название тухума происходит от одноименной горы вблизи которой они жили".
В настоящее время проанализировав те данные которые дошли до нас, подняв архивные документы пришли к выводу ,что тухум Башунаяр пришел из нынешнего Чародинского района в котором и до сих пор проживает народ говорящий на лезгиноязычном диалекте, народ тот — аршо или арчинцы, которые не потеряли своего языка. Численность носителей языка в настоящее время около 1000 человек, они знают свой родной язык, аварский и лакский.
После них в Курдале поселился тухум Кацахар. Говорят, что они прибыли в горы из вилаята Шам. Со временем тухум Кацахар разъединился на тухумы — Кацахар и Махмудар.
Попозже в Кулдале оказались тухумы Кужаяр (из Лакии) и Мирзаяр (из сел. Ашты), и Бугаяр (из сел. Буркихан). Эти пять тухумов существуют до сих пор и живут дружно. 250—300 лет назад в селе жил ученый муж Раджаб, который занимался астрономией, философией, биологией. Он из рода Кужаяр. Надо отметить, что в роде Кужаяр было много образованных людей. Почитаемым в селе алимом, арабистом был и Али из рода Кужаяр. К сожалению, после Октябрьской революции его арестовали и до сих пор сельчанам ничего не известно о его дальнейшей судьбе. В Курдале творил и служил горцам еще один представитель Шама шейх Ибрагим-Халил. До сих пор сохранились остатки дома, где жил этот крупнейший ученый и арабист. В честь него были названы лес, поля.
Также почитаемым местом сельчан и других людей является и зиярат-пIир шейха Ибрагим-Халила. Кроме данного зиярата в Курдале есть еще 4 пIира. За последние 70 лет курдальцы стали свидетелями больших изменений, которые происходили в селе и в районе.
Десятки горцев и горянок получили высшее образование. Являясь специалистами своего дела они трудятся и за пределами республики, в странах СНГ. Сельчане пользуются электроэнергией, телефонной связью, в селе работают учреждения культуры, образования.
Комментарии