Одним из населенных пунктов Кулинского района является селение Вихли. Оно расположено на северо-восточной части района в равнинной местности. Достоверных научных сведений об истории нашего села сводится на нет. Лишь в книге профессора Р.Магомедова «История Дагестана» упоминается, что вихлинцы произошли от сиригинцев. В доказательство своей версии он опирается на некоторые сходства в женской одежде и на основное занятие в прошлом животноводством жителей Вихли и сиригинцев. Эту гипотезу Магомедову передал, как ни странно, житель селения Цыйша, а не вихлинец. Наше село образовалось в далеком прошлом от слияния многих хуторов, расположенных вокруг большого хутора Яхсуми – это название вызывает интересные рассуждения. Яхсай – это по-лакски называют Аксайцев.

До сих пор в нашем селе различается произношение наиболее отдаленных друг от друга магалов, например: исулуцинцы выделяются быстрым темпом разговора, прослеживается и своеобразие в произношении, темпераментность, трудолюбие, вспыльчивость, а «хъялащи» наоборот уравновешены, неторопливы в разговоре и работе. Даже, когда выбирают невесту, стараются взять из исулуцинского магала: она поведет хозяйство исправно. «Ч1амащи» выделяются мягким характером и произношением. Обычно, при встрече, когда спрашивают: «Куда идешь?», вихлинцы говорят: «Чун най ура?», они «Ккишунна?», «Ц1унайра?». Имеется различие в мужском и женском произношении в селении в целом. Мужчины в место «Ч1» в некоторых словах произносят «т1» - как бы этим подчеркивая превосходство над женщинами в крепости характера, например «ч1исса-т1исса», «ч1ила-т1ила». Имеется в нашем диалекте звук идентичный английскому «дж»: «джик1-джирк1у», к сожалению влияние литературного языка и насилием русского этот звучный звук исчезает.

Исходя из вышесказанного вытекает, что вихлинцы – сплав влившихся в одно селение с разными обычаями, диалектами люди, жившие кто ближе, кто дальше от нынешнего месторасположения раньше, до образования села Вихли. Много общего у нашего народа с тантинцами Акушинского района: острословие, привязанность к своему краю, общительность, женская, мужская одежда почти одинаковые. Есть общее в танцах, музыке и жителями селения Муги того же района.

По преданиям старожилов название села «Вихьул» образовалось от слов «вив хьун» - объединиться. Когда люди жили в разобщенных хуторах, внешние народности совершали набеги и угоняли скот, отбирали зерно, продукты питания. Тогда старейшины всех хуторов собрались в местности «Маччайнна ккурч1а» - годекан соседей, сородичей и начали совещаться, как защититься от нашествий соседей.

Один мудрец дал собравшимся по прутику и предложил их сломать, с чем легко справились все. Тогда он дал им по метлу и не смогли сломить их. И он изрек мудрые слова: «Нас тоже как прутиков легко сломают враги – давайте объединимся, тогда нас никто не сможет одолеть». Было шесть хуторов: Ччиккул, Хъузращи, К1анахми, Няк1аьлил ссак1, къяк1ухъул, Яхсуми.

Большинство жителей «Ччиккул» переселились в Армению и жили недалеко от Еревана отдельным поселением, по словам цыйшинца Кадырова Вагаба – сына канатоходца, а оставшиеся земли на северо-восточной окраине села. Это магал и сейчас называют «Барщи» - часть села вначале означает наименование.
Выходцы из этого села проживают и в селении Убра Лакского района, даже родовое прозвище великого Убринского было Мякъихъул (название тухума). С таким же названием тухум имеется и в нашем селе, сам Убринский работал в нашем селе дибиром (или муалимом).

Хъузращи – тоже по величине самое большое поселение до объединения было расположено в местности Хъузрахь, Чях. Они засели в южной части села, откуда хорошо виден свое прежнее пристанище. Они образовали магал Хъялащи, куда входили тухумы: Ханнал Аьлихъул, Мудунналавхъул, Т1урахъул, Шагьамандарахъул, Щималавхъул и другие. К1анах находится на западной окраине села. Они сели на восточной части и составляют тухумы: Чаннавхъул, Дивирналавхъул, Гъазалихъул, Адамхъул, Билалхъул, Вадихъул, Къантухъул и др.

В настоящее время в местности К1анахалу построены добротные современные дома, и этот магал получил название «Марщалщинайми», что означает в переводе на русский – террасная вода.

Жители Няк1аьлил ссак1 (хутора Няк1аьли) переселились из местности Ххюлубалу (прищебенье, привалунье), где до образования Вихли собирались жители всех хуторов для решения важных спорных вопросов. Это место и сейчас называют «Маччайнна ккурч1а», т.е. годекан сородичей – соседей. Они построили дома выше местности Марщалщинаялу, ниже коренного магала Яхсуми.

Туда входят тухумы: Аьлилавхъул, Аьйшалисяхъул, Гъайт1ахъул, Ттярагъайхъул, Щейхах1махъул, Къадухъул и т.д. позже всех, после построения мечети, засели в северной части села и жители настоящего магала Исулуц1и – коренной их хутор называли по названию самому близкому топонимому Къяк1уц1алу – Къяк1у-Къяк1и? имеются скудные сведения, что вихлинцы приняли и жителей Квита, Ккут1нища, Т1ант1а и др.

Это подтверждается схожестью одежды, наличием одинаковых названий тухумов, употреблением некоторых даргинских слов обиходного значения, например: ута-утардаялу, (ута – к1ану – табуретка), утардаялу – это место для круглосуточного выгула скота, яржакьян – человек, обеспечивающий топливом, пищей чабанов, х1аркья – сильная струя дыма.

Есть у нас тухумы, носящие названия селений: Т1ант1анхъул, Ахъушанхъул, Игьрачанхъул, К1амахъанхъул, Ккут1ухъул и т.д.

В состав Вихли не вошел лишь один хутор – Ччагъар – само название говорит о том, что жители этого поселения были зависимыми от хана, по этой причине им было отказано: «Вы люди зависимые – мы не хотим сыворотку вливать в сметану» - изрек мудрец Къяркъяли. Затем они, обиженные на вихлинцев, поселились в местности Паннаялу, откуда в последствии рассосались по селам соседнего Лакского района.

Вихлинцы в основном были узденями, отходниками, не платили никому дани, поэтому-то он категорически опроверг предложение Ччачарцев войти в состав Вихли.
Значительным культурным событием для вихлинцев явилось принятие ислама, предположительно он укрепился в середине 16- в конце 17 веков.

Мечеть была построена в 1741 году мастером из Кани К1ялахъал Ибрагимом, а минарет пристроил состоятельный житель нашего села Бялла на свои средства, в 1960 годы она была реконструирована мастерами-каменщиками Хъисул Кьади и Мисил Мих1аммад. В качестве миссионеров в Дагестан были направлены из одной арабской страны пять братьев-миссионеров Гъазалихъул, один из них обосновался в Вихли и до сих пор живут его потомки, которые в последующем способствовали укреплению ислама.

Много было вихлинцев, получивших глубокие знания по астрономии, философии, языку. Особенно среди них выделялся Гарай Мих1а (Магад), который написал историю с. Вихли, она попала в руки поклонника исламской науки Хаджимурада из с. Цыйша. В самые тяжелые времена преследований верующих не изменил свое отношение к религии Ашаев Магомед (Аьшавлав), человек глубоко знавший грамматику арабского языка, философию, шариатские законы, в одно время он работал кадием в Кумухе, был в очень близких отношениях с Али Каяевым, Юсуфом и Гаджи Муркелимскими. Во многих селах Лакского района давал уроки арабского языка Махмуд Къат1ихъал.

Самым способным учеником Мусса из Сумбатля был вихлинец Гарун Магад, во время революционных преследований он взял с собой Магада в Турцию, но по дороге их поймали и были осуждены.

Много вихлинцев приняли участие в восстании горцев против русских в 1877 году, среди них были заметны Хъюбума (Багълихъал), который ссылку отбывал с Ибрагимом Габиевым и до конца своих дней находились в добрых отношениях, Аркалла, Чарин (Кьадлахъал) и другие.

Немало вихлинцев внесли большой вклад в победу в Октябрьской революции, к ним относятся Щигнаев Щигна, Касумов Омар, Андалов, Алилаев Магомед. Они встречались с Гаруном Саэдовым и Саидом Габиевым, Алилаев Магомед имел награды, именные оружия руководителей революционного движения.

Во время строительства колхозов заметный след оставил председатель колхоза, участник ВОВ Салихов Али. Он был инициатором выращивания новых в горных краях сельскохозяйственных культур, садов, виноградников в Бабаюртовской зоне.

При его руководстве наш колхоз был одним из первых в районе, получал переходящее Красное знамя; в последствии он работал с Магадом Магадовым в райкоме партии. Его же брат Салихов Ахмед, получив одним из первых высшее образование, был комсомольским, партийным руководителем села и района, затем был начальником политотдела МВД республики.

Большой популярностью пользовался в обоих районах лакцев Мусаев Магад – начальник НКВД. Он успешно вел бескомпромиссную борьбу с врагами народа, разбойниками, дезертирами, укрывавшимися от войны 19411945 гг.

Как и все дагестанцы, вихлинцы тоже добровольно ушли на фронт в первые же дни войны, ушло более 140, вернулось 65 человек, сложили головы на полях сражений 75 человек.

По непонятным причинам не стал героем СССР снайпер, спасший знамя чести, Магомедов Гусейн. Геройски погиб бесстрашный сын нашего народа Чавтараев Таджикади, сражаясь один с ротой немецких автоматчиков. Здесь он уничтожил более 22 немцев, самоходные орудия, лошадей.

Депутатом Верховного Совета СССР двух созывов была уроженка нашего села, кавалер ордена Ленина Закуева Айшалбаба, которая работая дояркой в совхозе «Шамхальский», добилась рекордного надоя молока. Многие чабаны, доярки получили своим честным трудом высокие награды страны. К ним относятся Ахмедов Рамазан, Магатуева Аминат и др.

Хотя в науке наши сельчане не достигли высоких вершин, но специалисты с высшим и средне-специальным образованием работают во многих районах, городах Дагестана, директорами школ в Лакском районе работают Ашаев Исрапил, Алиев Али, работал до последнего времени и Гуйдалаев Саид, в Левашинском – Магадова Елена в с. Арши и Рашидова Саманият – в Убеки, в Акушинском – Рамазанова Зулайхат и др.

Не будет преувеличением, если я скажу, что с высшим образованием насчитываются в нашем селе более 400 специалистов, главврачом в Ставрополе работает Чаринов Чарин, в Харькове Аркаллаев Расул.

Многие учителя нашей школы получили награды от правительства за добросовестный труд в воспитании подрастающего поколения, их возглавляет Сиянат Алиханова – заслуженный учитель РФ, депутат Верховного Совета Дагестана, отличник народного образования. Магомедов Худай, Киньшина Раиса, Ашаева Патима, Абдуллаев Магомед, Ушанов Омар, Щейхов Щейх и т.д.

Долгое время работал главным врачом райбольницы заслуженный врач РФ Ашаев Нуруллах А. с именем которого связано строительство новой больницы, установление строгого порядка, повышение у работников высокой ответственности за свою работу.

В настоящее время он работает главным врачом санэпидстанции и продолжает оказывать практическую помощь руководству больницы.

Видными национальными деятелями Республики Дагестан и Лакского народа были братья Хачилаевы. Они внесли огромный вклад в развитие спорта, духовное совершенствование народа. Все три брата были неоднократными обладателями черных поясов, чемпионами по различным видам единоборства. Надир Хачилаев закончил литературный институт им. Горького, был одаренной личностью, в нем были совмещены все таланты, которыми природа наделила людей. Он и поэт, и художник, и спортсмен, и духовный наставник и авторитет молодежи.

Он возглавлял духовное управление мусульман России, был депутатом Государственной Думы России. Магомед Хачилаев – лидер лакского национального движения, работал министром рыбной промышленности Дагестана, председателем Фонда Мира республики.

В последнее время наши сельчане пробили преграду аспирантур, и многие успешно защищают диссертации. Алиева Габибат, Аммаева Асли, Кадирова Патимат, Курухов Гасан – закончили аспирантуру.

В настоящее время функционируют врачебный пункт, библиотека, СДК, школа искусств, средняя школа.

Заложил хороший фундамент будущим борцам, каратистам учитель нашей школы Магомедов Пирбудаг. Многие его ученики стали призерами и чемпионами Мира, Европы, Дагестана. Чемпионом мира по ушу-санда стал Гасанов Касим, призером первенства по единоборству в Таиланде стал Юсупов Магад, чемпионом мира по ушу-санда является Сулейманов Магомед.

Известный дагестанский поэт Гасан Курухов и писатель Магомед Сулейманов являются выразителями духовной культуры нашего народа. Член Союза Журналистов СССР – прекрасный человек, сделавший для вихлинцев очень много, ныне покойный Камаханов Али, был и есть для нас примером мужества, трудолюбия, интеллигентности.

Наш край еще не изучен полностью. В 60-е годы 20 века проводились археологические раскопки в местности Ияхалу, где по словам археологов здесь обнаружились скифские могильники.
Имеется у нас целебный источник от болезней суставов, есть скудные залежи каменного угля, но их запасы не определили еще, встречается руда с содержанием железа и алмаза.

Заслуженные учителя РД:
1.Чупанов Зайнутдин Абдуллаевич
2.Магомедов Худай К-магомедович
3.Ашаева патима Алиевна
4.Алиханова Сиянат Алиханона

Заслуженные работники сельского хозяйства РД:
1.Юсупов Ахмед Юсупович
2.Гусейнов Магомед Хачилаевич
3.Курухов Курух К-Алиевич – заслуженный зоотехник РД.

Заслуженные ветеринарные работники РД:
1.Алиев Омари Рамазанович
2.Магомедов Шахбан Капуевич.

Заслуженные медицинские работники Российской Федерации:
1.Ашаев Нуруллах Алиевич.

Заслуженные медицинские работники РД:
1.Магомедов Маммя Карабаевич
2.Салихов Магомед Салихович
3.Асланбегова Патимат Сайдиевна.

Передовики животноводства, кавалеры орденов трудовой славы:
1.Абакаров Мусса Абакарович
2.Абулаев Рамазан Ахмедович
3.Магатуева Аминат – награждена медалью за трудовую доблесть.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля