Поделиться
23 Мар 1996 г.
Караванная дорога имела свое единственное продолжение лишь на левом берегу реки Хъун нех в окрестности аула Вачи, для чего и возводился мост. Далее дорога проходила через Вихли. Здесь она разветвлялась в двух направлениях: одно вело в Кумух, другое — в Акушу, связывая там Центральный Дагестан и Темир-Хан-Шуру с Южным Дагестаном и Закавказьем. Но все же главная его необходив другом: Вачи, географически расположенный на левом берегу Хъуннех, значительную часть своих пастбищных, земельных и сенокосных угодий имел на правом берегу реки. И поэтому вачинцы по нескольку раз в году возводили мост, который раз за разом уносили бурные дождевые потоки. Был и еще один важный фактор, связанный со строительством моста, без которого вачинцы лишались торгово-экономических связей не только со своими земляками, но и с нынешними Агульским и Дахадаевским районами.
С учетом всех обстоятельств по решению вачинского сельского схода в 1612 году по Григорианскому календарю были начаты работы по строительству моста. И этому есть подтверждение — вмонтированная в левый «бык» моста каменная плита, на которой арабскими буквами выбита дата постройки — 1021-й год Хиджры. Значит, возраст моста — 384 года. Возможно, это преувеличение, но второго такого уникального долгожителя в Дагестане не сыскать.
И что еще интересно: мост этот по характеру инженерной мысли и архитектурному замыслу напоминает знаменитые одноарочные мосты Ивана Кулибина — выдающегося русского механика и изобретателя 70-х годов XVIII века.
Интересен и сам процесс строительных работ. Сначала было решено возводить мост традиционным способом, используя дешевый местный материал, в первую очередь камень. Поднять его на 40-метровую высоту было трудно, тогда выбрали вариант одноарочного моста, с использованием долгомерных бревен. Их соответственного качества, длины и диаметра доставляли волоком на 30 парах быков три месяца из аварского аула Карадах. Каждая пара быков должна была приволочь по 18 бревен.
Этим рассказом можно было бы ограничиться, если бы не беспокоила нынешняя судьба старинного моста. В связи с постройкой рядом современного железобетонного моста старый, понятно, потерял свое назначение. Выходит, его ждет та же участь, которая постигла двухарочный мост, долгое время несший добрую службу не одному поколению вачинцев. Надо постараться сохранить мост-долгожитель как память о прошлом. Думается, что администрация села при возможном содействии республиканского Общества охраны памятников приложит усилия к сохранению одного из древних сооружений в Дагестане.
Поделиться
23 Мар 1996 г.
Знаете ли Вы корни своего родословного древа? Знаете ли происхождение и историю своего аула, села, города которых Вы родились, живете..?...
Июл 2000 г.
Комментарии к статье