Вачи — старина и новь древнего аула

0

Поделиться

08 Июл 2000 г.

Знаете ли Вы корни своего родословного древа? Знаете ли происхождение и историю своего аула, села, города которых Вы родились, живете..? Сегодня мой рассказ о том, что происходило в моем родном ауле Вачи в период татаро-монгольского нашествия и последующие годы, вплоть до наших дней. И поможет нам в этом моя беседа с профессором ДГУ Магомедом Муртузалиевичем Курбиевым.

Аул Вачи — один из древнейших поселений в Дагестане. По преданию, его обосновал армянский царь Вачи 11-й после распада Кавказской Албании. Хотя принято считать, что в каждой легенде существует и доля правды, все же на легендах история не пишется. Найти ответы на неизбежные многочисленные вопросы, связанные с возникновением Вачи, взялся профессор кафедры философии Дагуниверситета Магомед Муртузалиевич Курбиев. Он завершает книгу, посвященную родному селу. Мне повезло: с разрешения автора я познакомился с ее рукописью, узнал много интересного. Начать хотя бы со времени нашествия иранских завоевателей в Дагестан. Известно, что одной из ярких страниц в истории горских народов Дагестана — разгром войск Надир-шаха в первой половине 1742 года. В этой героической эпопее, в числе других братских народов Дагестана, вачинцы приняли самое активное участие. Есть достоверные сведения, дошедшие до наших дней, что 40 односельчан предприняли смелую попытку пленить разбитого Надир-шаха. Однако, — продолжает свое повествование мой собеседник, — попытка эта имела трагический исход — всех храбрецов зарубили и никто из них не спасся.

Немало неясных и недописанных страниц охватывает и период нахождения вачинцев под влиянием русских царей. Но многое сохранилось в песнях и народном фольклоре. По преданию, наши старики хорошо помнят об антиколониальном восстании горцев 1877 года, в котором приняли участие и наши односельчане, позже подвергшееся жестокому подавлению. Об этом поется в народной лакской песне «Сибирь». Не принесли спокойствия и желанного мира ни первая мировая войнами февральская революция 1917 года. Свержение царя в октябре 1917 года внесло в жизнь вачинцев беспокойство за будущее. Вачинцы, как и вся страна, оказались во власти политических и идеологических группировок — сторонников новых и старых порядков. При этом, политическая конфронтация коснулась не только джамаата, но и отдельных семей. В этом отношении ярким примером может служить семья Дибир-Саида. Сам он и его старший сын — Бадави были последовательными защитниками старого строя, а младшие сыновья: Гаджи, Дибир и Сайпу встали на сторону большевиков.

Трагическим событием в жизни вачинцев стала проводившаяся в 30-е годы по единому шаблону кампания по коллективизации с ее неизменным спутником — раскулачиванием. Последнее сопровождалось обложением колхозов и сельской интеллигенции индивидуальным налогом. При этом лишали людей избирательных прав, открывали простор не только беззаконию и злоупотреблению власти, но и возможности для сведения взаимных счетов, доносов и предательства.

Вместе с тем, было бы несправедливо не сказать о том, что Советская власть принесла вачинцам новую культуру быта. В селении открылась школа, ставшая начальным этапом подготовки из числа местных жителей большого отряда интеллигенции, грамотных рабочих и колхозников. Несмотря на все негативные стороны, вачинский колхоз им. Тельмана оказался жизнеспособным. Его сила проявилась в годы Великой Отечественной войны. Самоотверженный труд не только помог выжить вачинцам, но и оказал существенную помощь фронту, стране. Еще в 30-е годы в Вачах появилось малое индустриальное предприятие — трикотажная артель. Помимо производственных цехов, артель располагала своей спортплощадкой, красным уголком, избой-читальней. Организатором артели был талантливый инженер и прекрасный хозяйственник Магомед Шамхалов.

В начале 30-х годов десятки молодых вачинцев поехали строить первый индустриальный город в республике — Двигательстрой (ныне Каспийск). Они освоили разнообразные рабочие профессии, приобщились к современной технике и технологии, заложили основы нового образа жизни и новой городской культуры вачинцев.

В числе людей, которые оставили известный след в истории аула Вачи, нельзя не упомянуть и имя выдающейся лакской поэтессы Шазы Курклинской. Она, будучи замужем за вачинцем, недолгое время жила в нашем ауле и оказала существенное влияние на поэтическую и песенную культуру жителей аула…

Начало Великой Отечественной войны для наших односельчан, как и для всей страны, стало трагедией. Урон, нанесенный селению четырехлетней войной, неисчислим и невосполним. Аул по существу обезлюдел. Нарушилась естественная среда поколений, изменился его демографический состав. В послевоенные годы, вплоть до наших дней, вместе с другими городами Дагестана вачинцы живут заботами и тревогами своей Родины. А что касается облика аула, многие наши односельчане переселились на равнинную часть аула, ближе к реке. В то же время молодежь все чаще покидает свой родной очаг, переезжая в город. Самое печальное то, что наиболее плодородная часть вачи неких пашен стала легкой добычей всякого, кто решил построить дом в районном центре. Земли данного участка отводятся и для строительства учреждений и организаций районного значения. А свободные участки между стройками используются районными службами под свои личные дачи и огороды.

Все же каждому вачинцу очень хотелось сохранить свои корни в горах, вернуться в свое гнездо, сохранить исторические памятники прошлого нашего аула, часть которых славится не только в Дагестане, но далеко и за его пределами. Взять хотя бы уникальный по своему архитектурному сооружению и по времени — вачинский мост «хъун ламу» (большой мост). Он день ото дня разрушается из-за отсутствия средств для реставрации, а ведь ему свыше 350 лет. А в итоге, с обидой добавляет, заканчивая свой рассказ, Магомед Муртузалиевич, мы теряем свои корни, свою историю, унаследованные от наших предков. Это значит рушится преемственность поколений, прерывается передача наших духовных ценностей от отца к сыну…

Признаться, рассказ о родном ауле моего односельчанина, хотя и просветил меня в вопросах, в которых я мало разбирался, но одновременно и озадачил тем, что действительно многие из наших вачинцев, особенно молодежь, не всегда интересуются своей историей, ее прошлым. К сожалению, многие из них покидают землю предков и уезжают, ослабляя связь с краем своих отцов, дедов, со своими корнями. Ныне большинство вачинцев живет в разных регионах России и СНГ. Печально, но они вовсе думать не думают когда-нибудь вернуться в свое родное село. А ведь говорят, что даже птица, когда-то вылетевшая из своего гнезда, рано или поздно возвращается в него…

, раздел: Статьи

Автор: Увайс Увайсов, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РД / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

08 Июл 2000 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Мост-долгожитель

    Нынешнее время отличается от прежних эпох необычайно возросшим интересом малых народов к своему историческому прошлому. От древнего аула...

    Мар 1996 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля