Тропа в историю древнего Дагестана

0

Поделиться

01 Дек 2003 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
        М.Г. Магомедов в книге «История аварцев» Махачкала, 2005г., стр.96 повествует: Аварский каганат окреп настолько, что соперничал и с Византией, его войска во главе с Баяном доходили до Константинополя, города, защищенного мощными крепостными стенами. Два столетия спустя Аварский каганат теряет свое могущество...

Согласно византийской хронике, последних аваров видели в 828 г. на имперском государственном собрании, где они представляли покоренный аварский народ. Интересен ответ пленного авара на вопрос болгарского хана Крума: «Почему были разорены ваши города и ваш народ?». Тот ответил: «В начале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратились с лицемерными ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали  торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало причиной нашего постыдного несчастья».

Авторы привели в качестве предисловия к данной статье эту сцену трагического конца аварского каганата, чтобы мы, дагестанцы, кавказцы, россияне, задумались о прошлом, извлекли из него урок, чтобы сосед-соседу, дагестанец - дагестанцу, кавказец – кавказцу, наконец, россиянин-россиянину подали руку и сказали друг другу: «Мир Вашему дому» »Ассалама г1алайкум», дорогие мои братья и сестры, давайте жить дружно, в мире и согласии. На планете Земля Бог нам всем дал и  места на земле, и воздух, и жизнь одинаково равные...  

Для сравнения и представления полной картины о с.Алмак необходимо, на наш взгляд, вспомнить самые трудные для народа России годы 19 века.
Так, в 1939 г. колхоз имени «25 Октября» был признан в числе лучших колхозов в Дагестане. 25.10.39г. в Кремле колхозу имени «25 Октября» было вручено Свидетельство за №175572 за высокие показатели по овцеводству, утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и занесен в Почетную книгу Главного комитета ВСХВ. Свидетельство бережно сохранено и находится у патриота и краеведа Сатираева А.С..  В 1939-1940 гг. в с. Алмак из колхоза имени «25 октября» были образованы 4 колхоза: «25 Октября», «В.И. Ленина», «И.В. Сталина» и «Молотова», которые руководили жителями 46 хуторов из 812 хозяйств с населением около 5000  чел., которые были расположены на площади 10 тыс.га земель. Имелась школа, где учились более 600 детей. В селе с 1937 года работала гидроэлектростанция. Функционировал черепичный завод, который выпускал в год около 10000 штук черепиц. С 1940 по 1945 гг. на фронт ушло 487 чел. из с.Алмак. В настоящее время в с.Алмак находится оленеводческая ферма.

Из тьмы веков

В доступной для широкой аудитории учащихся, студентов и другого контингента читателей, исторической литературы об Алмаке Казбековский район, корни истории которого уходят в далекое прошлое, сказано мало, если не сказать, почти ничего. В истории Дагестана .., где должны были быть освещены наиболее значимые моменты нашей истории, будто этапы процветания, упадка, по причине войн и т.п., наших сел, обществ, городов, об Алмаке, на месте которого  в прошлом был сильный и влиятельный город, почти ничего не освещается…

Как указано Мансуровым Ш.М.  »Салатавия». Махачкала.1995 г.. стр.15  по данным археологии Салатавия была заселена не позже 111-11 тыс. до н.э. Пикуль М.И. Отчет о работе 11 Бавтугайского отряда в зонах строительства Чирюртовской и Чиркейской ГЭС; Путинцева Н.Д. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС; Брэдэ К.А.. Отчет об археологических разведках на берегах Сулака; Котович  В.М. Мискинбулакский могильник. – В кн. Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. Махачкала. 1978 г. с. 96-98. При тщательном археологическом исследовании всей территории Салатавии допускается возможность удревнения этих сроков. В некоторых пунктах Салатавии, пишет В.И. Канивец Археологические исследования в Дагестане в 1955г.. Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, т.1, Махачкала, 1956, С.212, найдены кремневые орудия и отщепы, часть которых, вероятно, относится к каменному веку.

В 60-70 годы в Алмаке был найден бронзовый топор, в связи с этим ученый института истории, археологии и этнографии Агларов М.А. выступил с предложением о необходимости ведения археологических раскопок на территории этого села.

Есть предположение ученого ИИАЭ, что по найденным вещам можно предположить, что культура схожа с Бежтинской культурой того времени.
В школьных  музеях есть интересные находки, имеющие важное значение для археологии и антропологии. В наши дни жительница села Алмак Меджидовой Айшат был найден бронзовый браслет, которого передали в республиканский краеведческий музей. Специалист республиканского музея данный браслет определила как принадлежащий периоду до Тимуровских времен, то есть не позднее Х1У века.

После Великой Отечественной войны в Алмак приехал русский доктор по имени Николай ?. У алмакцев он пользовался уважением. С душевной теплотой вспоминают его за доброту, ум,  те алмакцы, жившие в то время. Когда умер Николай, его похоронили в местечке не далеко от села христианского кладбища поблизости нет. Процессию похорон сопровождали пионеры Алмакской восьмилетней школы с пионервожатым Джабраиловым Мансуром во главе. Так вот, в честь умершего, на его могиле был установлен каменный крест, один из двух найденных в Алмаке. К сожалению, крест тот на могиле не сохранился, во время проливных дождей водный поток смыл его в пропасть…

Казалось бы, раскрытие истории, его поиски послужили бы и разгадке многих исторических  вопросов и других мест Дагестана, но повторюсь, на наш взгляд, ученые-историки увлеклись большей частью историей своих собственных сел, обществ, менее интересуясь историей других населенных пунктов нашего края…

Об Алмаке эпизодически, как бы невзначай, важные исторические события освещаются не комментируя в подробностях, не делаются попытки раскрыть в деталях те события. Уверен, если бы по Алмаку велись бы хоть какие-то научные поиски, они увенчались бы успехом, результаты предвосхитили бы ожидаемое.

Кратко, буквально в нескольких предложениях сообщается об Алмаке в редком издании Бакиханова А.К. «Гюлистан-и Ирам», Баку 1926г.: »…Эмир Темур, покорив кумыков, обитающих между Тереком и Сулаком, прошел по земле Мичикич, на город Алмак…, который имел 7 тысяч домов… Он взял город после сильного сопротивления и разорил его.

Алкадари Г.Р. «Асари – Дагестан» исторические события о Дагестане» Махачкала «Юпитер» 1994г., ссылаясь на автора «Гюлистан-и Ирам» пишет «…Царь Тимур, покорив землю кумыков, живших между реками Тереком и Сулаком, вторгся оттуда в Чечню и разгромил бывший там город Алмак…, имевший 7-8 тысяч домов…»  

До нашествия завоевателя Тимура, это было осенью 1395 года, предки алмакцев жили на современного урочище «Гъоркьа росо», что на самой северной оконечности нынешнего села.

Осенью 1395 года завоеватель Тимур прибыл  к городу Алмаку, где было 7-8 тысяч дворов, с целью его захвата и осадил его несколько месяцев. Он обещал жителям города жизнь и просил открыть ему, т.е. его войску ворота «Коймесе», хотя те обещали им сохранить жизнь местных жителей города, на это жители города ответили отказом. Нам неизвестно как переводится название ворот «Коймесе», может спутали его название или название ворот было другое...

После длительной осады Тимур увел свои войска за Гумбет, при этом он сделал тактический ход, обманув жителей города, что оставляет город Алмак. На самом деле он готовился к взятию города хитростью.

В село тогда была проведена питьевая вода из местечка «Х1абибил тала», что на расстоянии 2 км.. Водопроводные трубы были из глины и они обжигались на месте. Эти трубы и поныне сохранились и их находят в отдельных местах в земле. Их можно увидеть в музее сел. Калининаула и Алмака. Если проследит места, где были найдены эти трубы, легко можно понять, что водопроводные трубы были подведены из верхней части нового села к «Гъоркьа росо».

Есть легенда, что весной 1396 года Арсах Тимур послал своего шпиона в виде нищего с целью выяснить: почему они не сдаются. Долго шпион ходил по городу, никак не удавалось ему выполнить задание Тимура, разузнать как взять Алмак. Наконец он зашел к одной старой вдове и просил у нее кушать якобы он голодный. Она сварила ему кашу вместе с орбичом в середине. Несмотря на то, что город длительное время был в осаде, горянка угостила «нищего» как гостя. Когда он стал кушать, он, не трогая центра тарелки, где был орбич, стал кушать по краям. Она спрашивает его, почему кашу кушает по краям как Арсак Тимур. Окружает и не может покорить наш город. Он нарочно интересовался как будто он не знает Арсака, почему тот не может  взять город. Она вышла во двор и показала тому откуда берет начало проводимой им питьевой воды и объяснила ему, что мол наше счастье, что Арсах Тимур не знает, откуда берет начало водопроводные трубы.

Шпион рано утром ушел, когда вернулся к Тимуру рассказал об этом.

Тимур направил своих людей искать источник воды. Тогда вновь и вновь он направлял других. Это им не удалось, тогда он созвал совет своих старейшин и поручил узнать как найти родник. Один из старейшин предложил ему накормить в течение недели молодого жеребца только овсом и пустить к предполагаемому месту. Так и сделали. Жеребец стал рыть копытами. Когда воины Тимура вскопали это место, оказалось, что, действительно,  там был источник воды. Тимур перекрыл воду в город. Около месяца те остались без воды, мучились от жажды скот и люди, пока полностью не закончился весь запас воды. Тимур отправил к жителям города парламентариев с предложением сжаться, и он обещает сохранить им жизнь. Жители города вынуждены были сдаваться. Нарушив данное слово, Арсах Тимур уничтожил жителей города. Этому свидетельствуют многочисленные захоронения в местечке «Гъоркьа росо».

В книге Мансурова Ш.М. «Салатавия» Махачкала «Юпитер» 1995г.  Надо дать должное этому высоко квалифицированному специалисту профессиональному историку, автору, уделивший наибольшее внимание раскрытию истории Салатавии: «…Во времена Тимура Алмак был известен как крупный и хорошо укрепленный город с населением более 9 тысяч дворов…» После нескольких безуспешных штурмов, приведшие к большим потерям живой силе, военачальники Тимура и прозвали город «Алмак», то есть не преступный…»

В книгах других авторов идет несколько измененная запись об этих фактах со ссылкой на того же Бакиханова А.К. и почти все, этими несколькими предложениями ограничены сведения о древнем городе Алмаке, каждое слово которых охватывает целую эпоху развития и процветания, разрушений, горя и трагизма алмакцев тех лет. Напротив, встречаемых в некоторых книгах, сообщения о важных исторических фактах, связанных с Алмаком, из-за ошибок, допущенных авторами, могут вносить путаницу, создавая ощущение у читателя, будь-то речь идет о разных населенных пунктах. В связи с этими авторы и подготовили эту статью.

Так, в книге «История Апшеронского полка. 1700-1892гг. Издательство Атаева И.Г., Дагестанская Республика.1993г., том 2. с.120-122, 135, 257, 258, 262, 287, 289, 296 селение Алмаки.

В книге «История народов Северного Кавказа. Конец ХУ111 в - 1917 г.» Москва. «Наука» 1988г. под редакцией академика Нарочницкого А.Л., обобщая о съездах Имама Шамиля, написано в одном листе «…съезды были созваны… в октябре 1845 г. в Алмае…».      В другом месте той же книги сообщается, что тот же съезд состоялся в «…Аммахе…».

В книге А.М. Халилова «Шамиль и Кавказская война Махачкала, 1998г. с.129  записано, что с 1841 года по 1858 год для обсуждения и решения важнейших вопросов 6 раз созывались съезды Алимов и других представителей должностных лиц имамата: в Дарго, Амахе, Анди, Ругудже, Шали, Хунзахе.

В издании Омарова Г. депутат Государственной Думы ФС РФ авторский коллектив: Р.М. Магомедов, академик НАН РД, Г.А. Гаджиев, судья Конституционного суда РФ, М.И. Садиков, ректор института теологии и религиоведения им. Мама-Дибира аль Рочо, М.К. Омаров, консультант фонда «Содружество», Д.Д. Васильев, вице- президент Общества востоковедов РАН. М. Региональный фонд поддержки государственной национальной политики «Содружество», 2005г. стр. 411 - 1845 г. – съезд Алимов, наибов и других должностных лиц в Амахе.

Об этом съезде упоминается у многих авторов книг, но при этом все они ограничились только словами, что в 1845 г. был съезд наибов Чечни и Дагестана в Салатавии в сел. Алмах.

Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. «Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и имамат 1877 года». Книга 1. Махачкала. 2001г. стр. 57, 213, 273 - пишут, что показывая свою приверженность к шариату, нарушили договор с неверными жители города Буртуная и Алмаха Алмахъ. Царские войска, 02 июня 21 мая 1877 года, уничтожив сел. Алмах и его хутора, повернули обратно назад к укреплению Буртунай. Они лишили «мятежных» алмахцев возможности присоединиться к отряду Алибека-хаджи.

Наверное, любой здравомыслящий человек, патриот своей Отчизны, воспринял бы болезненно, столь множественные искажения, допущенные различными авторами, тем более, если это касается истории твоего края. Не слишком ли много это для одного села Алмак. 

А вот Ю.Дадаев в своей книге «По тропам шамилевских сражений» г.Махачкала. «Юпитер» 1997г.  более подробно на высоком уровне описывает это важное политическое событие Имамата, состоявшееся в Алмаке, придав этому должное весомое значение: «В октябре 1845 годов в Алмаке три дня проходил съезд наибов, Алимов, кадиев, муфтиев, почетных и авторитетных людей, известных полководцев, командиров боевых отрядов Дагестана и Чечни. Это был съезд победителей, разгромивших многотысячную армию фельдмаршала Воронцова…».

Стоит упомянуть рассказ старожила Алмака Ирисханова Гайирхана скончался в 2001г., который вспомнил, как его мать рассказала о событиях шамилевского периода, когда наиб Умалат однажды привел в Алмак русского врача. История в точности описана всемирно известным французским писателем А.Дюма в своей книге «Кавказ» перевод редактор М.-Ш.А.Исаев «Дагестан» Махачкала издательство «Юпитер» 1995г.: «…В июне 1859 г. в Хасавюрт приезжают посланцы Шамиля. Обратившись к князью Мирскому, они просят отправить с ними полкового хирурга для лечения сына Джамалитдина. Оставив в залог за доктора трех наибов, Петровский в семь часов выехал из Хасавюрта. Наибы попросили его не отходить от них, появление его в горах содержалось в тайне, по доктору могли выстрелить. В четыре часа по полудни они переправились через Акташ, минуя два аула, из которых один назывался по имени этой же речки Акташ-аух, прим. автора, а другой юрт-анк Дюма так называет юрт-аух.

Уже вечером они увидели огни аула Оньек это местечко близ Алмака с названием Гъваниг. Ориентируясь на огни, они пошли в аул. Народ вышел на главную дорогу и кричал: «Гяур! Гяур!». Но наибы объяснили, что доктор пришел с миром. Переночевав там, в девять часов утра они тронулись в путь.
Дорога до деревни Амави Дюма так называет Алмак/ тянулась вдоль берега Акташ на Гумбетовский хребет, куда прибыли после получасовой ходьбы…» Из материала М.Шапиевой.

Наиболее ярко, объективно, используя большой документальный материал, о наибе Уммалате из Алмака написано в книге М.И. Ибрагимовой «Имам Шамиль» Москва.1991г., стр.227, 352, 516, 517. На сегодняшний день она единственная кто отважился и написала об имаме Чечни и Дагестана Шамиле такую книгу.  Алмакцы, так же как и народы Чечни и Дагестана, за это безгранично благодарны ей и ее тухуму на веки веков. Чтобы дорогой читатель знал хотя и не хочется в этой ситуации писать об этом. Но истина дороже.  необходимо здесь подсказать, что название села в этой книге приводится «Альмахи», «Алмаки», альмахальцы хотя с точки зрения кавказца, это верно, ведь село называется на аварском Алмахъ вместо Алмак, алмакцы, а вместо «Мичикал» мичикал-овраг крапивы, местность недалеко от Алмака - «миникаль».

Г.М.-Р. Оразаев Исторические сочинения Дагестана. Издательский дом «Эпоха». Махачкала, 2003г.с.279. Переселение около 500 семейств из Ауха, Ваника Гъваниг-ныне территория с.Алмак и других мест наблюдалось также в мае 1859 года. Для их прикрытия были направлены войска Салатавского отряда. АКАК, т.12,с 1143.

Гаджи-Али в книге «Сказание очевидца о Шамиле» Махачкала Дагкнигоиздат. 1990г. стр. 35 в четверть месяца Рабиуль-аввала 1264 г. июнь 1845г. Шамиль выступил совсем войском Дагестана в селение Алмах, что в Салатавии.

В книге Ю.Дадаева «По тропам шамилевских сражений» записано, что небольшая часть алмакцев, спустившись к речке, сумела укрыться в лесах на левом берегу реки Сулак вместо Акташ.

М.Магомедов в пособии «История Дагестана с древнейших времен до конца Х1Х века» ИПЦ ДГУ Махачкала 1997г., а также в книге «История аварцев» Махачкала, 2005г., стр.131 и в книге Ахмеда Исламмагомедова «Аварцы» Махачкала. 2002 г.С.15 вообще пропустил то место, где всемирно известный корифей Аббас Кули Бакиханов бывший царский полковник и Алкадари Г.Э. Гюлистан-и Ирам. Баку,1926. с.64, Асари-Дагестан. Махачкала. 1929. с.29, писали о городе Алмаке: В 1395 г. вместо весной 1396г. Тимур или Тамерлан, от персидского «Тимурланг» «хромой» снова направляется в Дагестан, и прежде чем идти в горы, он обрушился  на кумыков, живущих между Тереком и Сулаком.

Затем, оросив кровью предгорные районы, Тимур двинулся в Аварию. Здесь авторами пропущен текст относительно города Алмак: Бакиханов А.К. «Гюлистан-и Ирам», Баку 1926г.: », хотя до него более солидными учеными об этом было указано М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, С.Р. Шихсаидов «История Дагестана». г.Махачкала, изд. ДНЦ РАН, 1996 г. стр.304-309, а также редакционной коллегией: М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, Г.Ш. Каймаразов, А.И. Османов ответственный редактор, Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов к книге «История Дагестана с древнейших времен до наших дней, до ХХ века». том 1 Москва. Наука. 2004г. с.232-1  писали, что Эмир Темур, покорив кумыков, обитающих между Тереком и Сулаком, прошел по земле Мичикич, на город Алмак ныне деревня в Салатавском округе, который имел 7 тысяч домов… Он взял город после сильного сопротивления и разорил его».

На наш взгляд, тогда  городов в Дагестане было всего-то несколько, может  6 или 7 М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, С.Р. Шихсаидов «История Дагестана». г.Махачкала, изд. ДНЦ РАН, 1996 г. стр. 304-309: на юге Дербент, на севере Алмак 7 тысяч домов, между ними Кадар 7-8 тысяч домов, Зерехгеран, Цахур, Аркас и т.д...

А редакционная коллегия: М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, Г.Ш. Каймаразов, А.И. Османов ответственный редактор, Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов к книге «История Дагестана с древнейших времен до наших дней, до ХХ века». том 1 Москва. Наука. 2004г. с.209 пишут, что расцвет городов в Дагестане как и в областях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья падает на Х – начало Х111 в. Таковы Семендер и другие города Хазарии  до середины Х в., Дербент, Зерехгеран, Цахур, Аркас и др.

Эти трагические для истории Дагестана события нашли отражение также в местных исторических записях. Одна из них гласит запись на одной из страниц рукописи «Канз ар-рагибин фи шарх Минхадж атталибин» Мухаммада ал-Махали, принадлежащий жителю сел.Муги Акушинского района Магомедзапиру Закиргяеву: «797 год-дата прихода Тимурлинга со своей громадной силой в селения карийат Дарга, разрушения селения Муги Муха и гибели в сражении егшо жителей ахл, юношей, детей, стариков. Пропали все надежды на спасение из-за этих интриганов, но тут пришла к нам помощь из вокруг лежащих селений из Аварии и Кумуха Авар и Гумик и мы освободились от того великого несчастья» Айтберов Т.М., Шихсаидов А.Р. Из дагестанских памятных записей // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала. 1980 г. с.110.

797 г. хиджры М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, С.Р. Шихсаидов «История Дагестана». г.Махачкала, изд. ДНЦ РАН, 1996 г. стр.307-308  падает на промежуток между 27 октября 1394 г. и 15 октября 1395 г. ,учитывая приведенные выше сообщения, можно считать, что в действительности речь идет о походе Тимура во внутренний Дагестан весной 1396 г.

Б.Г. Алиев Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. Издательство типографии ДНЦ РАН. Махачкала.2002 г.с.148-155 указывает время нападения Тимура - в конце зимы 797г.=27.Х.1394-15.Х.1395г..

И.М. Сигаури «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Москва. Издательский дом «Русская жизнь». С.224 Тимур, пройдя через кумыкскую низменность, вторгся в Чечню и после сильного сражения взял и разрушил город Алмак Алмкхе, в котором было примерно 7-8 тысяч домов.

На наш взгляд, некоторые авторы не могут понять, почему Тимур прошел через земли Мичикич на город Алмак ныне селение в Салатавии, думают, что Алмак принадлежал Чечне, хотя на тот период какие были границы знает один Аллах. Тем не менее, здесь необходимо посмотреть на карту. Нынешнее селение Алмак расположен в окружении долголетних, дремучих лесов которых не смогли уничтожить войска царских генералов Ермолов, Воронцов и другие у подножия горы Цанта на границе с Чеченской Республикой на расстоянии 2 км. от Симсирских лесов. В те времена, а также в период Кавказской войны, удобнее было пойти на Алмак через Чечню и земли Аух. Кстати, в 1994 г. напавшие на воинскую часть в г.Буйнакск, возвратились в Чечню через выше названную горную тропу.

Между тем, ошибки в книгах, помимо выше названных, продолжаются и в наши дни. Так, в книге А.Атаева «Дагестан» г.Москва. Издательство «РИФ». С.59, 182 на фотографиях пятнистые олени, пишет, что это ошибочно Дылымский район, тогда как они содержатся в с.Алмак Казбековского района. Вроде бы незначительная ошибка, но опять-таки по отношению к сел. Алмак.

В газете «Чапар» от 28.03.1994 г. приводится архивный документ о фронтовике алмакце Мусаеве Г. местом рождения указано село Амиан, рядом указывается, что речь идет именно об Алмаке.

В той же газете «Чапар» от 31.08.1991 г. приводится другой архивный документ о фронтовике алмакце Мусичове С., местом призыва указано село Арулия, добавив, что речь идет о с.Алмак.

Ахмед Исламмагомедов в книге  «Аварцы» Махачкала. 2002 г. С.158, называя наиболее старые селения, насчитывающие многовековую историю и известные по письменным источникам или устным преданиям как издавна существующие, внесшие свой вклад в историю аварцев-3, забыл написать сел. Алмак.

Он же, Ахмед Исламмагомедов, в книге  «Аварцы» Махачкала. 2002 г. С.165, согласно записи на территории ныне принадлежащей Чиркею, когда было расположено 10 селений… Однако в этом списке нет с.Алмак, хотя приведено село Ясазул росу, которые относилось к селу Алмак и расположено выше села Алмак на горе Цанта Зантаб, ЦIантIа мегIер на расстоянии около 3 км. от него. Это село, куда по решению властей города тогда существовавшего города Алмак, прятались девушки под охраной алмакцев при угрозе со стороны  захватчиков.

Б.Гаджиев в книге «Под небом Дагестана» пишет, что Загорянский А.С. обследовал район Дылыма, Гозтала, Алмака, Юртавуха, правее долины Салаш вместо Саласу.

Посудите сами: «Алмае», «Аммахе», «Амави» по Дюма или его переводчику, «Алмаки», Амах и «Алмах». Название одного и того же села, официальное название которого Алмак. Вероятно, это системно допущенные искажения в книгах разных авторов возникли из-за ошибки, допущенной в первоисточнике, которым пользовались многие из этих авторов или ошибка автора, на которого ссылались другие авторы книг.

Такое разночтение создает ощущение, что речь идет о нескольких населенных пунктах, тем более, что в Дагестане имеется селение Аймаки, потому и необходимо было поднять этот вопрос.

На наш взгляд, давно назрел и вопрос о ведении научного поиска по историческим фактам, преданиям Алмака.

Ведь Алмак, как и другие, пережил не только завоевательные походы Тамерлана хромого Тимура, но еще раньше и монголо-татар.

Надеемся, что после выхода этой статьи на свет, читатели, сталкивающиеся с вышеописанными искаженными названиями Алмака в разных книгах, источниках, будут знать о каком населенном пункте идет речь.

Использованная литература:

1. М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, Г.Ш. Каймаразов, А.И. Османов ответственный редактор, Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов к книге «История Дагестана с древнейших времен до наших дней, до ХХ века». том 1. Москва. Наука. 2004г. с.232.

2. Ахмед Исламмагомедов. Аварцы. Махачкала. 2002 г. С.15.

3. Ахмед Исламмагомедов. Аварцы. Махачкала. 2002 г. С.158.

4. Ахмед Исламмагомедов. Аварцы. Махачкала. 2002 г. С.165.

, раздел: Статьи

Автор: Салихов С., Гаджимагомедов Г.Р. / Источник: "Ас-Салам", № 23-24
0

Поделиться

01 Дек 2003 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Топонимика названия «Алмак»

    Вдумчивое изучение названий населенных пунктов, гор, рек, местностей, в которых мы веками проживаем, освещает неизвестные нам факты из...

    Янв 2010 г.

  • Алмак — древний город, оставшийся в забвении

    В последнее время стало, как бы традицией писать об истории своего села, о своих земляках — участниках тех или иных знаменательных событий....

    Ноя 2005 г.

  • Дорогое сердцу место

    Есть у каждого из час на земле дорогие сердцу места. Среди которых для меня селение Алмак Казбековского района занимает особое место....

    Янв 1998 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля