Карабудахкент
Поделиться
01 Фев 2012 г.
Первое упоминание названия села «Карабудатцкая рать» в источниках русского происхождения относится к 1597 году (письмо шамхала русскому царю Федору Ивановичу).
Упоминания названия села встречаются в последующих источниках в самых разных модификациях: Карабудаг, Карапдаки, Карабдуг, Карабудугент, Караблагент, Карабдаки, Карабудагкент, Карабудахгент, Карабудак, Карабудакхан, Карабудангент…
Наши соседи-губденцы называют село Карабудахъла-ши, что означает «селение Карабудаха». Аварцы называли наше село Гъарабудахкент.
У лакцев встречается название нашего села — Такал, т.е. «Тронный», что лишний раз свидетельствует о том, что Карабудахкент в прошлом был центром крупного феодального владения, где находился трон (тах) местного владетеля.
Джамалутдин-Хаджи Карабудахкентский писал, что село получило свое название по имени Карабудаг-Атая, который заложил первый камень для построения этого селения.
Известный историк Г. С. Федоров-Гусейнов выдвинул две версии происхождения этого названия.
Жители села в течение столетий выращивали особый сорт пшеницы «Карабудай», и, скорее всего, считает ученый, это и послужило основанием для названия села. Правильное название села, считает он, — Карабудайгент.
Эту же версию еще ранее выдвигал местный краевед, внук Джамалутдина-Хаджи Мусапиритдин Казиев.
Не исключает Федоров-Гусейнов и версию, по которой название села могло произойти от названия многочисленных родников вокруг села, именуемых «карабулакълар» — черные родники.
Оппоненты ученого не согласны с этими версиями.
«Такой сорт пшеницы, как «Карабудай», вообще никогда не существовал, а была рожь, из которой выпекали «черный» хлеб и которую действительно карабудахкентцы называли «карабудай», но рожь никогда не была главной хлебной культурой у сельчан и поэтому не могла послужить названию села», — утверждают они.
Не согласны они и с версией, связанной с карабулаками, т. к. в этом случае, говорят они, было бы логичней называть село Бекенезгентом по названию главного родника села. Не принимать во внимание эти доводы, думаю, нельзя.
Оппоненты Г. С. Федорова-Гусейнова приводят в доказательство верности версии Джамалутдина-Хаджи соглашение, подписанное в 1849 г. князем Мамайхан-беком и 30-ю авторитетными жителями села. В соглашении говорится о том, что предки Карабудаг-Атая являлись первооснователями этого селения, и поэтому его потомки имеют особые права на земли и воды вокруг села. Но тут возникают следующие вопросы:
Во-первых, как очевидно вытекает из соглашения, село было основано не самим Карабудаг-Атаем, а его предками, и оно не могло не иметь названия, раз уже существовало.
Во-вторых, как сказано в работе Джамалутдина-Хаджи, Карабудаг-Атай не имел детей, и поэтому князья Карабудахкента не могли быть его потомками. К тому же, как утверждает Джамалутдин-Хаджи, карабудахкентские князья не были коренными жителями села, а были пришельцами.
Я считаю, что наше село получило свое название, как об этом пишет Джамалутдин-Хаджи, по имени Карабудага, основателя нового поселения на Ёгъар-ауле.
Несомненно, то, что на территории нашего села задолго до Карабудага были другие поселения. Археологические изыскания, проведенные в селе и вокруг него в конце 40-х-начала 50-х годов ХХ века свидетельствуют о появлении здесь первых поселений, начиная с древнейших времен. Память народа сохраняла названия некоторых из них: Генторун, Уллуяргент, Уллуарилент и др.
В результате нашествия врага эти поселения разрушались, оставшиеся в живых жители вновь восстанавливали разрушенные села или же строили новые поселения на другом месте.
В 1395 году вторгшийся в Дагестан Тимур, подверг страшному разгрому оказавшие ему сопротивление кумыкские поселения, в том числе и поселения, расположенные на землях Карабудахкента. Оставшихся в живых жителей этих поселений собрал и основал новое поселение на Ёгъар-ауле бий Карабудаг, чье имя и стало носить это поселение.
Вопрос о происхождении названия села еще нуждается в дальнейшем изучении. Одно неоспоримо: Карабудаг был очень авторитетным князем (бием) села, за что народ ласково стал называть его Атаем (отцом) — самым уважительным обращением у кумыков к старшему по возрасту. И сегодня, поминая в молитвах своих предков, карабудахкентцы первым называют имя Карабудаг-Атая.
Поделиться
01 Фев 2012 г.
Похожие статьи
1. Абакаров Абдулбасир Абакарович 2. Абдуллаев Магомедмубин Имамутдинович 3. Абдуллаев Магомедтагир Муталимович 4. Агаев Магомедмубин...
Окт 2018 г.
20 июля 1982 года в одном из домов села начался пожар. В это время мимо этого дома проезжала совхозная машина с рабочими, возвращавшимися с...
Окт 2018 г.
В нашем селе в прошлом было немало талантливых умельцев. Мы уже писали о том, что еще до революции широкую известность в Дагестане имели такие...
Окт 2018 г.
В грозные годы Великой Отечественной войны более 600 карабудахкентцев были призваны на фронт, и около 300 из них отдали свою жизнь за свободу и...
Окт 2018 г.
Наш земляк Зильпухар Хасбулатов с начала войны геройски сражался с врагом. Зильпухар Хасбулатов был призван в Красную Армию в 1939 г., служил...
Окт 2018 г.
«Подвиги отцов – крылья сыновей», – говорят в народе. Новые поколения, выросшие и воспитанные после Отечественной войны на традициях отцов,...
Окт 2018 г.
Комментарии к статье