Хор – его любимое детище

0

Поделиться

09 Июл 2011 г.

Говорят, если на пути реки построить запруду, то она пробьет себе новое русло. Так и человек. Талант, помноженный на титанический труд сделал Шавлуха Ибадуллаева художественным руководителем, хормейстером народного хора «Карабудахкент», да и просто отличным семьянином и надежным товарищем, авторитетным и уважаемым в районе человеком.

Шавлух Ибадуллаев родился в с.Гели Карабудахкентского района в 1940 г. В этом же году семья переехала в Махачкалу. И в классе пятом он стал тайком от матери ходить на танцы в Дом пионеров. Тайком, потому что мама Заза-бике была женщиной строгих нравов и набожной. Но когда она поняла, что запреты мало помогают страстной мечте сына научиться танцевать, сдалась.

Рабадан Абакаров, один из известнейших канатоходцев Советского Союза, работал в Союзцирке и был руководителем прославленной группы канатоходцев Московского цирка. Он приехал в Дагестан набирать перспективных детей для своей группы. Из всех претендентов он остановил выбор на Шавлухе Ибадуллаеве и Алиаге Хамдулаеве, ныне известном хореографе. И только благодаря одному из родственников, уговорившему маму, Шавлух смог уехать в Москву.

Так началась кочевая гастрольная жизнь юного артиста. «Ткну пальцем в любое место на карте – обязательно попаду в город, где тогда выступал. В 12 зарубежных странах был с цирком на гастролях». И это тогда, когда за рубеж мало кто ездил.

Запомнилось Шавлуху первое цирковое представление. Это было в Баку, где гастролировал Московский цирк и куда Рабадан Абакаров привез своих подопечных.  Эти годы для Шавлуха стали не только школой профессионализма и мастерства, но и творческого, личностного общения. В те годы в Москве выступали легенды советского цирка – мастера клоунады, эксцентрики, дрессировки: Олег Попов, Михаил Шуйдин, Михаил Румянцев, Елена Бугримова. Гастроли, переезды, представления… В год Шавлух менял по несколько школ в разных концах Советского Союза. До сих пор он с теплотой говорит о своих прославленных учителях – уроженцах с.Цовкра Кулинского района Рабадане Абакарове и Яраги Гаджикурбанове.

Шавлух, работая в цирке, сумел преодолеть и страх высоты, и робость, и комплексы провинциала. Он так врос в коллектив, что его уход из цирка по семейным обстоятельствам стал чуть ли не катастрофой. Но сыновний долг перед престарелой матерью был для него превыше всего. Ни блестяще начавшаяся карьера циркового артиста, ни  уговоры коллег по цеху, ни просьбы руководителя группы его не убедили остаться в цирке.

Шавлух уезжает в Дагестан, работает в Государственном ансамбле песни и танца «Дагестан», в составе прославленной группы канатоходцев, где сложные трюки – обычное дело. Это было прекрасной школой.

Чего больше  в талантливом человеке – божьего промысла или каждодневного труда? Ответ, конечно же, очевиден: нет формулы абсолютной гениальности, и талант без труда просто захиреет со временем. Шавлух это знает, поэтому и в свои 70 лет не устает работать над собой.

В конце 90-х он круто меняет свою размеренную жизнь городского пенсионера и относительно спокойную работу руководителя студенческого хореографического коллектива. Он уезжает жить в родной Карабудахкентский район. Основанием для столь кардинального решения послужило предложение создать в родном селе Гели детский хореографический коллектив. В скором времени ансамбль «Гели» начал успешно участвовать в районных, республиканских куль­турных акциях. Стал популярен в районе. Дети с удовольствием занимались танцами.

Но неугомонная душа Ш. Ибадуллаева, его потенциал требовали реализации и приложения творческих сил и в другой сфере. Он по просьбе начальника Управления культуры Карабудахкентского района формирует хоровой коллектив, основой репертуара которого стали произведения известного кумыкского йырчи Агая Капланова. Это имя по сей день на слуху у карабудахкентцев, особенно пожилого и старшего возраста. «Агай Капланов, наверное, последний йырчи, — считает Шавлух, — по крайней мере таких, как он, пока нет». Будучи совершенно неграмотным, Агай обладал незаурядной памятью и даром импровизатора. Он оставил после себя огромное количество удивительно талантливых по поэтическому и музыкальному содержанию песен – йыров. Среди них эпические, патриотические, духовные, любовная лирика.

Шавлух одновременно с подбором вокалистов и формированием программы нового коллектива стал записывать у старожилов песни Агая Капланова, старинные кумыкские йыры, песни, частушки. Сейчас его коллектив — признанный в республике народный хор «Карабудахкент» им.А.Капланова. За эти годы хористы представляли музыкальную культуру кумыков на многих международных, всероссийских фестивалях фольклора и традиционной культуры.

Для Шавлуха Ибадуллаева хор – любимое детище. Муниципальные власти как могут опекают известный ансамбль: сшиты национальные костюмы, приобретены музыкальные инструменты, поощряются и поддерживаются выезды на республиканские, всероссийские, международные фестивали и праздники. «Эта поддержка дорогого стоит, — считает Шавлух, — потому что мы работаем прежде всего для создания позитивного имиджа не только родной Карабудахкентской земли, но и всего Дагестана и даже России. Наша деятельность прежде всего нужна народу».

У Шавлуха и Айнав Ибадуллаевых большая и дружная семья: дети, внуки. И хотя сам глава семейства и его супруга всю жизнь посвятили сохранению культурных традиций, служению искусству Дагестана, ни один из детей не пошел по их стопам.

У Шавлуха свой взгляд на все, что происходит сегодня в Дагестане. Он не понимает, почему дагестанцы на нынешнем этапе должны откатиться назад, в средневековье. Он не понимает, почему, к примеру, надо отказываться от народного костюма в угоду арабским веяниям. Ведь дагестанский костюм (и женский, и мужской) не просто красив и функционален, но и отвечает всем нормам шариата. Почему мы должны отказываться от своего дагестанского положительного культурно-нравственного опыта и перенимать чужой – непривычный и непонятный?

Жизнь сегодня ставит сложные вопросы, и ответы на них такие же неоднозначные. Но при любом раскладе Шавлух уверен – основой духовности дагестанцев должен стать нравственно-социальный, культурно-исторический опыт наших народов. Он и его хоровой коллектив уже много лет выполняют эту великую миссию.

Р.S. Шавлух Ибадуллаев в 2011 г. Министерством культуры РД, Республиканским домом народного творчества выдвинут на  соискание Государственной премии Правительства Российской Федерации в области культуры «Душа России» за вклад в развитие и сохранение народного творчества.

, раздел: Личности

Автор: Марита Мугадова / Источник: "Дагестанкая правда"
0

Поделиться

09 Июл 2011 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Оружейник Шахманай

    Шахманай был личным оружейным мастером шавухала Абумуслима. Его работы были представлены в всемирной выставке в Париже в 1871г. В...

    Янв 2012 г.

  • Абсалитдин Гамзатов

    Гамзатов Абсалитдин Гамзатович – участник Великой отечественной войны, проживший скромную жизнь и оставивший след в сердцах своих...

    Янв 1970 г.

  • Подводник из Гелли – Загир Загиров

    Загиров Загир Гаджиевич родился в 1922 г. в селении Гели Карабудахкентсгого района. В 1934 окончил 4 класса Гелинской начальной школы, в 1934-1935 гг....

    Янв 1970 г.

  • Александр Дюма о своем пребывании в с. Гелли

    В 1854 году Гелли посетил французский писатель Александр Дюма (XVI глава из его книги «Кавказ» описывает события происходившие в с.Гелли) ГЛАВА...

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля