Автор: Тимур Киязбеков, "Ёлдаш", № 39

Доргели – одно из древних поселений Северного Кавказа. Находки, обнаруженные археологами вблизи села, относятся к периоду каякентско-харачоевской культуры (2 тысячи лет до нашей эры).

Знакомство с селом, по нашему мнению, так же как и знакомство с человеком, должно начинаться с его имени. Следует оговориться, что правильно название села по-кумыкски звучит как Дёргели, но в последнее время всё чаще название стали искажать в произношении и при написании теперь люди произвольно называют Дургели. Мы в своей статье будем употреблять название Доргели как наиболее сходное с ранее принятым правильным кумыкским его написанием. Мы не считаем это мелочью, так как искажение названия приводит и к появлению маловразумительных попыток расшифровать название села. Как подобную попытку мы можем указать предание о том, что село получило своё имя от словосочетания слов «Дур гелди». По другой версии, Дёр-Гели - это якобы «Верхнее Гели». Эти версии краеведов не подтверждаются при анализе источников. Гораздо более убедительным нам кажется мнение филолога А. А. Сатыбалова о том, что название Доргели образовано от средневекового тюркского чина «дурга» («доьрге»). Так называли чиновников в Золотой Орде, ведавших сбором налогов на завоёванных землях. На Руси их называли даругами, но чаще баскаками.

Любопытно, что согласно свидетельству представителя андийской ветви шаухальской династии Ахмат-Хана сына Пир-Мухаммада, жившего в начале XIX в., его предок Султан-Али-бек, отождествляемый К. Алиевым с Али-Султаном сыном шамхала Андия сына Чопана, носит титул дурге-нусала (по-кумыкски правильнее «дёрге-муцал»). Али-Султан также являлся племянником шаухала Сурхая. Любопытно, что, по свидетельству известного историка профессора Расула Магомедова, местные жители на вопрос о появлении названия «Доргели» отвечали, что аул носит имя племянника одного из шаухалов. Вполне вероятно, что титул «дурге» был обычен для ближайших родственников шамхала, в частности для его племянников, занимавшихся управлением зависимыми от шамхалов землями. Возникновение названия «дурге» можно отнести ко времени не ранее XIII в., когда в селе поселился один из подобных сборщиков налогов с покорённых татаро-монголами земель. До этого времени селение носило иное более древнее имя. О том, что это название возникло именно в период Золотой Орды, а не раньше или позже, свидетельствуют источники. Так, в опубликованном А. Е. Криштопой списке католических центров XIV в. в Дагестане указано и Доргели. Затем это село указано в списке разрушенных Тамерланом дагестанских поселений.XV в., после падения державы Тамерлана, Доргели, как и вся равнина между реками Оросай-Булак и Терек, подпала под власть шамхалов. Село входило в удел наследника престола крым-шамхала. В начале XVII в. на стыке современных Буйнакского, Карабудахкентского и Левашинского районов возникло Мехтулинское ханство со столицей в Нижнем Дженгутае. По аргументированному источниками мнению исследователя родословной князей Тарковских К. М. Алиева, основатель Мехтулинского ханства Махти (Кара-Махти) в юности являлся доргелинским удельным князем, а затем стал на некоторое время крым-шамхалом (официальным наследником престола). Он пользовался большим уважением в народе из-за личных качеств. Благодаря этому уважению он, считая себя незаслуженно обойдённым в правах на престол, в первой половине XVII в. образовал собственный независимый удел - Мехтула и объявил себя ханом. Хан – это был высший титул у тюрко-мусульманских народов, равный по статусу шамхальскому. По нашему мнению, Махти первым в Дагестане стал именовать себя ханом, ведь правители Аварии тогда ещё именовали себя нуцалами, а Казикумухское, Дербентское, Кюринское и Кубинское ханства ещё не образовались.I. Так комендант крепости Святой Крест Д. Ф. Еропкин в 1732 г. указывает, что правителем Дургели являлся Махти сын Пирмухаммеда («Пермамета»), а также сообщает о наличии в окрестностях села овощных садов. Вероятно, Доргели сохраняло свой удельный, автономный статус и в составе Мехтулинского ханства.XIX в. в селе было девять мечетей. Первым среди арабистов и богословов села можно упомянуть Шейх-Шарипа, жившего в XVI в. На его могиле воздвигнут зиярат. Зияратов также удостоены шейхи Исмаил, Хаджи-Али, Сайд-Хаджи, Мухаммед-Зайир, Гасан. Среди обычных арабистов, не достигших степени тарикатского шейха, необходимо назвать Сагадуллу-Кади, Салимхана, Кака-Мухаммед-Кади, Назира Валиюллаева, Абуюсуп-Кади, Арсанали-Кади, Абдулгамид-Кади и Назира Доргелинского (ад-Доргели). Последний составил свод биографий дагестанских богословов «Услада умов Дагестана», изданный в Германии Михаэлем Кемпером в переводе на немецкий язык. В начале XX в. обязанности кадия в Доргели исполнял Шугаиб-Кади Темирбулатов, который в конце 1916 г. получил от правительства золотую медаль «За усердие».

Следует добавить, что в Кумыкии название Доргели носит ещё один аул - квартал селения Тарки Доргели-аул. Помимо этого, в Буйнакском районе между кутаном Кыльяр и Бугленом есть урочище, носящее громкое и загадочное имя Доргели-Кала. Возможно, именно здесь и располагалось селение до того, как его разрушил Тамерлан. Вблизи села также протекает ручей Доргели-Латупок.

В связи с последним фактом хочется напомнить о бытовании в прошлом легенды о том, что основатели Дженгутая, Буглена и Доргели были родными братьями, поделившими между собой земли своего отца, жившего в городе Харкас на Гимринском хребте. Практически каждое предание имеет в своём основании действительно имевшее место историческое событие, переосмысленное со временем народом в соответствии с постепенно менявшимися представлениями о прошлом. В дотамерлановскую эпоху на Гимринском хребте действительно стоял большой город Харкас, руины которого находятся близ современного аварского селения Аркас в Буйнакском районе. До того как в 1859 г. в Аркас переселили аварцев из Верхнего Гуниба, жители которого таким образом были наказаны царским правительством за то, что они до последнего дня поддерживали Шамиля, здесь располагались кутаны Нижнего Дженгутая и Доргели. Неподалёку от руин древнего Харкаса находится зиярат шейха Хаджи-Асельдера. Арабист Назир Доргелинский упоминает имя сельского летописца эмира Салимхана из Доргели, записавшего предания об этом шейхе: «Тот шейх, который похоронен в этой могиле, является Хаджи-Асельдером сыном Ата из Кадара. Он же из наследников эмиров карачи». Карачи, или, как их правильнее называть, карачи-беки, согласно Д.-М. Шихалиеву, выполняли роль «блюстителей всех старинных кумыкских обычаев». По его же словам: «Они суть потомки туземных князей, когда-то знаменитых, но влиянием шамхала ныне униженных». По мнению Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского, титул карачи-бек происходит от кумыкского слова «къаравчу» - «смотритель», «блюститель», потому что карачи-беки следили за соблюдением вековых адатов.

Вероятно, что в предании об основании Дженгутая, Буглена и Доргели в легендарной форме отражено пребывание предков современных доргелинцев, дженгутайцев и бугленцев ещё задолго до походов Тамерлана под властью одной княжеской династии, возможно, карачибийской, из которой происходил и знаменитый эмир Губден. Согласно доргелинскому преданию, Губден (в предании его имя звучит как Габдан), основавший современное одноимённое даргинское селение, был по происхождению доргелинцем. Этому сказанию можно было бы не верить, если бы не сообщение историка А. К. Бакиханова, который указывает, что одноглазый Губден, воевавший с Тамерланом и прощённый им за свою отвагу и остроумие, был «одним из вождей кумыкского племени». Если учесть, что Доргели тогда было одним из крупнейших поселений Северо-Восточного Кавказа, в котором размещалась резиденция ханского наместника, собиравшего налоги, и упоминалось даже в документах Ватикана, вполне вероятно, что здесь была собственная правящая карачи-бекская династия, к которой мог принадлежать и вышеуказанный Губден.

Большой интерес для истории села представляют названия местностей в окрестностях Доргели. Среди них мы особо хотели бы выделить названия горы Джулат-Тау и пахотного участка Калавур. За каждым из них особая и интересная история. Гора Джулат-Тау, как и существовавший сто лет назад у её подножия хутор Джулат-Махи, сохранили в своём имени память о связях Центральной Кумыкии с верхним течением реки Терек. На это указывает наличие на стыке Кабарды и Осетии остатков золотоордынского города, который также назывался Джулат. Название Калавур на языке ближайшего к кумыкам народа по языку – балкарцев – «калавур» (в балкарской орфографии: «калауур») означает «сторожевая башня». Корень «калавур» общеизвестное «къала», имеющее значение «крепость», «башня» (сравните с Агач-Кала и тому подобным). Вероятно, подобная связь между названиями возникла ещё до прихода в Дагестан Тамерлана.

А. П. Щербачев, подчёркивая статность и красоту населения Мехтулы, в том числе и жителей Доргели, добавляет, что хотя её население в целом живёт небогато, но все же хорошо и ведёт обширную торговлю с Тарками, Эндиреем и Нагорным Дагестаном. Главным предметом экспорта для Мехтулинского ханства в целом и для Доргели в частности являлись фрукты. Доргелинцы и особенно живущие вместе с ними евреи являлись активными посредниками в торговле между населением кумыкского приморья (Тарки, Бойнак), с одной стороны, и Койсуболинским и Андаляльским обществами (современный Унцукульский и Гунибский районы), с другой. Жители Доргели также активно занимались скотоводством. Зимой они пасли свой скот у Аданака, а летом на своём кутане у Аркаса на Гимринском хребте.

Посетивший в 1797 г. Дагестан Д. И. Тихонов считал Доргели главным селом Мехтулинского ханства. Его население он оценивал в 750 семей. Учитывая разницу в количестве людей в разных семьях, мы можем взять за среднюю цифру 5 человек, умножив 750 на 5, мы получим примерное количество жителей – 3750 человек.

Знатных и богатых узденей в Доргели называли ак-узденями, то есть белыми узденями. В селе также проживали чанки из дома мехтулинских ханов.

В 1844 г. доргелинцы взбунтовались против Али-Султана Мехтулинского, который взимал с них податей выше положенного. Им удалось добиться его наказания за самоуправство, и он был выслан в Воронеж.

В 1867 г. Мехтулинское ханство было упразднено, и Доргели вместе с соседними сёлами вошло в состав Темир-Хан-Шуринского округа.

В 1896 г. в бытовой ссоре был убит старшина селения Доргели Сотау Яхья-оглы. С его убийцы Тахтар-Хаджи Абакар-оглы в пользу села взыскали 100 рублей, а затем выслали сроком на девять лет в Казикумухский округ.

В 1899 г. в Доргели решением сельского схода отменили адат о запрете передачи наследства по женской линии, как несоответствующий мусульманским законам (шариату).

Интересна история заселения доргелинцами хутора Аданак, являвшегося на протяжении столетий имением мехтулинских ханов. Согласно архивным данным, джамаат селения Доргели купил кутан Аданак у Алыпкача сына Чопана за 7500 рублей, который в свою очередь получил его от Рашид-хана Мехтулинского за верную службу (Алыпкач был его нукером). От имени джамаата (общества) Доргели договор о покупке аданакских земель подписал кадий Арслан-Герей Сулеман-оглы. Эту покупку оспаривал Али-Султан Мехтулинский (внук вышеупомянутого своего тёзки), считавший эту покупку незаконной. Однако вакилам (порученцам) сельского общества Шамсутдину Абатову, Магомед-Гаджи Салават-Гаджи-оглы и Зайнутдин-Гаджи Идрис-Гаджи-оглы удалось доказать свою правоту.

Выиграв дело о землях кутана Аданак в 1916 г., доргелинцы начали их активно заселять и теперь здесь расположено крупное селение с тем же названием. Первопоселенцами Аданака являлись Магомед Мусаев, Темирбек Темирбеков, Гашим Меджидов, Пайдуллагаджи, Бадав Мусаилов, Шарабутдин Мурзаев, Карчыга Мусаев и другие.

Руководил борьбой в суде за Аданак Шамсутдин Абатов. Он вообще долгие годы являлся лидером общественного мнения в селе и к его словам все прислушивались. Он был одним из тех, кто возглавлял доргелинцев при захвате ими бекских земель на Каптар-Кутане, а в 1914 г. он же руководил выступлением сельчан против замены арабского языка делопроизводства в сельской управе русским. Шамсутдин Абатов был за это сослан на север, но, вернувшись после Февральской революции, 1918-1920-е гг., командовал доргелинскими партизанами. Пал он в одном из боёв с отрядами Нажмутдина Гоцинского. Ещё одним командиром местных партизан был Кадырага Доргелинский. За активную поддержку сторонников советской власти в 1919 г. Доргели подвергся ужасному погрому белогвардейскими войсками.

Кроме кумыков, в Доргели жили и евреи. У них был отдельный квартал Жугъут-аул, синагога и собственный бегаул (старшина). Выходцем из Жугъут-аула являлся помощник первого секретаря Дагобкома А. Д. Даниялова Анатолий Нафталиевич Данилов.

В советские годы в Доргели был образован колхоз имени Ворошилова, работники которого совершили немало трудовых подвигов.

В годы Великой Отечественной войны к званию Героя Советского Союза были представлены доргелинцы Абусаид Исаев и Залибек Абакаров. Всего из села на фронт ушло более 350 человек, треть из которых домой не вернулась.

Среди известных доргелинцев религиозные деятели и арабисты: Назир Валиюллаев-Доргелинский, Мухаджир-Хаджи Акаев-Доргелинский, Патамухаммед-Хаджи Доргелинский; государственный деятель  Т. Темирбеков;  герои войны, представленные к высшим наградам А. Исаев и З. Валиев; учёные: Г.А.  Байсонгуров,  К.А. Азизов,  А. Р. Гаджиев, А.А. Мурзаев; генералы А. Карчигаев и К. Миятлиев, руководители крупных предприятий и предприниматели М.-С. Б. Магомедов (с 24 марта 2010 г. спикер НС РД), З. и Т. Алимурзаевы;  спортсмены: Магомед Яхьяев, Мадина Казакова, Басыр Алжанбеков, Абдулла Магомедов,  Солтан Мигитдинов и др.

Доргели расположено в живописной долине, окруженной с трех сторон горами, в 30 км к западу от райцентра с. Карабудахкент и 25 км к северо-западу от г. Буйнакска. Расположено оно на высоте 650 км над уровнем океана.

В Доргели посевных площадей - 1856 га, лугов - 1750 га, лесов - 563 га. Люди в основном занимаются животноводством, птицеводством, сеют пшеницу, ячмень, кукурузу, картофель и др.

По последним данным, в Доргели проживают 5338 человек, функционирует одна из крупнейших в Южном федеральном округе птицефабрика «Эльдама».

В центре села, снеся старую джума-мечеть, построили новую, самую большую на Северном Кавказе из сельских мечетей: вместительность 1650 человек, высота минарета – 25 метров. Джума-мечеть построили доргелинцы своими силами, средствами и своими мастерами, истратив около 8 млн рублей.

В Доргели - 25 аульных мечетей, и у каждой имеется свой минарет. В селе функционируют трехэтажная средняя школа, начальная средняя школа, Дворец культуры, сельская участковая больница, спортивная школа, детские ясли, медресе.

В центре села, возле школы, возведён монумент, где на плитах золотыми буквами записаны фамилии и имена 135 доргелинцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля