Ахмедкент – название села произошло от слов «Ахмед», что означает имя основателя села, и «кент» на языке южных кумыков означает село (в отличие от «юрт» у северных кумыков).
Даргинцы называют село ГIяхIмадлаша (ГIяхIмадла ши). По рассказам стариков, которые передавали от старших к младшим, село основал некий Ахмед. Основание села связанно с источником воды, который находился в этом селе. Когда оно возникло определить трудно в связи с отсутствием, каких-либо документов. Можно предположить, что село существовало уже в XIV-XV веке, а может быть и ещё раньше.
Следы развалин старого села наблюдаются в местечке АллацIурила хьаре, дурхъа пирса. Следы древних захоронений наблюдаются от дома ХIяжихана Эльдерхана и тянутся до дома Тултарла Ауила и ниже.
В годы царствования Екатерины II была предпринята экспедиция для обследования западного побережья Кайтагского моря. Экспедицию возглавил академик Гмелин - немец по происхождению, служивший в Русской Академии Наук. Когда в январе 1774 года Гмелин возвращался из Дербента, Кайтагский уцмий Эмир-Гамза захватил его, и поселил в селе Ахмедкент. В июне 1774 г. академик Гмелин скончался, находясь в Ахмедкенте. С тех пор прошло более 200 лет и, к сожалению, даже люди, родившийся в конце XIX века, не смогли передать подробности этой истории.
По рассказам старожилов, Ахмедкент часто посещал ГIямарла Батирай. Об этом писали в журнале “Литературный Дагестан” № 4 от 1986 года.
В конце XIX века в Ахмедкенте было около 100 дворов. Сельчане, в основном, занимались земледелием, скотоводством и садоводством. Земля была в частной собственности. Средний крестьянский двор занимал площадь 1 - 1.2 гектара земли (5-7 дярхIянна хъу). Кроме того, имелись сенокосные участки (1-2 урклела мура). Почти каждая семья имела быка, корову, теленка. Некоторые имели до 20-30 баранов и 10-15 голов крупного рогатого скота.
Известно, что в период с VIII-XII вв. в Дагестане происходит процесс имущественного и социального неравенства. В Ахмедкенте эти процессы сформировались гораздо позже. Расслоение на богатых и бедных происходит в конце XIX и в начале XX века. Появились зажиточные крестьяне, которые имели большие земельные угодья, крупные скотоводы - барановоды. Вместе с тем, были и мелкие крестьяне, которым не хватало «своего хлеба».
Одним из важнейших занятий у дагестанцев считались и отходные промыслы. Обусловлено это было обстоятельствами социально-экономического характера. В XIX в. отходничество получило социально-экономическую основу в связи с усилением расслоения крестьянства, ускоренным развитием товарно-денежных отношений, усилением потребности в деньгах и появлением большого спроса на рабочую силу. Основными видами отхода стали следующие: уход в батрачество, в город, на рыбные и нефтяные промыслы, строительство дорог. Так, в Ахмедкенте некоторые крестьяне занимались отходничеством (ялчнат), считалось тайным занятием, но иногда некоторые уходили на временную работу, на рыбные промыслы (батагъале)
Среди крестьян выделялись и ремесленники. Таким ремесленником был Умалат-хIяжи, железных дел мастер. Он делал серпы и другие изделия и продавал их в Дербенте. Некоторые крестьяне арендовали землю у хунгиянцев (село Хунгия).
Много труда вкладывалось сельчанами на сенокосных работах, при обработке пахотных земель, садовых участков (балтIа). Из-за земли часто происходили споры, которые нередко заканчивались кровопролитием.
Село разделено на 3 округа (къатI): с лева от родника располагается ГьяхIмадлаша, с права от родника – Азалме, выше родника - Хъаршуглинский округ.
В годы Советской власти, как и по всей стране, религия в селе была под запретом, не было своей мечети (была разрушена). В центре села стоял клуб, где проводились культурные мероприятия, демонстрировались кинофильмы, а в конце 80-х годов данный клуб был переделан под мечеть (мистIикI).
От себя хочу добавить, что в последнее время, пост главного муллы села является камнем преткновения среди сельчан. Данный вопрос, к великому сожалению, разделил Ахмедкентцев на две противоборствующие стороны.
Комментарии